Спасибо, что живой
Мужчина, пострадавший при разрыве контактной сети над перекрестком Кирова — Елизаровых, опасается ходить по улицам. И другим не советует.
О жалобах и жалобщиках
У журналистов отношение к жалобщикам двойственное. Во-первых, это люди в любой редакции нужные, даже необходимые — именно они приносят животрепещущие истории о нарушении своих прав, сдобренные изрядным количеством эмоций. А СМИ до таких историй весьма охочи. Иногда они даже ложатся в основу журналистских расследований, но это не каждый раз.
Обычно мотивы у жалобщиков просты и незамысловаты. «Шум в прессе» хотят поднять: а) чтобы отомстить какой-нибудь структуре или должностному лицу; б) в надежде решить материальный вопрос; в) попиариться в свое удовольствие, чтоб было что рассказать знакомым.
И наконец, граждане из категории «г» — мои любимые, не подумайте плохого! Они рождены бороться со злом и несправедливостью в их любых проявлениях. Их боится полиция, прокуратура, суд и все чиновники, у которых есть «приемные часы по личным вопросам». Реальный выхлоп от их деятельности обычно стремится к нулю, но с изрядным шумом.
Однако человек, недавно приславший свое обращение на наш портал, вроде бы не подходил ни под одну из этих категорий и удивил меня до желания познакомиться лично. Свое письмо он честно предворял списком СМИ и отдельных журналистов, которым его разослал. Перечень насчитывал девяносто электронных адресов.
Зовут человека Дмитрий Геннадьевич Петров. Молодой, симпатичный, немного застенчивый мужчина с тихим голосом. В апреле прошлого года — невольный герой сюжета на телевидении.
Роковой троллейбус
Итак, матчасть напомню сухо, коротко. Цитирую письмо Петрова: «10 апреля 2013 года около 18 часов на перекрестке Елизаровых и Кирова оторвалось крепление, удерживающее контактную сеть троллейбусно-трамвайного провода. Оторвавшимся механизмом крепления меня ударило по голове. Я был госпитализирован в городскую больницу скорой медицинской
помощи с диагнозом «внутричерепная травма. Сотрясение головного мозга. Ушибленная рана мягких тканей головы».
Здесь следует внести существенное уточнение: «оторвалась» и рухнула конструкция не сама по себе. Была причина. Спусковым механизмом происшествия стал троллейбус, двигавшийся со стороны вокзала Томск-I. В районе дома № 64 по проспекту Кирова у него произошел срыв штанги. Что само по себе не страшно. Но от удара свободного троллейбусного «уса» в поперечную растяжку контактной сети случился ее разрыв, и растяжка упала на пешеходов, находящихся на тротуаре. Причинив телесные повреждения.
Суета в «Проходном дворе»
…В общем, шел-шел человек по улице и решил зайти в магазин «Проходной двор», расположенный в цокольном этаже пятиэтажки. И только начал спускаться вниз, как услышал грохот, шелест, а в следующий момент ощутил сильный удар по голове.
— Я осел на ступеньки, самостоятельно двигаться не мог, — вспоминает Дмитрий, — в глазах все потемнело, и сколько я так просидел, сказать не могу.
В магазине тоже услышали странный шум.
— Мы выскочили на улицу, — рассказывает старший продавец «Проходного двора» Галина Поручикова, — увидели, что мужчина сидит на лестнице, кровь бежит. Рядом лежал провод с железной болванкой. Завели раненого внутрь магазина, позвали фармацевтов из аптеки, они оказали первую помощь. Мы вызвали «скорую», и его увезли в больницу.
Несмотря на травму и последующий шок, Дмитрий Петров хорошо запомнил детали. Как суетились люди вокруг. Как кто-то сказал: «тут еще один…», и как шевельнулось собственное удивление: «Да сколько ж народу-то полегло?» Увидел провод с болванкой. Услышал, что ударило током собаку — убежала с визгом. Сотрудники полиции оцепили место происшествия, отодвинув любопытных и свидетелей, чтоб никого больше не долбануло.
— Приехала «скорая», увезла меня в горбольницу № 1, я там неделю отлежал, — продолжает Дмитрий. — Событие было громкое, оно освещалось в Интернете, прошел сюжет по ТВ2. Кроме меня ведь еще один человек пострадал, и очень серьезно. Мэрия заинтересовалась происшествием. Какие-то экспертизы проводились для определения, кто виноват. Сотрудники ГИБДД приходили в больницу, брали показания, что произошло.
Ну да. Средь бела дня из стены дома вылетает крепление, удерживающее плотную в этом месте сеть проводов. Едва не калечит двух человек. Ответственным лицам, горожанам и особенно пострадавшим требуется знать — почему? И главное, что делать, чтоб подобное не повторилось?
Виноватых нет!
