Исполнился год со дня трагедии на Сибирской, 33
Взрыв в этой десятиэтажке произошел 30 ноября 2012 года. В тот день большая беда на много месяцев вперед объединила тысячи томичей. Сегодня мы вспоминаем хронологию событий.
30 ноября, 15:45. В Интернете появились первые сообщения о взрыве на Сибирской, 33, и фотографии с места происшествия. На тот момент было известно одно — горят два последних этажа.
15:53. Появляется официальная информация — сначала от МЧС, затем от полиции. «Частично обрушены балконы квартир. На месте работают 38 сотрудников личного состава МЧС и десять единиц техники. Информация о пострадавших или погибших уточняется. Причины инцидента будут известны позднее», — сообщает МЧС. К тому времени уже известно — дом не газифицирован. «Теракт?» — появляются вопросы в комментариях...
16:34. Сведения о количестве раненых уже несколько раз менялись. К этому моменту в мэрии говорят о десяти пострадавших. «С места происшествия эвакуировано десять человек с ожогами различной степени тяжести, среди них есть двое детей... Сведения о погибших уточняются, поскольку попасть в разрушенные квартиры пока не удается», — уточняют в муниципалитете.
16:40. В УМВД предполагают, что на Сибирской, 33, мог взорваться газовый баллон, который использовался при проведении ремонтных работ. Следственный комитет начинает проверку по факту произошедшего. Чуть позже первый заммэра Евгений Паршуто сообщает: взрыв произошел в одной из квартир во время ремонта, проводимого компанией «Альянс Групп». «Люди говорят, что там устанавливали натяжные потолки», — передает наш собкор, работающий на месте событий.
17:58. Становится известно, что на месте взрыва найдено тело погибшего. Оно находится под завалами, так что пока неизвестно — мужчина это или женщина. Через некоторое время в правоохранительных органах, правда, неофициально, заявят, что погибший человек — это рабочий, который производил монтаж натяжного потолка.
22:45. Пожар в жилом десятиэтажном доме, который загорелся после взрыва, ликвидирован. В ходе этих работ найдено тело второго погибшего. Его личность пока не установлена. Только на следующий день станет известно — на Сибирской, 33, погибли две девушки, снимавшие комнаты в одной из квартир. Она располагалась над той, где произошел взрыв.
19:20. Около 50 эвакуированных жителей Сибирской, 33, временно разместили в школе-интернате № 22. Там им предоставили горячее питание, необходимое медицинское обслуживание, а также помощь психологов. После того как пожар был потушен, в интернат приехали губернатор Сергей Жвачкин и вице-мэр Евгений Паршуто. Стало известно: жильцам из пострадавших квартир придется провести до двух месяцев в маневренном фонде. Принято решение, что три этажа в двух подъездах на Сибирской, 33, будут разобраны и отстроены заново.
1-3 декабря. Министр обороны РФ Сергей Шойгу поручил соответствующим структурам министерства оказать содействие в размещении пострадавших граждан в свободном жилом фонде ведомства на время ремонта и восстановления их жилья. Согласно заявкам на размещение во временном жилье — на Ивановского, 24, и Высоцкого, 6, поселят порядка 140 человек. Горожане начинают активно помогать пострадавшим деньгами и вещами. В свою очередь, власти заявляют о том, что из бюджета на компенсации жителям Сибирской, 33, будет направлено 2,3 миллиона рублей.
4 декабря. Представитель «Альянс Групп», чьи рабочие монтировали натяжной потолок на Сибирской, 33, заявил, что такой компании больше не существует. «С пострадавшими мы связываемся, общаемся. Больше мне нечего вам сказать», — закончил телефонный разговор наш собеседник. Между тем, стало известно, что рабочие, пострадавшие на Сибирской, 33, несколько лет назад проходили реабилитацию в фонде «Томск без наркотиков».
К тому времени уже по несколько раз в день поступала информация о состоянии пострадавших. Выяснилось, что в квартире, где произошел взрыв, в тот момент находилась семья — супруги Вячеслав Тереньев и Елена Огинская и их двухлетний сын Дима. Когда взорвался газ, мальчик спал в своей кроватке, и его выбросило из окна взрывной волной. Случилось чудо — упав с девятого этажа, малыш практически не пострадал.
