29 сентября, воскресенье
+9°$ 92,71
Прочтений: 6758

Исторический момент: самый сильный паводок

Сегодня в нашей исторической рубрике мы еще немного поговорим о паводке, также вспомним о трамваях, и какие храмы в настоящее время есть в Томске, а какие уничтожены.

Итак, 80 лет назад, в 1934-м, президиум томского горсовета принял решение о снятии колоколов со всех храмов и передаче их на «нужды индустриализации страны».

До революции 1917 года в Томске действовали 31 православная церковь, несколько соборов, часовен и монастырей, старообрядческая церковь. Начиная с 1920-х годов томские власти начали планомерное уничтожение храмов, и к 1940 году в городе не осталось ни одного действующего храма. Впрочем, почти сразу же после начала войны Свято-Троицкая церковь, Петропавловский собор и староверский храм Успения Пресвятой Богородицы вновь стали действующими и до 1990-х годов были единственными храмами. Сейчас в Томске и пригородах действуют порядка двух десятков православных храмов и часовен.

Богоявленский собор на площади Ленина



Знаменская церковь на улице Войкова



Свято-Троицкая церковь на улице Октябрьской



Утраченные церкви

Благовещенский собор на одноименном переулке, конец XIX — начало ХХ века



Ярлыковская церковь


Троицкий собор и Троицкая новая церковь








































***
11 апреля 1947 года начался самый сильный ледоход на Томи. День за днем уровень воды быстро поднимался. 12 апреля он достиг отметки в почти 7,5 метра — затопило несколько улиц, находящихся рядом с Ушайкой, Томь вышла на луга и затопила поля колхоза и подсобное хозяйство возле Черной Речки. На следующий день уровень воды поднялся еще на 72 сантиметра: Ушайка еще больше вышла из берегов, затопила Коммунистический проспект (проспект Ленина от ЦУМа до Черемошников) со стороны областной филармонии. Вода перелилась через пристань и Пушкинский переулок, полилась в Сухое озеро. На левом берегу вода залила луга, подошла к Тимирязево, Черной Речке, залила лесхоз Нижний Склад и Эушту.

16 апреля вода вышла за дамбу в районе Черемошников. Залило территории у Мясокомбината. В борьбе с затором на реке участвовала авиация и подрывники. 17 апреля в час ночи наводнение достигло максимума — отметки в 11,3 метра. Затопило улицы Мельничную, Сухоозерную, Войкова, Крестьянскую, Лермонтовскую, Карандашную фабрику, Мясокомбинат, Лесоперевалочную базу на Черемошниках. 18 апреля прорвало дамбу у Карандашной фабрики и Мясокомбината. В течение часа с близлежащих переулков вывезли 180 семей. Вода спала только 26 апреля.





За последние годы сильный паводок наблюдался в 2010 году. Тогда уровень воды в реке в районе Лагерного сада достиг 10,87 метра. В результате ледовых заторов на Томи было затоплено село Черная Речка. Дважды вода переливалась через федеральную трассу Томск — Новосибирск, в ходе половодья был размыт участок местной автодороги Томск — Ярское. Всего от паводка пострадали свыше 1 700 жителей области. В этом году специалисты также высказывали свои опасения, что паводок-2014 пройдет по образцу 2010 года. Опасение было связано с поздним установлением ледового покрова на Томи в ноябре с формированием торосистый ледяной покров от села Ярское до коммунального моста.

Эксперты прогнозировали, что ледоход начнется после 15 апреля, однако из-за теплой погоды ледовые массы дошли до Томска уже 4 числа.
В результате в Черной Речке подтопило более 70 придворовых участков, где проживает 244 человека, из них 39 детей. Также 5 апреля подтопило дорогу под Коммунальным мостом в районе Сенной Курьи. Спасатели эвакуировали оттуда 11 автомобилей с томичами, которые приехали на левый берег, чтобы следить за ледоходом. Сейчас голова ледохода идет по Оби, она находится в Молчановском районе. Под угрозой подтопления в области остаются 53 населенных пункта. Вторая волна паводка ожидается после майских праздников.

***
В этот день в 1949 году был утвержден устав томского трамвайного треста, сокращенно именуемого «Томский трамвай». Первыми поездами были КТМ/КТП-1. Протяженность линий составляет 45,1 километра. В настоящее время в городе действует четыре постоянных маршрута, еще один не исключен из перечня маршрутов, но фактически работает только когда из-за ремонта закрываются основные маршруты. На улицы города ежедневно выходит работать 30 вагонов трамвая. Все вагоны обслуживает одно депо.

КТМ/КТП-1



Современная модель вагона — 71-619КТ