Виновного установили быстро, в тот же день. Комиссия из сотрудников «ТТУ» и «Горсетей», работавшая на месте происшествия, зафиксировала в акте расследования технологического нарушения: «Повреждение контактной сети произошло по вине водителя троллейбуса. Вины со стороны работников ООО «Горсети» нет». В акте — семь подписей: две — специалистов «ТТУ», пять — специалистов «Горсетей».
Над водителем нависла статья Уголовного кодекса «нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека». Но 12 июля в возбуждении уголовного дела было отказано. Изучив материалы проверки, в следственном отделе по расследованию ДТП областного УМВД пришли к выводу: водитель троллейбуса не виноват. Цитирую: «Установлено, что разрыв растяжки контактной сети произошел не от действий водителя троллейбуса». Ехал с малой скоростью, не маневрировал, от сети больше, чем на два метра, не отклонялся. Правда, и причину схода штанги при этих идеальных условиях движения объяснить не может.
В общем, в итоге все оказались в белом: и «Горсети», и водитель. А значит, само происшествие — просто несчастный случай, можно сказать, роковое стечение обстоятельств.
Кому сказать «спасибо», что живой?
— Я обращался к руководству «ТТУ» — кому выразить «благодарность» за свою травму? — продолжает рассказ Дмитрий Петров. — В управлении ответили: выражай нам, делать нечего, берем ответственность на себя. И моральный вред готовы были оплатить в разумных пределах.
Так что, наверное, можно было вежливо договориться. Пусть техническая и юридическая переписка идут своим чередом, а пострадавшим можно тем временем выделить средства на лечение. В качестве жеста доброй воли.
Да только Дмитрий Петров пошел другим, самым официальным и трудным путем.
— Я обратился в суд, чтобы получить моральное возмещение. В данный момент прохожу освидетельствование по поводу полученной травмы и оценки нетрудоспособности, определение степени тяжести причиненного вреда. Затем потребуется экспертная оценка. Если происшествие будет признано несчастным случаем, то возмещение не положено. А если будут установлены виновные, то им можно будет уже предъявлять иск.
«Конечно, — усмехнется читатель, — очень любопытно, чем кончится это судебное разбирательство. Мужик хоть и пострадал, а реально рискует остаться ни с чем. Может, и лучше было попытаться полюбовно договориться с «ТТУ», глядишь, хоть что-то бы заплатили. И при чем здесь обращения в СМИ? Чего прессу-то сейчас будоражить? Хочет подстраховаться общественным резонансом? Так судьям на подобные телодвижения плевать, у них свои резоны…»
Свой шаг по обязательному установлению виновных Дмитрий Петров объясняет просто: хочет порядка. И не только лично для себя — для всего города. В последние месяцы у него появилась новая привычка: идя по улицам, он теперь постоянно поглядывает вверх, на провода. И видит, что закреплены они, мягко говоря, ненадежно. Вот эти-то наблюдения и размышления над ними мужчина привел в письмах, разосланных по редакциям. С подробнейшим описанием технических нарушений и ссылкой на СНиПы.
Прокуратура Советского района тоже получила от Петрова письмо. Гораздо более сжатое:
«После случая 10.04.2013 я специально прошел по проспектам Кирова и Ленина и убедился, что контактные сети находятся в аварийном состоянии, изношены и требуют замены. А это создает угрозу для жизни граждан. Нет никакой гарантии, что случай, происшедший со мной, не повторится. Я запретил своим детям ходить по Кирова и некоторым другим улицам. И цель моего заявления — предотвратить трагедии, которые могут случиться в любой день. Прошу принять меры прокурорского реагирования с целью запрещения эксплуатации аварийных контактных сетей…».
«Специалистами «Трамвайно-троллейбусного управления» и «Горсетей» совместно проведена внеплановая проверка состояния контактной сети, в ходе которой существенных нарушений не выявлено. В настоящее время работниками «ТТУ», ООО «Горсети» ежемесячно проводятся совместные проверки контактной сети и крышевого оборудования трамваев, троллейбусов, о чем составляются соответствующие акты. Выявленные недостатки устраняются незамедлительно».
Так что беспокоится не о чем. И не надо всем подряд жаловаться, гражданин хороший.
Поверь глазам своим
А что, может быть, действительно?.. Но мы выходим с Дмитрием Геннадьевичем на перекресток, сворачиваем с Кирова на Елизаровых. Смотрим вверх. На стыках контактной сети торчат болты, которые должны быть плотно и до конца закручены — на них все держится. А они торчат, некоторые уже во весь «рост». Какое усилие нужно приложить, чтобы в критический момент такой болт вылетел со своего места, и когда этот момент настанет? Петров не знает. Знает одно: когда это случится, он не хотел бы оказаться поблизости от падающих проводов.