Дорожные войны (фото)
Кто из нас не встречал на своем пути мужиков, обивающих порог автовокзала. «На Моряковку едем, на Моряковку!», «До Новосибирска!», «Шегарка, Шегарка...» — порой клиенты уходят с зазывалами, даже не входя в здание вокзала. И объявление прямо за его дверями, гласящее, что ездить с нелегальными перевозчиками небезопасно, остается непрочитанным.
Предупреждения эти настолько не действуют, что недавно легальные перевозчики — то есть те, кто заключил договор с областным департаментом транспорта, дорожной деятельности и связи — собрались поделиться наболевшим с контролирующими органами. Тем же департаментом. ГИБДД. Налоговой. Заодно — через СМИ — с общественностью. Говорят, если не решить проблему радикально, официальные перевозчики обанкротятся один за одним.
— Маршрут Томск — Бакчар, — «представляется» гендиректор «Бакчаравтотранс» Сергей Гусев. — У нас на линии под видом заказных работают 15 нелегальных перевозчиков. Подъезжает к Томску-1 микроавтобус с надписью «Заказной», загружает пассажиров, потом у нашего вокзала их высаживает, других берет и пускается в обратный путь. А я бы сам всех вывез — у «Бакчаравтотранса» три раза в день ходит автобус... Вот представьте себе: в 2007 году вышел Устав автомобильного транспорта. Я его почитал — в ладоши захлопал. Думаю: «О, хорошо: сейчас я беру кредит, приобретаю новые автобусы по 2,7 миллиона и выхожу на линию с новыми автобусами — власти же требуют обновления транспорта». А вожу четырех пассажиров — туда и обратно, потому что остальных нелегалы уводят «из-под автобуса». Я сегодня ответственно заявляю— я три месяца не дотяну, мне придется предприятие банкротить, а вам — поставить туда к этим 15-ти другого официального перевозчика. И он будет «визжать» так же, как я, а потом тоже обанкротится!
— «Могу сказать по «Томскавтотрансу»: мы сейчас работаем только на восьми из 20-ти межмуниципальных маршрутов. Мы не случайно вынуждены были уйти с остальных направлений: себестоимость перевозок не позволяет нам справиться с нелегалами. Мы законопослушное предприятие. На первый план ставим безопасность перевозок, вкладываем в нее много денег. Это составляет достаточно приличную долю в себестоимости. А противоположный сектор этим не страдает, у них всего две-три статьи расходов: зарплата, топливо и может еще что-нибудь. При этом они вольготно себя чувствуют и безобразничают на наших наработанных маршрутах. Это еще более возмущает, потому что законные перевозчики на сегодняшний день оформили все свои права, заключили договоры с департаментом транспорта, дорожной деятельности и связи — так, как этого требует областной закон. А между тем на сегодняшний день стали убыточными практически все перевозки между районами. По сути, надо закрывать маршруты официальных перевозчиков до Каргаска, Парабели. То же самое и с другими районами», — «повысил градус» проблемы вице-президент Томского транспортного союза и начальник службы эксплуатации «Томскавтотранса» Валерий Жуйков.
На нет и суда нет
Вообще, слушая претензии официальных перевозчиков к нелегальным конкурентам, создавалось впечатление: люди не совсем понимают, чего хотят. То есть конечная цель ясна — не терять пассажиров, а значит — доходы. Но как? Регулярными проверками и штрафами устранить нелегальных перевозчиков вообще — один вариант. Но попробуй оштрафуй их, когда все как один пассажиры подтверждают слова остановленного водителя — мы его родственники, едем бесплатно. Бывает, в департаменте транспорта, дорожной деятельности и связи используют для этого пассажиров «подсадных», однако такие меры — тоже палка о двух концах.
