23 ноября, суббота
-13°$ 102,58
Прочтений: 4983

С Украины с любовью

Фото: Depositphotos/believeinme

«Напиши про события на Украине», — неоднократно подкидывали мне «свежую» идею друзья-коллеги. «Да про это только ленивый не писал, — отмахивалась я. — Кроме того, где мы, а где Украина. Где у нас найти очевидца конфликтов, где взять героя материала?». Но реакция на события подобно кругам на воде расходится все шире и шире. Волна дошла и до Томска. На вчерашнем собрании гордумы депутат Алексей Кузьмин сообщил: два жителя Запорожья решили перебраться к нам. Неужто, насовсем?

— У Томска и Запорожья довольно длительная история отношений: в основании нашего города принимали участия запорожские казаки, а в 1943 году 79-я Гвардейская Дивизия, основу которой составляли томичи, участвовала в освобождении Запорожья от немецких захватчиков. Позднее наши ветераны ездили туда каждую юбилейную дату, но в 90-е годы связь прервалась. И только в прошлом году мы возродили эту традицию — делегация Томской области участвовала во всех праздничных мероприятиях, посвященных 70-летию освобождения Запорожья от немецких войск, — рассказал депутат Кузьмин. — Оказалось, что нас там хорошо помнят, томичей очень тепло приняли. И теперь, когда в Украине идут конфликты, двое жителей Запорожья решили приехать в Томск, попросили нас помочь с переездом и трудоустройством.

Мужчины прибыли в наш город в прошлую пятницу. Одному, Константину, 27 лет, Михаил постарше — ему 40. Оба предпочли не называть свои фамилии: мало ли, как жизнь обернется, до окончания непростых событий в Украине еще очень и очень далеко. Кстати, беседуя со мной, Михаил, попирая лингвистические нововведения правительства своей страны, говорил «на Украине».

— У нас на этом словосочетании никто акцент не делает. Лично я употребляю оба варианта, и если вы мне объясните разницу, буду только благодарен, — усмехнулся мой собеседник. Уехать из страны он, токарь по профессии, решил, когда жить стало совсем невмоготу.

— Я работал на автосервисе, где, помимо меня, трудились еще шесть человек. С конца ноября, когда на Украине начались беспорядки, работа постепенно сошла на нет: люди просто перестали приезжать, чтобы отремонтировать свои машины. Рабочие автосервиса начали как-то выкручиваться: кто-то пошел подрабатывать таксистом, кто-то уехал к родственникам в другой город... Я какое-то время жил на сбережения, которые откладывал на покупку квартиры. Но время шло, деньги тратились, а ситуация не менялась. А жить ведь на что-то нужно. У меня кредит, который нужно выплачивать, есть пожилые родители, которым нужно помогать: пенсия у них невысокая, а коммунальные услуги стоят достаточно дорого. Поэтому я принял решение переехать в Россию, — рассказал Михаил.

Такая же ситуация сложилась и у Константина, плотника-столяра: заказов становилось все меньше и меньше, деньги, заботливо отложенные в кубышку, таяли. Между тем, цены в магазинах неуклонно росли, а перспективы становились все мрачнее. Когда в середине февраля Константин и Михаил купили билеты на поезд, в стране начались первые задержки зарплаты...

Томск встретил гостей атмосферой контрастной с Запорожьем. Вроде бы и архитектура напоминает запорожскую — те же домики 19-го века. И названия улиц похожие — проспекты Ленина и Фрунзе стали советским наследием многих городов. Но разница в их ухоженности, по словам Константина, очень заметна.

— Видно, что коммунальные службы здесь работают нормально: снег убран, фонари на всех улицах горят. У нас в городе самый длинный проспект — 11 километров. Как правило, на нем снег чистят, но сделай шаг влево или шаг вправо — и просто катастрофическая ситуация. Между тем, налоги в бюджет города жители отчисляют исправно, — добавил Константин.

