23 ноября, суббота
-13°$ 102,58
Прочтений: 4944

Аномальный ноябрь

Фото: Дмитрий Кандинский

Ноябрь всегда был вялым. Типа октября, только холоднее. Но этот невменяемый «плюс» за окном весь месяц перевернул в ноябре все с ног на голову. И еще народ перестал собираться 7 числа на семейные обеды, и ноябрь потерял какую-то свою важную часть. В свои 41 мне кажется, что это так. Вы про свой ноябрь можете думать по-другому.

Начну с главного. В ноябре дочке Кате исполнилось восемь. Не знаю, почему, но эта цифра для меня необычная, мне с ней везет. Глупости, конечно, но вот дочке, например, так не кажется. Потому что восемь лет — это восемь подарков. Такая традиция. У меленького человека есть право выбора: в этот день она может выбрать все, что захочет. У меня, большого, такого выбора давно нет. Наверное, и не было никогда. И у мэра Кляйна тоже нет. Поэтому он в ноябре выбрал себе в замы Владимира Хана.

Хан — толковый бизнесмен. У него под ногами реальный сектор, где затопчут, даже если ты сидишь на шее у другого. Тут, кстати, так почти и было. В жилищном бизнесе он «хищник», равных которому мало. Но вы же прекрасно понимаете, на чем строится успех в этом бизнесе, да? И вот человек с такими манерами перебирается из бизнеса во власть. Для нас с вами это означает, что мэр и все те люди в «белом» доме, с которыми он согласовывает свои кадровые решения, натянули на орган местного самоуправления что-то вроде презерватива. Дальше эту аналогию можно развивать интереснее, но я ограничусь одним: они думают о гигиене и не хотят заразиться. В сухом остатке у Кляйна в ближайшем круге будут работать люди, которым он лично доверяет и которых лично хорошо знает.

В ноябре из мэрии ушел главный архитектор Коренев, а на его место пришла новость, что у первого заммэра Паршуто в кабинете был обыск. Позже выяснилось, что никакого обыска не было. Похоже на маленькую месть — типичная женская история, сплошное коварство. Но она не такая безобидная, как кажется. Дело здесь не в билбордах. Неважно, убрал их сын вице-мэра, исполняя решение суда, или не убрал. Важно, что начался какой-то силовой экстрим вокруг мэрии. Невнятно, но агрессивно на эту историю с обыском отреагировали в следственном комитете и полиции. Потому что когда они не говорят ни «да», ни «нет», это не означает «не знаю» — это означает «да». Что это за возня?

Аналогичная история с водоканалом. В ноябре полицейские вновь взялись его трясти и даже возбудили уголовное дело. Водоканал — актив мэрии. И не всем нравится, что этим активом с колоссальным потоком наличности управляет группа физических лиц. Компании, проигравшие конкурс за право аренды имущественного комплекса городского водоканала, продолжают активно давить на разные органы власти, чтобы итоги конкурса были пересмотрены.

Возможно, в ноябре мы наблюдали один из эпизодов этой истории, которая не скоро кончится. Люди, которые сейчас добивались возбуждения против руководства ООО «Томскводоканал» уголовного дела, в свое время открыто поддерживали конкурентов нынешних арендаторов имущественного комплекса водоканала, когда мэрия проводила конкурс. Хотя к этим арендаторам вопросов и без этого уголовного дела много. Правда, задавать должны не полицейские, а мэр, который тут главный по активам.

Правоохранители в ноябре, как мы знаем, трясли не только водоканал. Раскрытие двух громких убийств впечатлило. Впечатлило тем, что не оказалось там элементов конкурентной борьбы, денег и ОПГ. Все намного хуже. Оба убийства коммерсантов оказались социальными. Мотивы изуверские — не деньги и любовь, как обычно, а обида и месть. Так что хвастаться нечем: бизнес стоит на месте, злость копится.

И еще про полицейских. Их «догонялки» с УФСКН, с которым они играют на рынке оборота наркотиков, наверное, вредят службе, но обществу полезны. В ноябре полицейские нашли 3,67 грамма ацетилфентанила в сумке у одной из работниц детсада. Удивительно, что история произошла в Томске, а не в Северске, где на торговле наркотой часто попадаются работники бюджетной сферы и даже администрации закрытого города.

В середине месяца вступили в силу штрафы за курение в неположенных местах, и полицейские начали отлавливать нарушителей. Причем, начали именно штрафовать, никаких тебе разговоров «для начала», как обещали. Народ ловили в подъездах и даже на стадионе, когда «Томь» играла с «Рубином». И я понимаю, если бы «Томь» тогда выиграла, но выиграл то «Рубин». За что так с людьми?