Во-первых, эффективность этой «контртеррористической», как шутя окрестили ее перевозчики, операции крайне непродолжительна. День-другой, и количество нелегалов на дорогах не то что возвращается на былой уровень, но даже растет — как будто мстят «официалам» за устроенные гонения. Во-вторых, найти «подсадных» становится все труднее: в деревнях все друг друга знают как минимум в лицо и понимают: сегодня ты «поработал» против соседа-нелегала, а ну как завтра у тебя сарай сгорит или еще чего похлеще приключится...
Умудриться оштрафовать надо еще и потому, что нелегалы сейчас являются таковыми лишь по той причине, что не имеют договоров с департаментом транспорта, дорожной деятельности и связи. А так, говорят в департаменте, — страхование пассажиров у них предусмотрено, медосмотр водители проходят, и лицензия есть. На заказные перевозки. Этот нюанс, неучтенный 21-м областным законом, порой сводит на нет все попытки контролирующего ведомства «засудить» нелегала.
Дело в том, что в законодательстве прописано: департамент компетентен заключать с перевозчиками договоры на регулярные и временные перевозки. Про заказные там ничего не говорится. Между тем, законодательство федеральное, хоть и не совсем внятно, разделяет такие понятия, как заказные перевозки и транспортное обслуживание населения, к которому относятся перевозки регулярные и временные. Поэтому смогут ли областные депутаты добавить в региональный закон словосочетание «и заказные перевозки» — остается под вопросом.
— С созданием нашего департамента проверки на дорогах все-таки начались. Хоть и «беззубые», но они шли весь прошлый год. И неофициальные перевозчики поняли, что если останутся с лицензиями на нерегулярные перевозки, у нас будет больше возможности привлекать их к ответственности. Поэтому они с чьей-то умной подачи перешли на заказные перевозки. Когда это выяснилось, я начал изучать законодательство, судебную практику. И встречал самые разные решения. Бывает, например, что представители Автодорнадзора останавливают «заказника», составляют на него протокол — допустим, нет наряд-заказа, договора фрахтования... А потом в суде выясняется, что это не заказные, а нерегулярные перевозки. И протокол отменяют. Но мы готовы пробовать — даже если всего один протокол у нас пройдет в суде, мы создадим прецедент и научимся работать, а дальше будет нормально. Штрафы там предусмотрены солидные: для водителей — 2,5 тысячи рублей, для должностных лиц — от 10 до 30 тысяч, для юридических — от 30 до 50. По второму разу все умножается — три тысячи для водителей, от 30 до 50 для должностных лиц, от 300 до 500 — для юрлиц. Но нам нужна ваша помощь — приводите подставных пассажиров. Без них не обойтись, — обратился к официальным перевозчикам консультант комитета по организации пассажирских перевозок департамента транспорта, дорожной деятельности и связи Петр Остроумов.
Круг замкнулся.
Вообще, в департаменте транспорта, дорожной деятельности и связи с нелегалами хоть и борются в меру сил своих, но пытаются примирить «официалов» с мыслью — без конкурентов им не обойтись.
— Мы понимаем, что нелегалы оказались в более выигрышной ситуации. Но мы ведь для кого осуществляем перевозки — для пассажиров. А пассажиры голосуют за ваших конкурентов — потому что быстрее, комфортабельнее. И сами они говорят — «Почему вы нам не даете зарабатывать?». В принципе, вопрос-то у них резонный. Они ездят без документов, потому что существует такая возможность — зачем им лишний раз тратиться. И даже если они легализуются, то все равно не уйдут из этого бизнеса, — высказался Петр Остроумов.
— Нелегальный перевозчик всегда будет чуть-чуть лучше регулярного. Потому что он из-под носу у официальных перевозчиков забирает пассажиров, которым по цене все равно, с кем ехать, — она одинаковая. Зато они не будут ждать, когда автобус пойдет по расписанию, а уедут быстрее. Скоростные режимы у нелегалов не определены, музыку-курить в салоне — пожалуйста. Что бы мы не делали — с гармошкой не сидели, песни бы не пели в автобусе, фильмами не завлекали — все равно проиграем нелегалам. Вот если бы к ним предъявляли ровно те же требования, что и к официальным перевозчикам..., — вступил в разговор генеральный директор ОАО «Томскавтотранс» Евгений Гребнев.
