26 ноября, вторник
-3°$ 103,79
Прочтений: 2379

Дымка февраля

Фото: Дмитрий Кандинский

Февраль начался в Томске позитивно, морозно и малоснежно. Там, наверху будто решили дать год форы Ивану Кляйну — с таким количеством осадков невозможно понять, действительно ли в городе появилась система уборки снега или мэру просто повезло.

Вообще, о многом в деятельности мэрии журналистам, как и всем обывателям, остается только догадываться. Пресс-релизы в основном рассказывают, где кто спел, сплясал или подпрыгнул, а мэр, судя по тем же официальным источникам, в основном занимается тем, что открывает лыжни и детские сады. Что, конечно, есть гуд, но только закладывались они еще при прежней власти, нет?

На самом деле, февралем завершился главный исторический труд главы муниципалитета — создана новая структура мэрии. На февральском собрании она была представлена городской думе. Тем, кто захочет меня поправить, поясняю: да, собрание было уже в марте, но оно именно что февральское. А потому полноценно подлежит «обзиранию». Ну что можно сказать? Про человека с дубинкой уже все объяснил Белоус. Лично мне неясен новый функционал районных администраций. Прав у них не осталось никаких, из обязанностей — невнятная работа с населением, да защита прав потребителей. Для этого, в общем-то, достаточно двух кабинетов и штата в десять человек, включая водителя и уборщицу...

И еще одно. Как сказал заммэра Александр Цымбалюк (а доносил до депутатов новеллу именно он, а не сам Кляйн), заполнится персоналиями и начнет по-настоящему работать новая структура где-то в июне-июле. Считая с инаугурации, примерно через девять месяцев. Где-нибудь в Сингапуре за такое время новую экономическую зону построили бы. И запустили...

Но все же вернемся к началу месяца. Томичи смотрели Олимпиаду, сначала надеялись, а потом сочувствовали нашим девушкам. Увы, попал на новостные ленты Томск благодаря не спортсменам, а обыкновенной лабораторной крысе, хоть и белой. К тому же предсказатель из Шурика оказал хреновый, и он тоже, можно сказать, выбыл до начала основного заезда. Правда, полтора миллиона ему никто не подарил.

Над северной частью города висела дымка спорного происхождения: одни экологи утверждали, что это натянуло с горящей свалки в Сурово-Сухоречье, другие — дымок от печных труб, застоявшийся от безветрия. Между тем в Томск потянулись совы: в поисках тепла и корма. Экологи рассказывали, как их обогреть и накормить (вот бы где Шурик пригодился!), а охотоведы между тем предупреждали: это что, вот весной проснется медведь, мало никому не покажется. Начнет гонять егерей вкупе со штатским населением. Короче, прошлогодняя тема бобра получила достойное продолжение.

Из позитива стоит отметить возобновление рейсов «Трансаэро» в Москву. Вообще, тема авиации весь месяц витала в воздухе: компания «Томскавиа» планировала к банкротству, а областная власть думала, как подставить ей крыло.

Губернатор Сергей Жвачкин в начале месяца тоже летал — в столицу на встречу с министром образования и науки. Глава региона пригласил Дмитрия Ливанова на апрельский форум молодых ученых U-NOVUS. Министр приглашение принял и даже согласился с идеей в рамках форума провести стратегическую сессию с ректорами 15 ведущих российских вузов.

Губернатор также просил увеличить количество бюджетных мест в томских вузах. Обсудили и тему задержки стипендий студентам томских университетов. «Министр строго наказал виновных в ситуации, возникшей из-за безалаберности чиновников». Любопытно, как: посадил на хлеб и воду? Поставил коленями на горох?

А вот залетит ли в Томск «Сапсан» — вопрос, конечно, интересный, но положительный ответ маловероятен. Известие о том, что тема прохождения скоростного поезда Красноярск — Новосибирск через Томск с повестки еще не снята, взбудоражила многие умы, и томичи уже заговорили об избавлении от «комплекса тупика». Однако специалисты говорят: вариант с Тайгой экономически выгоднее. Хотя с Томском и перспективнее.

Параллельно вновь замаячил призрак Северной широтной дороги, но там речь идет о таких миллиардах... Наиболее реалистичным на данный момент выглядит проект строительства платной автодороги Томск — Тайга, который тоже обсуждался именно в феврале. Ну и конечно, приятное известие о реанимировании проекта левобережки — правда, пока совсем непонятно, где взять на нее деньги. Явно не из бюджета.

Продолжая транспортную тему. Несомненно внесла оживляющую ноту в жизнь томичей новость о поиске компанией «Газпром трансгаз Томск» яхты за полтора миллиона американских долларов. Как пояснила пресс-служба этой почтенной организации, элитное плавстредство необходимо нефтяникам для проведения работ по диагностике и обслуживанию объектов в акваториях Томи и Оби.

Вернемся с небес на землю. Несомненный позитив — установление особого правового режима для 512 деревянных домов в Томске, включенных в программу сохранения деревянного зодчества. Уточним: речь не идет о бараках на Череме и т.п. Всего в Томске более двух тысяч деревянных многоквартирников, так что сносить-непересносить еще на наш век... Другое дело, что при таком финансировании реконструкции «деревяшек» (десять миллионов из городского бюджета на год, ноль из областного) «через 20 лет их и так останется 50 штук», как философски заметил один их депутатов.

20 февраля в Томске торжественно открыли Год культуры. А 24-го в самом центре города, на Кооперативном переулке, снесли исторический особняк — лавку купца Михайлова. Самое обидное, что дом находился в линейке таких же построек конца 19-начала 20 века, там можно было сделать «конфетку». Сейчас забабашат очередной торгово-офисный кошмар, и все, что еще стоит по соседству, можно смело пускать под бульдозер.

История очень напоминает ту, что случилась на Ленина, 143, где летом собственник снес особняк в редком для Томска стиле классицизма. Там за неделю до «кооперативного» скандала прокуратура остановила строительство торгово-развлекательного комплекса, включающего в том числе отель «Мариотт». Как недавно сообщил замгубернатора Игорь Шатурный, в Томск приходит и «Хилтон». Поневоле всякие мысли в голову лезут...

Из культурных событий особо запомнился скандальчик с театром «Версия», который обвинили в нарушении авторских прав наследники Михаила Зощенко. Ну конечно — День святого Валентина, Масленица, приложение томских филологов о перспективах переселения человечества на Марс...

В феврале православные вспоминали святого старца Федора Кузьмича. В очередной раз подумалось: почему наши культуртрегеры, выдумывая на пустом месте всякие «фишки», за которые пытаются зацепиться для развития (или все же якобы развития?) въездного туризма, игнорируют такой подарок судьбы, за который другие бы ухватились руками и ногами? Впрочем, ответ на этот вопрос лежит далеко за пределами нашего обзора месяца.

Остался открытым и еще один вопрос февраля — как спасти незадачливого томского путешественника Костю Журавлева, который находится в плену у сирийских повстанцев с октября прошлого года. Родные и друзья в отчаянии пишут Путину. Пока ответа нет...