23 ноября, суббота
-12°$ 102,58
Прочтений: 7055

«Сибирская язва» самостроя

Дом по Яковлева, 87
Фото: ru09.ru

Остановить эпидемию самостроя в Томске никак не удается. В копилке мэрии — лишь один уничтоженный коттедж да кусок фундамента на Воскресенской горе. Снести весь фундамент почему-то не смогли. Хотя теоретически сделать это несложно: судебная практика идет по пути сноса подобных строений.

Самовольные «скворечники» для Томска уже давно стали нормой. Ну, ладно — сносить уже построенные дома с заселенными жильцами власти просто боятся. А вот что мешает сносить их на стадии строительства — непонятно. Примечательно, что зачастую застройщик у ряда домов оказывается один и тот же.

Пример — прославившаяся скандалом вокруг стройки на Воскресенской горе Наталья Баркова. Семейный бизнес дамы идет по накатанному пути не первый год, но чинить ей препятствия никто не пытается. Не удалось построить в историческом районе Воскресенки — не беда, участок с фундаментом можно перепродать, и пусть мэрия начинает судебную тяжбу с новым собственником. А в запасе есть еще множество участков, где осуществить подобное не помешают. В настоящий момент известно шесть адресов, по которым ведется такое строительство.

Так, дом по Салтыкова-Щедрина, 5, был еще недостроенным объектом год назад. В августе прошлого года суд приостановил строительство. Однако безо всяких проблем и без вмешательства приставов дом достроили в октябре. В июле уже этого года после проведения экспертизы, доказавшей опасность проживания в нем, последовало окончательное решение о сносе. Спустя три месяца констатируем: дом стоит на прежнем месте.

В мае тревогу забили жители поселка «Вирион», где прямо между двумя коттеджами по улице Ивановского на небольшом земельном участке началось строительство многоквартирника. Беспокойство соседей вполне понятно: район не подключен к центральной канализации, с очистными здесь огромные проблемы даже у жильцов «ТДСКшных» домов, возвышающихся напротив, и примеров затопления фекалиями окрестностей тоже хватает. Стекающие из переполненной канализации ручьи можно сегодня периодически увидеть на переулке Красного Пожарника, 7, где возведенный этим же застройщиком дом был узаконен через суд, несмотря на отсутствие экспертиз. С электросетями и водопроводом у «вирионовцев» тоже намечаются проблемы: четырехэтажный дом будет подключен по техусловиям одного коттеджа.

И хотя решение суда о приостановке строительства есть, застройщик его также пытается игнорировать. В последнее время на этом месте разворачиваются настоящие бои между жителями соседних домов, продолжающими стройку рабочими, собственниками участков, которых вдруг оказалось два. Разделить землю владельцам разрешили уже во время судебных тяжб.

Недоумение вызывает и позиция силовиков, занимающихся экономическими преступлениями. По весне, после серии публикаций о самострое, сотрудники этого управления пеняли чиновникам и журналистам, что скандалы и публикации только вредят реальной борьбе с самоволками. Дескать, надо бы дать возможность застройщику продать хоть одну квартиру, чтобы затем его привлечь за мошенничество. Отыскать такого покупателя жилья на Ивановского удалось. Однако играть против продавца силовики не стали, и гражданину просто вернули внесенные средства.

Активно идут продажи квартир и по Яковлева, 87. В агентстве недвижимости не скрывают, что разрешение получено было на индивидуальный жилой дом, но сейчас идет переоформление документов. Удастся ли владельцам узаконить этот самострой? Вполне вероятно, если судить по аналогичному случаю на улице Заливной. Скандал в прошлом году был, депутатские комиссии собирались, на место чиновники выезжали. Результат оказался несколько не тот, что ожидался — самоволке было решено придать статус законного многоквартирника. Думаете, что туда за это время провели новую канализацию или укрепили оползневую зону? Нет. И не боязнь митинга оставшихся без крова жильцов руководила чиновниками — в стадии строительства там были проданы комнаты только для сирот. Но возвращать средства застройщик отказался, потому пошли по пути наименьшего сопротивления, узаконив «все как есть». На сегодня там распроданы уже все квартиры.

Жители домов, которые оказались в опасной близости от такого самостроя, объединяются. И пишут письма. Ибо больше им ничего не остается. Не работает нормально служба судебных приставов, продолжают выдавать непонятные разрешения на строительство в мэрии. Сегодня люди уповают только на вмешательство губернатора.

«Просим разобраться по фактам бездействия ФССП, УЭБиПК, прокуратуры в отношении недобросовестных застройщиков. Государственные структуры, призванные обеспечивать защиту законных интересов и прав граждан, допускают завершение строительства и продажу комнат в самоволках, что дает в дальнейшем возможность спекулировать интересами «пострадавших» покупателей. Просим провести проверку, назвать и привлечь к ответственности покровителей бизнеса семьи Барковых во властных структурах. В сложившейся ситуации вопрос о том, кто будет следующим в списке пострадавших, всецело зависит от желания и аппетитов этой компании и их кураторов», — это цитата из обращения группы жителей Томска к губернатору.

Ситуацию прокомментировал заместитель мэра по особым поручениям Александр Цымбалюк:

— Да, мы располагаем информацией обо всех адресах, где данный застройщик ведет строительство. Проводим проверку по всем. Что касается дома по улице Ивановского, есть иск администрации города о сносе здания. Решения такого пока нет, прошла только «досудебка». На ней судом были приняты обеспечительные меры в виде приостановки строительства. Судебная практика сейчас идет по пути сноса, потому шансы выиграть дело в суде 50 на 50.