А Михаил первым делом отметил приветливость томичей.

— На самом деле, в Запорожье люди тоже доброжелательные. Но в последнее время улыбок и радости на лицах не стало совсем. Тяжелая экономическая ситуация накладывает свой отпечаток: у людей исчезла уверенность в завтрашнем дне. Взять, к примеру, моего друга из автосервиса: его жена работает в больнице, у обоих задержки по зарплате. У их родителей, бабушки и дедушки, пенсия тоже заканчивается. Взрослый человек может перейти на более скромную еду, но ребенку ведь не скажешь: «Папа ничего не заработал, поэтому будем неделю сидеть на одной овсяной каше». И упаси боже, если кто-то в семье болеет, и требуются какие-то лекарства, — с горечью отметил мой собеседник.

По его наблюдениям, в Томске уровень жизни, как и уровень зарплат, примерно в два раза выше, чем в Запорожье.

— На Украине подобные замечания принято парировать тем, что и цены в России тоже выше. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что цены в Томске примерно такие же, как у нас, а на некоторые товары даже ниже. И это при том, что качество продукции намного лучше, и выбор больше, — сказал Михаил. — Далеко ходить не надо, возьму для примера автомобили. Возле дома, где мы сняли квартиру, припарковано около 50 машин. Из них «Жигулей» пятой-десятой модели от силы десять штук. Остальные авто — вполне приличные иномарки. И это не в центре города, а в обычном спальном районе.

Гости города успели прицениться и в продуктовых магазинах: первым делом отметили большой выбор рыбы. Обоих удивили цены и качество мяса, консервов, майонеза, печенья и хлебобулочных изделий.

— Не поймите превратно, в Запорожье есть хорошие продукты. Просто нет такого большого ассортимента, как у вас. Скорее всего, дело в том, что вся Украина в целом не такая большая, как Россия, следовательно, у нас намного меньше производителей. Ну а таких изысков, как мясо конины или оленины у нас нет в продаже просто из-за природных условий, — добавил Константин.

— Когда я ездил на Западную Украину, часто слышал возгласы о том, что Украина кормила весь Советский Союз. Да и сейчас, дескать, Россию кормит. Я это отчаянно опровергал: если бы это было действительно так, то после распада СССР Россия должна была умереть с голоду. Но ведь нет, страна живет и по сравнению с нами процветает! И большинство продуктов питания у нас именно российского производства — Курск, Воронеж, Кубань, Краснодар, — уточнил Михаил.

К интересным выводам мужчины пришли и после просмотра телепередач.

— Я удивился, что у вас по телевизору практически нет рекламы пива, водки и сигарет. У нас такая реклама крутится по центральным каналам чуть ли не 24 часа в сутки, — подметил Константин. — Еще я обнаружил, что у вас, оказывается, до сих пор идет передача «Спокойной ночи, малыши». Последний раз я ее видел лет восемь назад, затем из украинского эфира программу убрали.

Еще несколько месяцев назад жители Запорожья точно так же мирно смотрели телевизор. О беспорядках в Киеве узнавали из теленовостей, и мало кто предполагал, что конфликты начнутся и в их городе. Сейчас, по словам Константина, мало кто рискует выходить вечером за хлебом.

— Началось все с митинга Евромайдана: его участники пытались осуществить силовой захват здания администрации области. Тогда, насколько я знаю, силовики отстояли порядок. Затем в феврале, незадолго до нашего отъезда, в Днепропетровске повалили памятник Ленину. В Запорожье тоже пытались повалить памятник Ленину, который стоит на площади в центре города, но его отстояли местные жители. Просто пришли в назначенное время и не подпустили людей, — рассказал Константин. — Что интересно, милиция в эти дни просто исчезла с улиц города. Ее как таковой не наблюдалось вообще.

