26 ноября, вторник
-3°$ 103,79
Прочтений: 5797

Все смешалось в «доме Романовых»

Фото: depculture.tomsk.gov.ru

В Томске и окрестностях периодически возникает какой-то монархический зуд. То все бегают со старцем Федором Кузьмичом, который якобы Александр I. Теперь решили увековечить память Николая II — в бытность наследником. Так, в селе Семилужки собрались то ли восстанавливать, то ли воссоздавать, то ли строить «дорожный павильон цесаревича».Он же «гостевой домик», он же — просто и со вкусом — «дом Романовых». Эта терминологическая путаница вызвала много непоняток и толкований. Впрочем, если бы дело было только в словах — вопросы вызывает сам объект.

Для тех кто совсем не в курсе. Когда-то в Российской Империи была традиция: после завершения образования наследник престола совершает длительный вояж, посещая зарубежные страны и знакомясь с собственными землями и населяющими ее народами. В 1891 году такое путешествие предпринял великий князь Николай Александрович, будущий последний российский самодержец, а также невинноубиенный и великомученик, приравненный Русской православной церковью к лику святых. Скажем сразу — эта не слишком «праздничная» тема не была затронута в нашей «истории».

Вообще-то, хотя убили Николая II с семьей в Екатеринбурге, в Томске до сих пор есть улица цареубийцы Войкова (местные жители не позволили переименовать). Эту, тему, конечно, тоже не поднимали. Народ хочет позитива. И вот вам позитив: Николай Александрович, вполне себе живой и здоровый, по пути из Японии в столицы останавливался в Семилужках, где по этому случаю был построен братьями Кухтериными так называемый «гостевой домик». Там наследник престола будто ночевал и будто молился в здешней церкви. Что тоже вроде символично: в Семилужках являлся народу Николай Чудотворец — его святой покровитель.

Об этом вкратце было сообщено на пресс-конференции в «Интерфаксе». (Я смотрела ее онлайн, о чем сильно жалею. В связи с выборами тема «подвисла»). Участвовали в ней начальник облдепартамента по культуре Павел Волк, глава Томского района Владимир Лукьянов, а также митрополит Томский и Асиновский Ростислав. Оставим в покое владыку — может, и он не совсем разобрался, что конкретно хотят «восстановить» в Семилужках и причем тут обретение реликвий и духовные корни.

Перейдем к светскому начальству. В том же ключе выступил и Павел Волк. Еще упирал, в духе последних веяний, на развитие туризма. Культурный чиновник чуть ли не со слезами на глазах рассказывал о визите «цесаревича» и даже цитировал «старинную книгу» о данном событии. Ну вообще-то, «старинная книга» — это что-то времен первопечатника Ивана Федорова, конец 19-го — просто «старая», «дореволюционная». Однако простим экс-директору Губернаторского колледжа социально-культурных технологий и инноваций такие стилистические нюансы.

Гораздо важнее не что он говорил, а когда молчал. То есть с молчаливым одобрением слушал главу Томского сельского Владимира Лукьянова и даже кивал головой, кажется. А тот с воодушевлением рассказывал, как растет и ширится духовность в Томском районе. Например, строят стадионы. Что в Зоркальцеве проводят Дни топора, а в Семилужках — Дни кузнеца. То есть пропагандируются рабочие профессии.

Вообще, жить стало лучше, жить стало веселее. Вот и Воронинское поселение уже имеет достаточно средств, чтобы построить в Семилужках, где реконструирована казачья застава, «дорожный дом цесаревича» (точные слова главы). Что уже нашлись добрые люди, которые бесплатно сделали проект, и он надеется, что появятся меценаты на само строительство. Требуется немного — три миллиона. Имена благодетелей будут золотом написаны на стенах восстановленного здания и войдут в историю, «на века, как и о династии Романовых». Ни больше, ни меньше.

Когда глава пригородного района (ну все-таки не председатель сельсовета деревни Гадюкино!) затем сообщил, что внутри разместится музей, и для этого «мы планируем связаться с семьей Романовых» — пусть поделятся раритетами, связанными с Николаем II, я обнаружила себя уже где-то у плинтуса. Волк при этом молча сидел рядом! Нет, не с автором у плинтуса — с Лукьяновым за столом в «Интерфаксе».

Господа, у нас уже и в департаменте культуры культурных людей не осталось? Ну ладно митрополит — ему по сану положена кротость, но господин Волк тоже не понимает, сколько стоят реликвии Дома Романовых? Что «связаться с семьей» будет несколько трудновато? В том числе благодаря товарищу Войкову...

Впрочем, Лукьянов не прочь поместить в музей и другие «предметы быта той поры». Прялки, например. Да уж. Туристы прям валом повалят.

Но, собственно, куда? Где собираются разместить этот необыкновенный паноптикум? Глава района прост, как правда: а вот мы построим деревянный дом. Сначала хотели кирпичный, но потом решили быть ближе к натуре — поставим из бруса. Ну, вручную пилить конечно — это уже перебор... Пилорама тоже хорошо. Все честь по чести: год простоит, посохнет. Потом обошьем вагонкой. Окна, говорит, лучше пластиковые поставить: прочнее.