Но родители, не зная этого, долго искали своего ребенка в горящей квартире. В результате оба были госпитализированы с ожогами. Елена пострадала больше мужа — получила ожоги на 75 % поверхности тела и два перелома. В реанимации, узнав, что сын жив, она, несмотря на тяжелые травмы, воспряла духом. Тысячи людей, узнав о трагедии этой семьи, молились за выздоровление Елены.
6-7 декабря. Одну из девушек, погибшую в момент взрыва на Сибирской, 33, похоронили на Бактинском кладбище. Тело второй — она была родом из Хакасии — отправили на родину. Все организационные вопросы и расходы по организации похорон взял на себя муниципалитет. Семьи погибших получили по сто тысяч рублей.
11 декабря. Количество погибших в результате взрыва на Сибирской, 33, выросло до трех. От осложнений после ожогов скончалась Елена Огинская. «Коварство ожоговой болезни в том, что сначала человек находится в сознании, а все проблемы и осложнения проявляются на четвертые-пятые сутки», — сказал тогда главврач ОКБ Максим Заюков.
17 декабря — 5 января. На Сибирской, 33, закончилось укрепление конструкций. На этих работах были задействованы специалисты компании-подрядчика «Элис М», известные тем, что разбирали завалы на Саяно-Шушенской ГЭС, и сотрудники ТГАСУ. Они смонтировали и установили дополнительные стойки на самом опасном участке — между восьмым и десятым этажами. Стало возможным начинать частичный демонтаж кровли и верхних этажей двух подъездов. Этими работами занялись бригады «ТДСК». Стропальщики и монтажники предприятия работали при сквозном пронизывающем ветре и температуре воздуха -35 ºС. Чуть больше чем за полмесяца они разобрали конструкции на десятом, девятом и восьмом этажах.
9 января — 22 февраля. Восстановительные работы на Сибирской, 33, идут с опережением графика. В общей сложности строители демонтировали и смонтировали более тысячи элементов конструкций, перенастроили производство, чтобы отлить наружные панели, собрать три разрушенных этажа и начать полноценные отделочные работы. Восстановление дома по Сибирской, 33, обошлось почти в 41 миллион рублей.
25 февраля. Началось заселение дома на Сибирской, 33. «Дом полностью восстановлен, функционируют все коммунальные системы. В квартиры поданы тепло, свет, горячая и холодная вода», — рассказал мэр Николай Николайчук. В свою очередь, губернатор Сергей Жвачкин отметил, что внешняя отделка здания будет сделана позже. «Сейчас эти работы не могут быть проведены из-за низких температур, — пояснил глава региона. — В целом, дом сдан раньше обещанного срока. Еще три месяца назад здесь не было верхних этажей. Мы видели объятый пламенем дом, шокированных людей. Но мы доказали, что умеем воспринимать чужое горе, можем и умеем работать». На восстановление дома по Сибирской, 33, ушло порядка 41 миллиона рублей, позже еще 11 миллионов были выделены на остекление балконов. Компенсации пострадавшим составили почти три миллиона рублей.
17 мая — 30 сентября. Эксперты назвали причину взрыва газового баллона в доме на Сибирской, 33. Оказалось, что баллон был переполнен, а значит — неправильно заправлен. 23 июля в следственном комитете заявили: обвинение предъявлено работнику заправки, который наполнил баллон. «Также в нарушение правил он заправил баллон на открытой площадке при температуре воздуха -23 °С, при допустимой норме -20 °С», — отметили в СКР. Обвиняемый виновным себя не признал. В отношении него была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. В суд материалы уголовного дела были переданы в начале сентября. Заправщику грозит до десяти лет лишения свободы. Рабочие, делавшие ремонт в квартире, где произошел взрыв, и руководство «Альянс Групп» проходят по делу как свидетели.
«Этот человек — оператор АГЗС — конечно, нарушил должностные инструкции и должен заплатить штраф. Но я не настаиваю на реальном лишении свободы — у него у самого, по-моему, двое детей. Я считаю, что виновата фирма — поставщик услуг, «Альянс-Групп». Ее рабочие обязаны были знать, что заправляются с нарушениями, ведь не дети малые... Я считаю, что заправщик, получающий свои 20 тысяч или уж не знаю, сколько, в жизни не выплатит всем потерпевшим суммы морального вреда. Я заявил пять миллионов. Где он их возьмет, даже если и сядет? — поделился мыслями с нашим собкором один из главных пострадавших в этой истории — муж погибшей Елены Огинской и отец маленького Димы, оставшегося без матери, Вячеслав Терентьев.