Под одну шестеренку
Поставить всех перевозчиков в одинаковые условия — такой вариант решения проблемы вполне устроил представителей автотранспортных предприятий, присутствовавших на совете. Причем способы звучали самые разные. Ну, накопилось у людей...
— На маршруте Томск — Моряковка присутствуют люди, которые работают не один год без лицензии и других документов. Начинаешь с ними разговаривать — рисуются такие заработки — 50-60 тысяч рублей в месяц. И как работали, говорят, так и будем, — начал руководитель официального предприятия-перевозчика из Моряковки Николай Власов.
— Я, грубо говоря, содержу шестью автобусами 23 семьи, то есть сто с лишним человек, — а нелегальный перевозчик — одну свою. И за каждого человека я плачу подоходный налог с зарплаты. Почему властям за меня не заступиться? — подхватил гендиректор «Бакчаравтотранс» Сергей Гусев. — Мы должны загнать нелегалов в график — пришло к ним три человека — пусть везут троих, пришел один — одного. Пусть будут наравне с нами.
— Либо давайте отменять договора с департаментом, пусть все без графика работают, в равных условиях, — пошел еще дальше президент Томского автотранспортного союза Иван Бубеннов.
— Прежде чем устраивать конкурс на маршрут, наведите порядок. Тогда будете условия ставить — ты, Гусев, покупай не ПАЗик за два с половиной миллиона, а автобус на газе за шесть миллионов. Потому что мы тебе создали условия. А сейчас, когда у Гусева денег в лучшем случае на автобус за 400 тысяч хватает и на зарплату водителям еле наскребается, чего с него требовать?! Налоги заплати, за гараж, за ремонт, за то за се, в результате еще и пассажиров забрали — на ремонт автобусов не хватает! Можно предположить, что этот конкурс выиграет тот самый предприниматель, который держит 15 нелегальных перевозчиков на маршруте. Но разве это справедливо со стороны властей — легализовать перевозчика, который перед этим загубил легальный извоз? — адресовал претензии гендиректор ОАО «Томскавтотранс» представителю облдепартамента транспорта, дорожной деятельности и связи.
И добавил историю с моралью — только побывав в шкуре официального перевозчика нелегалы могут понять его проблемы.
— Обслуживали мы маршрут Курлек — Томск. И автобус туда хороший ставили, и пассажиры нами довольны были. Потом появился господин Ш. и начал ровно за пять минут перед нашим автобусом собирать всех пассажиров. Мы ему говорили: «Слушай, ну это же борзота». А он: «Да все нормально, хватит вам пассажиров». В результате мы однажды психанули, и глава района тут еще отличился — «Да уходите, мол, я другого перевозчика найду». Отлично — мы ушли, он на маршрут поставил как раз этого Ш. А теперь он к нам бегает и жалуется: «Что делать, Сидоров какой-то нашелся, который перед моими автобусами всех забирает, это что ж за сволочь какая...».
«Сволочи»
Поскольку никого из «сволочной» породы перевозчиков на заседание официалов не пригласили, едем на автовокзал. С фотографом, хотя предполагаем, что «светиться» наши собеседники вряд ли захотят. Так и выходит. Не то что сниматься — даже разговора вначале не получается. «Мы журналисты» — и группа товарищей, тесно кучкующаяся на крыльце вокзала мгновенно рассеивается, а те, кто остался, оказываются встречающими, провожающими, пассажирами — кем угодно, только не таксистами.
Хорошо. Начинаем приставать с вопросами к «встречающему». Молодой человек в ярко-зеленой куртке поначалу вяло отмахивается, но все же видно — душа за свое дело болит, поэтому с каждой минутой все больше начинает отстаивать сторону нелегальных перевозчиков.