Боже мой, боже мой... Как не вспомнить Андрея Кузичкина, не боявшегося спорить с губернатором (а в последние годы правления Виктор Мельхиорович сильно не любил, когда ему перечат), объясняя, что нельзя в памятники архитектуры ставить стеклопакеты. Не помогало, но ведь спорил! Впрочем, здесь-то не памятник. А что?

Поразительно, но никто из журналистов не поинтересовался: а какая судьба ждет настоящий гостевой домик? Где реально останавливался будущий Николай, в другой интерпретации, «Кровавый»? Что, дом снесут и поставят рядом новодел? Некоторые так и поняли — безо всякого, впрочем, возмущения.

Впрочем, не только коллеги не поняли тонкой задумки сельчан. В шоке от услышанного пребывала и Наталья Лисовская, известный томский архитектор-реставратор, автор программы «Историко-культурная и спортивно-экологическая рекреация Сибири и Дальнего Востока»:

— Речь идет о памятнике истории, свидетеле исторического события. Памятники архитектуры можно воссоздавать, памятники истории — только сохранять! То бревно, которое является носителем Памяти, за него держался тот-то... Это правило министерства культуры, есть особые методики на этот счет. Если памятник утрачен — вешается табличка: «на этом месте был...». Но копия не ставится. Но в данном-то случае объект сохранился! Он просто обшит, где-то заложен кирпичом — но все эти наслоения убираются элементарно. Остов требует простой реставрации. Ничего сложного для специалистов в этом нет.

Заменить исторический объект на новодел, который не имеет никакой культурной и исторической ценности (ау, радетели духовности!) — это не просто варварство, это нарушение законодательства, говорит Наталья Лисовская. Пусть не де-юре (памятник до сих пор не стоит на учете — это уже прямая недоработка наших областных «охранителей»), но де-факто. Да и настоящих мастеров-плотников практически не осталось. Не случайно на «Празднике топора» все больше бензопилы визжат.

— Плотницкое мастерство утрачено. Да что там — даже хорошего леса в области не осталось. Хилый, больной. Мы в Томске с этим сталкивались. Приходилось покупать в Красноярском крае. Но в данном случае — зачем?!

Зачем, нам объяснил заместитель главы Томского района Валентин Железчиков:

— Никто ничего не будет сносить. История это давняя. В гостевом доме цесаревича, который был построен Кухтериным, сейчас находятся «Почта России» и «Центральные электросети». Мы попытались договориться, подыскать для них другие площади, но приемлемого варианта найти в пределах Воронинского поселения не смогли. К тому же головные конторы у них в Москве, это создает дополнительные сложности.

Если действительно так и не смогли договориться — безобразие полное. Надо это как-то «освещать и выносить» на более высокий уровень. Но, к сожалению, в Томском районе решили пойти другим путем.

Кроме всего прочего, аутентичный домик в плане красот не ахти. Не дворец. Зато у въезда в город, в четырех верстах до Томска по Иркутскому тракту был построен праздничный павильон. Гораздо более нарядного вида. Вот его и решили «воссоздать» в Семилужках и поставить на самом видном месте, на горке. Отсюда и вся терминологическая путаница.

Судя по картинкам, никакой художественной ценности и этот объект собой не представлял. Типичный кич, только конца 19 века. (Наверняка Николая Александровича, человека образованного и тонкого, от таких красивостей подташнивало). Однако спасибо хотя бы уже и на том, что аутентичный, «кухтеринский» объект никто не сносит. Как заверил Железчиков, он не только не будет уничтожен, но со временем обязательно отреставрирован: «Возможно, кафе там сделаем. Или гостиницу».

А что? «Ночь с будущим императором» или «В постели с цесаревичем Николаем» может иметь успех. Только причем тут духовность? Как и «патриотичный» павильон «на века»? Ну решили деревенские поставить игрушку. Флаг в руки. Только с какого перепуга это «обретение ценности всероссийского масштаба»? (Кстати, как говорит Лисовская, путешествовали Романовы много, и таких «домиков» по России — пруд пруди. В некоторых действительно воссоздан интерьер, очень красиво). Какие корни? Почему между патриотизмом и монархизмом ставится равенство? Но уж если мы вдруг такие поклонники царских особ, почему имена цареубийц и истребителей духовенства украшают улицы города? Как бы пора определиться. С предпоследней революции без малого сто лет прошло. Да и с последней почти четверть века.

Что ж до обращения к «семье Романовых» — это, конечно, на уровне анекдота. «Осталось договориться с Рокфеллером». Но с прялками — с прялками оно у нас пока ничего, если покопаться на чердаках. Которые еще окончательно не съехали.

Последний штрих. Первоначально домик хотели отреставрировать к 400-летию династии Романовых. Которое у нас нынче. Открытие «павильона» теперь приурочат к 70-летию Томской области.

А построили бы вы лучше, ребята, цирк.