26 ноября, вторник
-4°$ 103,79
Прочтений: 13868

Кого «удивил» Иван Кляйн

Мэр всерьез бросил вызов строительному лобби или просто отыграл ожидания определенной части элит, которой надоело исключительное положение, занимаемое самой «бедствующей» отраслью в Томске? Заодно потеснив популистов на их собственном поле? Так или иначе, но «наезд» градоначальника на депутатов-застройщиков, задолжавших в городской бюджет более 300 миллионов рублей, прозвучал достаточно резко. Да и вся строительная тусовка получила от градоначальника мэсседж, к которому не может не прислушаться. Вот только с каким знаком?

— Мы не должны развивать строительную отрасль в ущерб муниципальной экономике. Давайте мы с себя начнем, - заявил Иван Кляйн городским депутатам, дипломатично употребив форму «мы» вместо «вы». — Я понимаю, всем сложно, но бюджету города не легче, чем вашим предприятиям. Берите кредиты, гасите долги, выполняйте свою обязанность перед муниципалитетом. Почему люди-то должны страдать? Одному вашему коллеге-депутату я уже сказал: не буду даже встречаться, не хочу встречаться с должником. Верни деньги бюджету. Не для себя же прошу. Почему я должен чувствовать себя попрошайкой?

Дорогой Владимир Ильич

«Предъява», как говорят на современном жаргоне, была закинута во время ежегодного отчета мэра перед городской думой. Вопреки давней традиции, установленной то ли Николайчуком, то ли еще раньше, ни слайд-шоу, ни просто шоу не было. Как и привычного сбора «партхозактива», от лидеров «ЕдРа» до имамов. Впервые досужие наблюдатели были лишены возможности делать выводы о политической устойчивости/неустойчивости мэра по количеству свободных мест в зале (последние годы МКЦ ТПУ) и топовости публики.

Впрочем, «на Кляйна» городские топы и випы безусловно бы пришли. Сегодня только ленивый не стремится поцеловать (образно выражаясь) нового мэра в плечико. Вот и депутаты, задавая вопросы градоначальнику, все как один начинали с благодарности за интереснейший доклад. Даже если дальше звучало нечто с подковыркой. Впрочем, «героя дня» — главы ТПСК, депутата, члена «Единой России» Владимира Мамонтова — среди них не было.

Все, конечно, и раньше знали, что 10-этажный «дом, который построил Джек» (или скорее неуловимый Джо) на «Спичке» – это «творение» то ли дочки, то ли «внучки» ТПСК, возглавляемой Мамонтовым. Но сама компания отбрыкивалась от таких обвинений до последнего, грозя упоминавшим ее СМИ судебными исками. Тайна Полишинеля наконец раскрыта — мэр вслух назвал застройщика, который прежде фигурировал как «неустановленный». Он также сообщил, что «Владимир Ильич» уже заплатил в бюджет часть долга — 12 миллионов рублей и выразил готовность выкупить земельный участок, на котором уже находится десятиэтажка. Часть строения отойдет под поликлинику. Напомним: в похожей ситуации с домом, построенным Замощиным, все случилось с точностью до наоборот, то есть город выкупал у третьего лица поликлинику, помещение которой «СУ-13» уже не принадлежало.

Иван Кляйн дал понять, что схема, которая вероятно будет реализована на «Спичке», ему, может, и не сильно нравится. Но альтернатива одна — снос десятиэтажки и выход на нулевой вариант с поликлиникой.

Эконом-класс должен быть экономным

Пожалуй, это не единственный момент в выступлении градоначальника, который «удивил» представителей строительной отрасли. И не только тех, кто заседает в стенах «красного» дома. Новые требования к застройке, озвученные Кляйном на собрании думы и оформленные законодательно буквально через пару дней, вряд ли привели в восторг их «старших» коллег. В частности, реализация принципа «каждой квартире — парковочное место». Впрочем, по мнению некоторых экспертов, такая «лафа» для будущих обитателей новостроек при сохранении доступности автокредитов может обернуться для города окончательным коллапсом на дорогах.

Наконец, третья причина для возможного изумления – это достаточно прозрачный намек строителям на необходимость строить жилье эконом-класса по ценам эконом-класса. Типа, ребята, совесть-то имейте! Кляйн привел в пример некую строительную фирму (ну в общем, это тоже тайна Полишинеля — имеется в виду «ГазХимстройИнвест»), которая построила многоквартирные дома в Кожевниково по цене 30 тысяч за квадратный метр. Почему, задал риторический вопрос мэр, вопреки всем законам логистики на селе можно, а в Томске, как нас уверяют, совершенно нереально?

Пока не то что трудно — ввиду почти полного отсутствия информации просто невозможно сказать, что такое «новая амбициозная программа развития под названием «Наш Томск», о которой сам Иван Кляйн сказал, что это «пошаговый план наших действий на протяжении пяти лет, где мы должны учесть основные требования к качеству жизни наших жителей и сделать облик города привлекательным, красивым».

