29 сентября, воскресенье
+5°$ 92,71
Прочтений: 1964

Как важно быть несерьёзным!

Открывая газеты, всегда с тоской просматриваю разделы, предназначенные для того, чтобы я улыбнулся. Нет! Пошлые анекдоты с юмором ниже пояса, сортирно-лагерный язык, примитивная тематика… И это после Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Ильфа и Петрова, после русского фольклора! Да, можно говорить о суровом климате и о суровой современности, но слово «остроумие» - составное, вторая половина - «ум»! Что, тупеем?

А по ТВ! Особенно угнетает меня импортный юмор. Не стану перечислять названий передач, им несть числа, но среди них есть даже английские! Что происходит? Ведь само слово humour - английское, существует понятие - «английский юмор», для меня воплощенное в добром, тонком, нежном юморе Диккенса. Да, были еще Шекспир, Шеридан, Д.Джером, Шоу и другие английские юмористы и сатирики, но нам-то показывают иное. Что, британцы тоже американизируются и тупеют?

Известно, что человек, лишенный чувства юмора, неполноценен, а мы, кажется, идем по пути «деюморизации всей страны». Как поется в старой песне, «с этим что-то делать надо, надо что-то предпринять»! И я по-настоящему обрадовался, узнав, что Томский драматический театр ставит пьесу Оскара Уйальда «Как важно быть серьёзным».

Уайльд более всего известен у нас по рассказу «Кентервильское привидение», социально-философскому роману «Портрет Дориана Грея» и комедии «Идеальный муж». Фильм по ней с потрясающим актерским ансамблем (Ю.Яковлев, Л.Гурченко, П.Кадочников, Э.Марцевич, Е.Коренева, Е.Ханаева и др.), с чудесной музыкой нашего земляка Эдисона Денисова, в 1980 году великолепно поставлен в СССР В.Георгиевым.

Не всем и не всё нравится у английского автора конца XIX века. Пуританам неприятна его далеко не кристальная биография (в серии ЖЗЛ в 1999 году вышла книга Ж. де Ланглада «Оскар Уайльд, или Правда масок»). М.Горький без особого уважения писал о его «красивой болтовне», подчеркивая всё же, что «парадокс в области морали - очень законное оружие борьбы против пуританизма». Действительно, если об идейной глубине и социальной значимости пьес Уайльда можно спорить, то уж по остроумию, занимательности вымысла, изяществу формы, блеску афоризмов и парадоксов в мировой драматургии мало ему равных.

Все это сказано, во-первых, чтобы подчеркнуть - ТДТ сделал доброе дело, поставив (режиссер С.Куликовский) «легкомысленную комедию для серьёзных людей», одну из наиболее остроумных (и наименее содержательных!) пьес О.Уайльда. Конечно, искушенным театралам не очень понравятся «водевилизация» пьесы по канонам «Аншлага», опереточное воплощение отдельных эпизодов и манерность работы части исполнителей, играющих вовсе не англичан - видимо, надо угождать известной части публики. Но искусственного навязывания «современного прочтения», столь свойственного многим нынешним постановкам, в спектакле почти нет. И хотя текст кое-где сокращен, главное осталось - мы можем услышать грамотный язык, прикоснуться к настоящему юмору, задуматься над парадоксами, т.е., после спектакля стать чуточку лучше. Это - главное.

А, во-вторых, слушать-то иногда трудно! Наверное, привычка старшего поколения видеть в театре Храм, куда идут принарядившись, где ведут себя подобающим образом, где важен не только спектакль, но и ты сам на спектакле, воспринимается сегодня если и не как тяжкий пережиток тоталитарного прошлого, то уж во всяком случае, как анахронизм. Да. Но вот чуть впереди звучит сигнал мобильного телефона… Позади - хруст весело поедаемых чипсов и «театральный» шелест пакетов… А справа - явно не Уайльдом возбужденный молодой человек, перепутав театральные кресла с домашним диваном, а сцену - с экраном телевизора, во весь голос объясняет что-то своей соседке. Об остальных подробностях не пишу, ибо главное я все же сказал - найдите время, сходите в театр, ведь так важно иногда быть несерьёзным.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора