23 ноября, суббота
-14°$ 102,58
Прочтений: 4721

Искусство не для всех (фото)

Сотни объектов современного искусства. Десятки знаковых деятелей уличной культуры. Пять направлений. Пять дней. Но все рано или поздно завершается. Так и третий арт-фестиваль Street Vision, стартовавший в конце мая, подошел к концу. Чтобы понять, насколько мероприятие заинтересовало томичей, достаточно посмотреть на цифры. Побывали на мероприятиях в рамках арт-фестиваля больше трех с половиной тысяч уникальных посетителей.

По сравнению с прошлым годом площадь Street Vision увеличилась почти в два раза. Мероприятие прошло в заброшенном цеху типографии «Красное знамя» на проспекте Фрунзе, 103. Помещение разделили на несколько зон: интерактивную, выставочную, торговую, а также фуд-корт, кинозал, лекционный зал и сцену. Стоит отметить музыкальную программу — в фестивале приняли участие 30 исполнителей, творящих в самых разных жанрах, от регги до пост-рока.

Впервые на Street Vision приехали настоящие хедлайнеры. Среди них — уличный художник Тимофей Радя, арт-группы «Синие Носы» и «Куда бегут собаки». Это, по словам создателя фестиваля Ивана Ларионова, стало логичным развитием проекта, «магнитом» для посетителей, а также вывело его на межрегиональный уровень. Лекции хедлайнеров собирали аншлаги, особенно популярным были встречи с Покрасом Лампасом.

Покрас плохому не научит

Новосибирск, Уфа, Самара, Пермь, Пенза… Теперь и Томск пополнил список городов, где побывал питерский художник-каллиграф, «широко известный в узких кругах» под псевдонимом Покрас Лампас. При этом он с удовольствием откликается и на Покраса, и на настоящее имя — Сеня. Программа гостя из Северной столицы в нашем городе оказалась довольно насыщенной. Это и лекция, и свободные художества, и двухдневный мастер-класс под характерным названием «Покрас плохому не научит».

— Мастер-классы я провожу уже около года. Регулярно каждые вторые выходные куда-то летаю. В прошлом году я подводил итоги своих лекций, и всего вышло 160 часов. В этом году уже часов 80 я успел отчитать. По сути, побывал по всей России, — рассказывает Сеня.

По его словам, со временем программа сложилась такая, чтобы от нее был максимальных эффект. При этом художник всегда должен учитывать свои ошибки, или, наоборот, интересные моменты, а также реакцию посетителей. За счет этого программа выстраивается именно такой, чтобы она могла работать и действительно приносить плоды.

Арсений пришел в каллиграфию из граффити. Это, как он рассказывал в многочисленных интервью, отлично помогло набить руку. При этом Покрас Лампас отмечает, что сам на мастер-классы не ходит по двум причинам: нет времени, да и привык учиться сам у себя.

— Я много практикую, причем самые разные стилистики, какие-то приемы, техники, все что можно, — рассказывает он. — Стараюсь просто посмотреть на результат и сделать для себя определенные выводы, чтобы следующая работа была еще лучше.

В своих работах Покрас использует латиницу и кириллицу. А вот арабской и японской каллиграфией художник может наслаждаться только с эстетической точки зрения — поясняет, что для подобных вещей необходимо знать культуру этих народов, понимать, что ты пишешь и зачем.

Каллиграфия и не только

Еще до интервью Сеня начал демонстрировать свое мастерство, при этом собственноручно поставил необычные условия. Вместо ровной поверхности — рифленая металлическая секция пола размером четыре на четыре метра, а вместо пера — губка для мытья окон. Два флакона черной краски — и через полчаса на выкрашенном в белый цвет металле появляется каллиграфическое начертание «Street Vision». На этом Покрас Лампас не остановился, и периодически продолжал оставлять самые разные надписи на площадке арт-фестиваля.

Помимо каллиграфии и мастер-классов, Арсений занимается разработкой шрифтовых логотипов — леттерингов. При этом он признается, что никогда не работал ни в одной дизайн-студии.

— Мне нравится фриланс. Заказы идут за счет того, что сам решаешь все проблемы, выступаешь одновременно и менеджером, и арт-директором, и дизайнером. В общем, получается, что ты берешь на себя всю ответственность при работе с заказчиком, и, тем самым, гораздо проще отстаивать свою точку зрения и влиять на результат, — поясняет художник.