Меня вот за курение в неположенных местах штрафовать начали лет десять назад. Как-то ночью в «Киномире» администратор вызвала дежурный наряд, застав меня курящего в фойе. Наряд встретил меня с подругой на выходе с киносеанса по наводке администратора. После коротких препирательств, сержант просто попросил у меня 50 рублей. Десять лет прошло, просите больше.

О спорте. Весь ноябрь репетировали встречу Олимпийского огня. Я почему-то не испытываю восторга по поводу решения губернатора вычеркнуть своих подчиненных из списка факелоносцев. Вполне может быть, что губернатор просто сам не хотел бежать. Ну, мало ли какие причины могут быть у человека не бежать, а ехать или лежать. И сколько «утонуло» шуток про газовую горелку в руках одного из бывших менеджеров «Газпрома». Но это не добавило и не убавило пафоса в воскресенье. Вот Coca-Cola добавила, а губернатор нет.

Губернатор добавил пафоса в Асино, где в начале ноября открыл новый плавательный бассейн за 90 миллионов рублей. В Асино живет около 27 тысяч человек, из которых пять тысяч — дети, и еще пять — пенсионеры. Им всем с рождения не нужны справки для купания в естественных водоемах. Поэтому сначала они с удивлением узнали, что такие справки нужны для купания в искусственных, а потом, что такие справки не нужны вовсе, потому что бассейн, который открыл губернатор, не работает, и из него во избежание недоразумения даже спустили воду. Теперь асиновцы, купившие шапочки для плавания и справки, ждут, когда все справки соберет подрядчик строительства, чтобы бассейн можно было еще раз официально ввести в эксплуатацию.

В конце ноября губернатор Жвачкин лично презентовал премьеру Медведеву геоинформационную систему потенциала возобновляемых источников энергии томского региона. Все это дело происходило на форуме ENES-2013 в Москве. Чтобы не перегружать вас подробностями, скажу, что это такая завуалированная форма просьбы дать денег. На этот раз на что? На поддержку областных инициатив по использованию местных возобновляемых ресурсов в экономике региона. Это цитата. Всем все понравилось.

В это самое время невероятный пианист Денис Мацуев приехал в Томск, сыграл с местным симфоническим оркестром концерт для одиноких, скучающих дам, после чего попросил губернатора купить, блин, новый рояль в БКЗ. И я вот думаю: если система возобновляемых источников энергии, о которой губернатор рассказывал премьеру, не попрет, то через 18 лет, когда Мацуев еще раз приедет в Томск, ему придется играть на том же самом рояле. И для тех же самых дам.

Поскольку о прекрасном я уже закончил, давайте еще о еде. Тут есть две темы, которые обратили на себя внимание в ноябре. Это цены и фаст-фуд. Сначала вредное.

Фаст-фуд возвращается в Томск, так что завязывайте с блинами. 25 ноября новый мэр Томска договорился со старым McDonalds, что те все-таки построят в 2014 году свой первый ресторан на Красноармейской. Почти одновременно с этим еще одна сеть фаст-фудов KFC уведомила мэрию, что хочет здесь открыть весной свой первый ресторан. KFC уже есть в Новосибирске, Омске и даже Барнауле. Kомпания обещает вложить в томскую сеть миллиард рублей. McDonalds в свой первый ресторан в Томске –—120-150 миллионов.

Я, если честно, не знаю, как относиться к этим новостям. В моей жизни давно почти нет фаст-фуда. Иногда его просят мои дети. Иногда они его получают. Мне нравится, что в Томске будут такие бренды, как McDonalds и KFC. Потому что бренды тянут бренды. Местный фаст-фуд совсем закис. Не буду сравнивать качество этой еды, но то, о чем я говорю, все равно должно хотя бы напоминать еду.

Еда, кстати, в ноябре дорожала быстрее всего. За ноябрь продовольственные товары выросли в среднем на 1,1 %. Федеральная антимонопольная служба взялась за яйца, которые подорожали в ноябре на 15 %. А то, что виноград подорожал на 23 %, а огурцы на 50 %, — это от избытка чувств, что ли?

Я не знаю, сколько стоят в магазине яйца. Хотя у меня в холодильнике они есть или должны быть. Не помню. Но я дико хочу узнать от ФАС: есть в Томске сговор наседок или нет? Вот у нас выросло производство мяса домашней птицы почти на 20 %. К производству яиц этот факт имеет какое-то отношение или нет? Теоретически — да, в жизни — нет. Да, и лимоны в ноябре подешевели: берите, они полезнее, чем яйца.