29 сентября, воскресенье
+8°$ 92,71
Прочтений: 4380

Исторический момент: Сквер памяти жертв политических репрессий

Сегодня в нашей постоянной рубрике мы вспомним о сталинских репрессиях и памяти, которую люди несут до сих пор.

29 апреля 1946 томский облисполком принял решение об организации гидрометеостанций в населенных пунктах Березовка Парабельского района, Ванжиль-Кынак Тымского района и Катыльская Васюганского района.

***
29 апреля 1991 года томский облисполком принял решение о сооружении историко-мемориального комплекса «Сквер памяти жертв политических репрессий». Он расположен рядом с Новособорной площадью, напротив мэрии, между домами № 42 (художественная школа № 1 и музыкальная школа № 2) и № 44 (в подвале расположен музей Следственная тюрьма НКВД) по проспекту Ленина.

В 1930-е годы оба дома были тюрьмой НКВД, а сквер был ее внутренним двором. В сквере установлены: камень скорби — памятник жертвам большевистского террора на Томской земле; памятник депортированным калмыкам на Томской земле; памятник полякам — жертвам политических репрессий; памятный камень в память эстонцев-жертв политических репрессий.

Ежегодно 30 октября, в день Памяти жертв репрессий, в сквере проходят митинги. Всего за годы сталинских репрессий от них пострадали около 20 тысяч томичей.









Расстрелы в подвалах внутренней тюрьмы НКВД производились в течение всего ее существования — с 1923 по 1944 годы. В течение почти всего этого времени внутренняя тюрьма оставалась единственным местом в Томске, где приводились в исполнение смертные приговоры. Исключение — Большой террор, с августа 1937-го по ноябрь 1938-го: в эти месяцы исполнение приговоров по делам, которые рассматривались во внесудебном порядке Особой тройкой, осуществлялось в основном в тюремном изоляторе на Каштаке.


Проспект Ленина, 44


Проспект Ленина, 42

Оба здания были обнесены общим глухим забором, а пространство между ними стало закрытым внутренним двором площадью около 1,5 гектара. Неизвестно, где именно производились казни — во дворе или в подвале тюрьмы: более вероятным представляется второе предположение. После закрытия тюрьмы здание использовалось в качестве ведомственного жилого дома для сотрудников НКВД/МГБ/КГБ, в 1950-е забор был снят, а на месте двора разбит городской сквер.