Многие эксперты и очевидцы склонны считать, что именно бытовая неустроенность привела жителей Украины к Евромайдану. Низкие зарплаты, постоянный рост цен, стагнация экономики — и все это под боком у сытой и цивилизованной Европы. Однако, по мнению запорожца Михаила, дело еще и в недальновидной политике действовавшей власти.

— Янукович пришел к власти при поддержке юго-востока Украины под лозунгами, которые были приемлемы пророссийской части страны: «Русский язык — второй государственный», «Всестороннее сотрудничество с Россией» и так далее. Но когда он начал руководить страной, ничего из заявленного сделано не было. Таким образом, он потерял сторонников на юго-востоке. А что касается «западников», эта часть населения категорически не поддерживала его с первого дня. Дело в том, что Западная Украина традиционно тяготела не к России, а к европейским странам. Эта часть электората рассматривает Евросоюз как панацею от всех бед. Но не все понимают, что договор об ассоциированном единстве и вступление в ЕС — это две большие разницы. В договоре об ассоциации с ЕС прописана стандартизация промышленности с его законами. Это ударило бы по экономике Украины настолько сильно, что шансов оправиться, скорее всего, вообще бы не осталось, — изложил он свой взгляд на ситуацию.

За конкретными примерами далеко ходить не надо: в том же Запорожье с населением в 800 тысяч человек очень много крупных промышленных предприятий. Среди них, к примеру, есть завод по выпуску авиадвигателей. На одном только этом производстве заняты 15 тысяч человек.

— На тех условиях, которые были прописаны в договоре, завод попросту загнулся бы. Перевод всех стандартов (а их свыше тысячи — от размеров деталей до марок стали) на европейские повлек бы за собой грандиозные затраты. Попробуй останови такое масштабное производство хоть на месяц, — подчеркнул Михаил. — Но многие люди не понимают, что в ЕС есть страны не только с высоким, но и низким уровнем жизни. И благополучие «сытых» стран обеспечивается эксплуатацией тех государств-новичков, где экономика убита за счет вхождения в союз на неблагоприятных условиях. Благополучные страны одним ударом убивают двух зайцев: у них появляется и новый рынок сбыта, и дешевая рабочая сила.

Украинское правительство приостановило процесс подготовки к подписанию соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом. Для населения этот шаг стал последней каплей в чаше терпения, а для действующей власти — точкой невозврата. О том, насколько это решение было благоприятно для страны, теперь судить невозможно. Да и в создавшемся хаосе это никому уже это не важно: лишенный поддержки Янукович бежит в Россию, оппозиция ликует, российские военные маневрируют в Крыму, вызывая беспокойство США...

Между тем, новостные ресурсы «соревнуются», называя количество погибших в конфликтах. А мирные жители просто ищут тихой гавани — хоть бы и в нашем морозном Томске, который находится в четырех тысячах километров от Запорожья. Кстати, ФМС уже сообщила о резком увеличении количества украинцев, которые просят предоставить им убежище в РФ. За две недели с такой просьбой в российские ведомства обратились свыше 140 тысяч граждан Украины. В основном это жители приграничных районов.

— Возможностью переехать в Томск сейчас интересуются еще около 15 жителей Запорожья, — уточнил в разговоре со мной депутат Алексей Кузьмин. — Среди них есть разные люди, но в основном это работающая молодежь в возрасте около 30 лет. Люди едут работать и зарабатывать, чтобы прокормить себя и свои семьи, и мы будем только рады помочь им в такой сложной жизненной ситуации. С желанием помочь откликнулись и наши национальные диаспоры, вопрос будет рассмотрен на межнациональной комиссии гордумы. Со всей ответственностью могу сказать, что на сегодняшний день Томск способен принять большое количество людей.

Михаил и Константин тоже не теряют времени даром — в их ближайших планах решить через федеральную миграционную службу вопросы с трудоустройством.

— Мой дед из Питера, а мать родилась в России. Я больше ощущаю себя русским, чем украинцем. Сейчас я на полном серьезе рассчитываю на получение российского гражданства, — резюмировал Михаил.