29 сентября, воскресенье
+6°$ 92,71
Прочтений: 3241

Теплее, еще теплее

Фото: Depositphotos/Olga Yastremska

На днях в мэрии прошли публичные слушания по электронной схеме теплоснабжения Томска, которая обошлась городскому бюджету в 18 миллионов рублей. Как теплоэнергетики жили без этого документа до сих пор, и зачем было устраивать публичные слушания по теме, в которой и специалисты-то с трудом ориентировались, пришлось разбираться на месте.

В мэрии новые порядки. Теперь, чтобы пройти наверх, надо вызвонить чиновника, к которому пришел, чтобы тот за тобой спустился. Учитывая длину лестничных пролетов в старинном здании, самые лучшие ноги и попы в этом городе скоро будут у девушек из кабинетов городской администрации. Как увидите что симпатичное на улице, знайте: точно из мэрии.

Но чтобы попасть на публичные слушания по схеме теплоснабжения Томска, вызывать девушек было не надо. Пускали просто так — надо было только знать пароль.

— Я на слушания…

Общественники, обычно жадные до публичных слушаний, особенно если дело касается бюджета или спасения культурно-природных памятников, разбираться в теплоснабжении не спешили. Тем более если по физике тройка и чем отличаются джоуль от гигакалории ты не помнишь. Как я. Слушания собрали около 60 человек, все больше мужики, и по некоторым сразу видно: в вопросе разбираются.

Первый заммэра Евгений Паршуто честно обрадовался профессионализму участников слушаний: мол, документ стратегический, разговор рабочий, внешних аффектаций и игры на публику не будет. От себя заметим, что и телевизионщики, от которых возбуждаются особо буйные общественники, в этот раз не приехали, и я их понимаю. Одно дело — молчаливая электронная схема, а другое дело — живой человек, который орет, что ему тепла не дали.

Схему теплоснабжения Томска мэрия делала не по своему хотению, а потому что так велело российское правительство еще полтора года назад. Объявили конкурс на исполнение работ, но на наши жалкие 18 миллионов рублей никто кроме наших же политехников не польстился. Московские специалисты делают схемы исходя из простого расчета: сто рублей с живущего на территории человека. То есть полумиллионному Томску надо было приготовить где-то миллионов 50. А кафедра автоматизации теплоэнергетических процессов Энергетического института НИ ТПУ создала схему с нуля за небольшие деньги всего за год.

Для чего нужна схема?

Для порядка. Вы же иногда разбираетесь в темнушке, чтобы знать, где и что у вас там лежит? С теплоснабжением то же самое. Томск весь увит трубами разного диаметра, которые тянутся от жилых домов, общественных и промышленных зданий примерно к 45 котельным и трем большим источникам тепла: ГРЭС-2, ТЭЦ-3 и ТЭЦ-1. А есть еще времянки; трубы, брошенные по временной схеме для отопления неведомо чего и ставшие постоянными; неучтенные участки больших и малых теплопроводов; потери от неизолированных и гнилых труб… В общем, хозяйство запутанное, требующее ремонта, который по разным оценкам обойдется в суммы от 48 до 70 миллиардов рублей. Представляете масштабы проблемы, если для ее решения требуется два годовых бюджета всей Томской области?

При советской власти схема была не нужна. Партия говорила, где и сколько строить заводов и жилых домов, и соответственно планировала количество тепла, чтобы все это обогреть. Но сейчас строят не по плану, а по бизнес-плану. Есть прибыль — будут строить, нет — извините. Новая схема как раз и зафиксировала дефицит тепла в активно развивающихся восточном и южном направлениях и переизбыток его на севере Томска, в основном за счет котельной ТНХК.

Ученые подсчитали реальные темпы прироста населения областного центра и выяснили, что при лучших раскладах к 2030 году нас в томской агломерации будет всего 689 тысяч человек. И дефицита тепла наблюдаться в общем и целом не будет, поскольку медленно, но верно идут процессы энергосбережения, перехода на закрытую схему горячего водоснабжения и вытеснения теплозатратных производственных площадей за городскую черту.

Честно говоря, атомщики подсчитали это еще раньше, когда отложили строительство АЭС на 2030 год. Как раз из соображений того, что в Томске тепла и электричества хватает, и дополнительной генерации не требуется. Но, выступая в обсуждениях, почетный энергетик региона, депутат облдумы и страстный охотник Николай Вяткин настаивал, что областному центру надо добиваться строительства второго блока на ТЭЦ-3, потому как один блок — это ненадежно, и надо иметь резерв.

Его послушали, но решили, что есть проблемы и поважнее. 72 процента сетей имеют нулевой процент надежности. Переводя с языка теплотехников: две трети тепловых сетей из 500 километров имеющихся могут рвануть, когда им заблагорассудится. В год перекладываются считанные километры тепломагистралей. При этом эксплуатирует все это хозяйство монополист — «ТГК-11». Тарифы сдерживаются, но проблема при этом остается. Интересно, что «ТГК-11» так поставило дело, что даже частные котельные сдают себя в аренду монополисту. Это такая естественно сложившаяся монополия, что УФАСу остается только развести руками.

Что же за всем этим будет?

Собственно, ничего особенного. Томичи в числе первых выполнили поручение правительства о создании электронной схемы, провели публичные слушания (56 голосов из 64 за то, чтобы поддержать), теперь схему отправят в Москву на утверждение. Почти стопроцентно ее там утвердят. Сама электронная схема будет удобна тем, что позволит быстро и эффективно искать пути разрешения тепловых проблем.

Захочет ТДСК еще один микрорайон построить на востоке Томска — пожалуйте, схема предложит оптимальное решение. Схема не догма, как говорила раньше, а руководство к действию, может изменяться хоть каждый год. И кстати, целиком ее на публичных слушаниях так и не показали. Во-первых, она объемная, а во-вторых, в некоторых частях, все равно секретная.
Я же говорю, темнушка. Никогда нельзя понять, что там на самом деле.