— Что аварии частые у них — это неправда. Также и «эти» — кивает на вход в автовокзал — и скорость превышают, и разбиваются, и пьяные ездят. Медики же у них все свои.
— А вы там пьяных видели?
— Видел, и не раз.
— А почему не сообщали об этом?
— А мне зачем. Я с ними не езжу. А здесь пьяных не бывает — сразу выгоняют.
— А вы ездите куда?
— А какая вам разница?
— Просто чтобы знать на каком направлении такие хорошие водители работают, как вы рассказываете.
— На всех направлениях. У нас и машины хорошие...
Ага. Значит, все таки «у нас».
Поняв, что проговорился, парень в зеленом постепенно сворачивает конспирацию, и к нему присоединяется еще один неравнодушный нелегал. Пенсионер.
— А зачем платить вокзалу — это ж тоже частники, — вступает он в беседу. — Проценты им отстегивать...
— А сколько вы зарабатываете?
— Не считал.
— Но на жизнь хватает?
— Ну ты подумай внимательно. Вот до нашей деревни автобус на газу на 70 километров пути надо заправить на 270-280 рублей. А нам — чтоб на своих машинах увезти четыре-пять человек — на 400-500 рублей надо бензину. Вот и посчитай, большую прибыль мы имеем или нет. А если работать еще и по договору, там до каждой мелочи стараются докопаться и впаять 30 тыщ штрафу. А нет документов — нет проблем.
— Ну, а если все же ДТП, и люди пострадают? Как с вас без документов ущерб-то взыскать?
— А вот знаете, девушка, что я вам скажу. Пока вы с вокзала выбьете страховку, столько нервов потеряете. А на нас легко в суд подадите — и с нас быстрее высчитают, чем с организации.
— Ну, легальных перевозчиков тоже можно понять: к вам большая часть народу уходит, они убытки несут...
— Ой, девушка, вот ты сейчас нарочно подольше с нами постой или в обед приезжай и посмотришь — вот этот парень в зеленой курточке тут стоять еще будет, хоть уже пять-шесть автобусов уйдет за это время. Вчера с восьми утра он тут был — пять пассажиров ему всего-то и надо было набрать, а уехал в три часа дня только.
— А «вокзальные» вас не гоняют?
— Гоняют. В сам вокзал не впускают давно уж. Вот разве что с крыльца еще не гонят. Но скоро и отсюда попрут...
Прав дед. На все том же заседании одним из предложений было — начать наводить порядок с Привокзальной площади — пятачке, куда неизбежно стекаются все нелегальные перевозчики, работающие на межгород.
— У нас есть полноценная цветная видеокамера — она «поворотная» и распознает номерные знаки даже напротив вокзала, у интернет-кафе. Предлагаем объединить усилия. Мы можем передавать эти данные в ГИБДД, — выступил с инициативой гендиректор «Томскавтотранса».
И хотя представитель ГИБДД, взяв слово, резонно заметил, что ведомство это может привлекать к ответственности лишь за нарушение ПДД, а штрафовать перевозчиков за отсутствие договоров — не в их компетенции, официалы расходились с твердой уверенностью — их дело правое. Тем более, что сотрудница налоговой, полтора часа терпеливо выслушивающая мужскую половину участников заседания, задала наконец логичный вопрос — а почему на эту встречу не позвали никого из ОБЭП?
— Они же занимаются нелегальным бизнесом, а такие перевозки — это как раз экономические преступления, — подсказала сотрудница ФНС.
Какой именно способ борьбы с нелегалами — а может, сразу несколько — будет выбран, узнать предстоит не только им самим, но и всем, кому бывает надо уехать не по расписанию автовокзала, а в другое время.
— По подворотням пойдем, — сориентировали нелегальные перевозчики, где их искать, если кому «приспичит», а площадь Привокзальная пуста...