23 октября, среда
+3°$ 96,59
Прочтений: 3421

Там, где не мусорят

Фото: Дмитрий Кандинский

В пятницу мэрия закроет прием заявлений от претендентов на пост главы «Спецавтохозяйства». Конкурс кандидатов публичный, его курируют сразу два зама Ивана Кляйна, и это толстый намек на то, что готового кандидата у мэра нет. Скажу больше: это, на самом деле, так и есть. Конкурс ни под кого не готовился, но у подчиненных томского градоначальника была хорошая возможность его «завалындать», чтобы появился очередной претендент из департамента городского хозяйства.

Не прокатило. На прошлой неделе появился кандидат, который, скорее всего, уже в феврале возглавит муниципальное «Спецавтохозяйство». В окружении мэра Кляйна называют одну фамилию — человека, который до сих пор не был связан с муниципальными активами и муниципальной службой. Это директор одной из крупнейших в Томске управляющих компаний. Дальше — сами, фамилию называть не буду, не маленькие, сообразите.

В отличие от действующих глав подразделений мэрии, отвечающих за городское хозяйство, новому директору «САХа» дадут мандат заниматься экономикой этого бизнеса, а не просто перекачивать деньги из бюджета в субподрядные компании и зарплаты административного персонала данного муниципального унитарного предприятия. Это единственное условие и у нового директора, и у нового градоначальника.

За последний год «Спецавтохозяйство» потеряло едва ли не половину объемов вывоза мусора. А мусор — единственный конкурентный вид деятельности этого МУПа. Так вот, примерно год назад вывоз ТБО приносил «САХу» 18 миллионов рублей в год. Половину этих денег «Спецавтохозяйство» зарабатывало через управляющие компании — за вывоз мусора с площадок у жилых домов. Вторую половину — по договорам с юридическими лицами. Но в прошлом году два новых частных оператора — «Сорнет» и «АBF-logistic» — всего за пару месяцев вытеснили «САХ» в двух городских районах, сократив выручку МУПа по мусору вдвое.

Доля рынка, которая осталась у «Спецавтохозяйства», сокращается ежеквартально. Осенью прошлого года это было 70 %. Сейчас уже 60 %. Если не регулировать рынок вывоза ТБО административным способом, к концу года у «САХ» останется 1 % — оно будет возить лишь мусор мэрии из административного здания на Ленина, 73. Все остальное заберут частные операторы — просто потому, что в их бизнесе есть экономика, у МУПа ее по-прежнему нет.

В конце прошлого года «Спецавтохозяйство» выиграло тендер Томского политехнического университета по вывозу мусора. Выиграло удивительным образом: в ходе торгов МУП просто «провалился» в цене на 45 %. Это означает, что по контракту с политехом «САХ» будет работать себе в убыток, который по году только в рамках этого контракта с вузом составит примерно один миллион рублей. То есть никакой экономики у МУПа нет. Единственное объяснение такой политики «Спецавтохозяйства» — стремление сохранить избыточные сегодня мощности, объемы, активы и персонал.

Для «Спецавтохозяйства», «переваривающего» только на уборке городе несколько сот миллионов рублей в год, потеря в выручке девяти миллионов рублей по мусору не критична. Учитывая стабильные ежегодные убытки в 50 миллионов рублей на уборке города, «САХ» всегда вяло реагировал на требование начать считать деньги. МУП ведет себя, как бюджетное учреждение на смете. Поэтому, по сути, конкурируя, скажем, с другими операторами за мусор, МУП закапывает себя сам.

Его долги в 300 миллионов рублей никогда не покрыть из прибыли. Ее нет. Она была лишь однажды — в 2012 году, когда бюджет «залил» «САХ» деньгами. Но это, как известно, только усугубило ситуацию, потому что часть денег тут же растворилась в карманах субподрядчиков, ряд которых сразу же после этого исчезали с предоплатой. Так было с компанией «Дорсан», которую обанкротили примерно год назад. В 2012 году компания стала крупным подрядчиком «САХ», едва успев зарегистрироваться летом.

Так что тема мусора для «САХа» не так актуальна, как это кажется из кабинета главы департамента городского хозяйства на Московском тракте или у помойки. С ней лучше справляются независимые операторы. Сегодня даже небольшие УК покупают собственные мусоровозы. И это не единичные примеры. В Октябрьском районе, например, «Спецавтохозяйства» вообще практически не осталось — большинство управляющих компаний возят теперь мусор сами. Они покупают новые мусоровозы не на бюджетные кредиты, а на приемлемых рыночных условиях лизинга. Такой мусоровоз не будет стоять в дорогом гараже в центре города на Комсомольском проспекте, где находятся этажи «Спецавтохозяйства», в ожидании объемов и зарплаты.

Понятно, что «САХ» останется на рынке мусора хотя бы в виде специализированной организации, которая будет обслуживать соцсферу и муниципальные бюджетные учреждения с их «длинными» бюджетными деньгами. Если новому директору предприятия удастся выправить тарифную политику и экономику этого бизнеса, «Спецавтохозяйство» сможет остаться и на нерегулируемой части рынка мусора. Но это все равно не тот рынок, ради которого имеет смысл содержать громадный гараж с хламом из сломанных мусоровозов в центре города.