Как все начиналось

— Мы позиционируем себя именно как выставочный проект, — поясняет Иван Ларионов, идеолог и главный организатор Street Vision. — Это интересы молодежи, которая представляет свои наработки, а мы уже собираем все в одном месте. У нас скорее выставка прогрессивно мыслящей молодежи, чем современного искусства. Street Vision — большая тусовка, и это совсем неплохо. По сути, это новый формат.

Иван рассказал, что идея провести первую выставку три года назад возникла случайно. Заметив пустующее помещение в здании «Красного знамени», появилось желание придумать художественное наполнение. Одного стрит-арта и диджеев, по его мнению, было недостаточно, и после знакомства с «Территорией творческого эксперимента» было принято решение подтянуть художественную часть.

— Так и получилось: наполовину выставка современного искусства, а наполовину — уличной культуры. Мероприятие получилось интересным, отзывы были разные, но в целом все ждали продолжения. После Street Vision 2 я понял — уже не остановиться. Были хорошие коммерческие показатели, приятные комментарии. Движение пошло, работу оценили, — говорит Ларионов.

Первый Street Vision был, по сути, междусобойчиком отраслевой культуры, где все друг друга знают, поясняет Александр Григорьев, представитель танцевальной школы Skillz, которая является постоянным участником арт-фестиваля. — Собрались друзья, и вот так прошло. В дальнейшем организаторы решили расширяться.

Он признался, что второй по счету проект ему не понравился. Связано это с тем, что пол в помещении культурно-досугового центра Всероссийского общества глухих просто не подошел для танцев. Но при этом был первый в Томске опыт сотрудничества уличных танцоров с живыми музыкантами.

— А третий фестиваль разросся, мы создали «мероприятие в мероприятии» и звали людей со всего сибирского региона. Ребята приехали и сказали, что такой выставки еще нигде не видели. Мне понравилась атмосферность: проводить фестиваль в месте, где никто не ожидает, просто замечательно, — подчеркнул он.


Плюсы, минусы, подводные камни


— Бюджет проекта составил более 800 тысяч рублей, — продолжает Иван Ларионов. — В коммерческом плане Street Vision немного не дотянул до того, чтобы окупиться — мы сделали это лишь на 75 %. Все источники — частные вливания наших друзей, членов оргкомитета. Много занимали. Инвесторов не было совсем. Возможно, мы неправильно доносили нашу позицию, но старались, как могли. Была крутая презентация, ролик. Но стоит признать, что многим людям непонятен такой формат.

По словам Ларионова, Street Vision — практически полностью частный проект. От областных властей удалось получить один грант на 60 тысяч рублей, эти средства завершились на самом раннем этапе. При этом еще одна форма взаимодействия с государством принесла более весомые плоды.

— Сибирский филиал Государственного центра современного искусства в нас поверил и помог привести нам арт-группы «Куда бегут собаки» и «Синие носы». Да, возникали проблемы, но в итоге все прошло успешно, — рассказал Иван.

Самая главная сложность, по мнению Ивана Ларионова, — отсутствие опыта во многих вопросах, таких как зонирование помещения, его оформление, работа с приезжими участниками.

— Это со стороны кажется, что все понятно, — сетует Иван. — На самом деле, столько всяких мелочей, подводных камней, которые не учли. Была новая команда, люди не всегда понимали задачи, возможно, я их неправильно ставил.

Ларионов пояснил, что изначально не одобрял идею с привлечением волонтеров. Но все оказалось совсем наоборот. Волонтеры стали полноценными членами команды Street Vision. Иван планируется приглашать их и в дальнейшем, для организации будущих проектов

Что дальше?


— Я думал, долго буду отходить от фестиваля, но хватило одного дня, чтобы выспаться, и все, я готов работать дальше, — рассказывает Иван Ларионов. Из-за того, что коммерческим успехом мероприятие не увенчалось, остались долги, планы немного изменились. Сейчас нужно слетать в Москву и Санкт-Петербург, а с июля начинаем готовить Street Vision 4. Нужно начать поиск партнеров, в том числе за пределами Томска.

Иван обещает, что главным нововведением следующего арт-фестиваля станет свободный вход.

— Я и раньше не хотел брать деньги за вход, но «система заставила», — признается он. — Для этого мы и начинаем поиск партнеров уже сейчас, готовим спонсорский пакет и промоматериалы. Не так много-то и надо. Если найдем такую же денежную сумму, оптимизируем расходы в разы. Люди оценивают масштаб и говорят: «Вы идете такими широкими шагами!». Главное — не снижать скорость движения, не разочаровать и прогреметь еще громче.