Думаю, не слишком ошибусь, если скажу, что Николай Николайчук тоже никогда не говорил, что он хочет видеть Томск грязным, страшным и не соответствующим основным требованиям горожан к качеству жизни. Но факты таковы: с приходом Кляйна на место «Коли 2 р.» на областной центр не пролился золотой дождь (хотя без малого 700 миллионов, которые Томск получил из области в конце года, — это все же не баран чихнул). И 24,5 миллиона, которые на равных условиях с «солнечным Тегульдетом» (по километражу дорог) из 2,5 миллиарда, которыми располагает областной дорожный фонд, вполне можно рассматривать как издевку. Мэр планирует добиться увеличения отчислений на городские нужды, но, судя по настроениям областных депутатов, в это как-то не очень верится.

— Настало время честно говорить людям, что и зачем мы будем делать сегодня, завтра, а что мы не сможем вообще сделать. Людям надо говорить правду, какой бы она ни была.

Правда, увы, такова, что без серьезного пополнения доходной части областного бюджета никакого серьезного увеличения трансфертов, равно как и пересмотра межбюджетных отношений, ждать не приходится. А с чего бы этому пополнению быть с учетом общероссийских тенденций, пардон, трендов, тоже непонятно.

Что касается чисто городских финансов, они давно уже не поют ни романсов, ни хоралов. Три миллиарда муниципального долга хорошо ложатся разве что на известный марш Шопена. А если на этом фоне еще и не прекращается снижение темпов роста доходов, впору приглашать плакальщиц и закупать траурные ленты. Шутка, но... План минувшего года по неналоговым доходам выполнен всего на треть, на 273 миллиона недособирали и налогов.

Хотя греет надежда, что в значительной степени это «родимые пятна» прежнего режима, который на голубом глазу банкротил предприятия, теряя при этом налогооблагаемую базу, имущество и даже городскую землю. Кляйн привел в пример участок под бывшим ПТП на Мира, 52, «Спецавтохозяйство» с долгом в 260 миллионов рублей, а также некий «магазин 204». Честно скажу: в первый раз о таком услыхала. Может, кто из комментаторов прояснит?

Мэр обещает со всеми виновными разобраться и ввести принципиально новые критерии оценки работы чиновников. Включая опросы общественного мнения. Вопрос в том, реформируема ли в принципе структура.

Пять приоритетов мэра

В самом начале своего доклада, который, как он сразу предупредил, «не отчет» (чем реально удивил журналистов), Иван Кляйн рассказал, что мэрию захлестнул поток жалоб и обращений — всего 104 тысячи. «Золото» традиционно держит тема дорог. Отсюда и главный приоритет на будущее — реконструкция и капитальный ремонт дорог и благоустройство городских территорий.

Второе и третье места в «жалобном» списке держат детские сады и качество\цена коммунальных услуг. Однако в приоритетах «серебро» отдано модернизации общественного транспорта. В частности, мэр ставит задачу довести долю пассажиропотока, приходящегося на электротранспорт, с 19 до 25. Если за счет новой троллейбусной линии «от проспекта Фрунзе на Иркутский тракт через улицу Клюева» — двумя руками за. А вот в центре появление бОльшего числа «рогатых» чревато только дополнительными пробками. Вообще, лично мне непонятно, почему транспортной проблеме в Томске уделяется такое огромное внимание. По сравнению с тем же Новосибирском, где с обморожениями людей увозили в травмпункты прямо с остановок, это вообще не проблема. Впрочем, это отдельная большая тема. И кто-то ее усиленно продвигает...

«Бронзовым» приоритетом значится обеспечение томичей комфортным и доступным жильем, в частности, за счет помощи бюджетникам и молодым специалистам по ипотеке, расселение ветхого и аварийного жилья, поддержка семьи, материнства и детства, а также старшего поколения. С чем тут поспоришь?

Как было сказано выше, ни одного народного избранника, решившегося покритиковать планы мэра, не нашлось. Да и в самом деле: трудно критиковать за благие начинания. Или, скорее даже, намерения. Хотя вопросы задавали до, извините, умопомрачения. Причем, прямо скажем, разной весомости. Изрядно всех посмешил депутат, которого озаботила судьба номера знаменитого николайчуковского «Хёндая»: 500 ОТО, который он недавно видел на маршрутке. Кляйн посмеялся и пообещал надавать по мягкому месту тому, кто «крутанулся» с престижным номерным знаком.

Нельзя объять необъятное

Рассказать даже бегло об основных темах, которые поднимались за три с половиной часа «отчета», который отчетом не был, совершенно нереально. Ограничусь общим впечатлением. Мне показалось, что Иван Кляйн был искренен. Это первое.

Второе: пока он держит город на «ручнике». По силам ли ноша? Не развяжется ли пупок, как говорили в старые времена? «У вас еще не перестали гореть глаза?» — интеллигентно сформулировал вопрос Сергей Ильиных. «Я стал только злее», — заверил спикера мэр. Это тоже такое архаичное выражение — «злой на работу». Имеется в виду — на работу.

Ну и третье. Все-таки нельзя избранному мэру города сидеть по полгода в башне из слоновой кости, показываясь на публике только для разрезания ленточек. Не знаю, кто автор такой политики, но она явно не самая удачная. Надо как-то почаще встречаться с народом, в том числе с прессой. Сон разума рождает чудовищ. Чем меньше горожане знают о планах градоначальника, тем более фантастические версии у них рождаются. Нам ведь нечего скрывать, правда?