Кто «мэрится» силами?
Правда ли, что среди томских оппозиционеров нет харизматичного лидера? Таки да. Но нет его и у «партии власти». Впрочем, какой там партии, давайте уже оставим в покое умирающего — просто власти. Выбранный ею кандидат всем хорош, только пассионарности в нем маловато. Ну и уж совсем печалька: экзотическая фигура из списка «Форбс», невесть зачем спустившаяся с неба в наши пенаты, не похожа ни на орла, ни на птицу счастья. Залеточка даже не птица-говорун.
Нынешнее законодательство оставляет журналистам не слишком широкое поле для обозрения. Чуть лишку заобзираешься — сразу попадешь под статью. Не расстрельную, конечно, но все же. Поэтому, дабы не жевать вслед за прочими сухую пайку дозволенных речей, ухожу в глухую оборону иносказаний.
Итак. Из пятнадцати претендентов на финишную прямую вышло восемь бойцов. Среди потерянных в пути автору искренне жаль Доброго Дворника. Зря его не пропустил избирком. Был шанс узнать, сколько в Томске людей, которых по-хорошему к выборам близко подпускать нельзя. Небезызвестный проповедник и ортодокс отец Дмитрий Смирнов в гостях у Познера дерзко заявил, что он против всеобщего, равного, тайного... Не люблю клерикалов, но где-то склонна с ним согласиться.
Среди прочих недошедших можно вспомнить Хама Без Стоп-крана. Любителя посылать девушек на три буквы. Заслуживает внимания даже не сам персонаж, а прецедент: как Интернет может не только создавать героев, но и уничтожать их. Вспомним, как неосторожное слово «сожгло» карьеру одного известного томского политика. Наш персонаж погорел на мате в соцсетях. Хамство стоило герою дорожных баталий официального статуса регионального представителя популярного, хотя и скандального движения (впрочем, многие считают его чисто кремлевским проектом). Конечно, шансов на победу у него было ноль целых ноль десятых, но где-нибудь возле власти мог зацепиться. А так, получается, зря отрабатывал «дорожную карту» БД в игре против бывшего мэра.
Прочие отсеявшиеся никакого интереса не представляют. Гадать, зачем они заявлялись, поздно и скучно. Отряд не заметил потери бойцов.
Среди оставшихся наибольшее внимание привлекают трое. Условно назовем их Иван, Вован и Глеб С Неба. Первого двинул бизнес (не без подсказки), власть и партия власти. За каким бесом ему последняя, ибо очевидно, что голосов она не прибавит, а убавит? Ответ на поверхности: ему ни зачем, а ей надо показать лицо: в Томске вновь победило ВедРо!
Еще один часто задаваемый вопрос: а нафиг самому Ивану оно надо? Креслице-то жесткое, типа отдела сельского хозяйства в ЦК КПСС. Да и бизнес опять же — не жалко? Ответа нет. Есть слух, но мы его пересказывать не будем.
Плакальщики всех мастей уже затянули: мя-а-а, вя-а-а, за нас все решили! Во-первых, не решили. Решали, да, но вышло не совсем по раскладу. Во-вторых, кто виноват, что единственный более-менее реальный претендент сдулся? Доктор Саша (автор его не идеализирует, но народ ведется!) предпочел синицу — больницу журавлю, который уже от него ускользал. Политическая карьера завершена, но, по крайней мере, еще есть время заработать пенсию.
Однако есть еще в-третьих. Очевидно, против «кандидата от власти» объективно работают два негативных фактора: национальность и характер бизнеса. Интеллигенцию первое не смущает совсем, второе не очень. Но не факт, что интеллигенция вообще будет голосовать за Ивана. Он, конечно, не дурак (совсем даже не дурак!), но... «Хотелось бы такого, как Макаров», — вздохнул тяжело один довольно известный в Томске человек, в прошлом политтехнолог. Конечно, подразумевался не Макаров последнего срока — старый, больной, погрязший в коррупционных схемах и родне, а дерзкий, блестящий, харизматичный, мгновенно парирующий любой выпад, умница и любимец вузовского Томска. Тот, что во время первой кампании буквально пригвоздил главного соперника фразой «в Томске мэр должен быть выше городской канализации».
Впрочем, сейчас многие считают, что город больше нуждается в хорошем ассенизаторе, дворнике, дорожнике — словом, крепком хозяйственнике, чем в политике, «Робеспьере». Именно так позиционируют сегодня Ивана, на этом, судя по всему, и будет строиться его предвыборная кампания. Это неплохо. Для Барнаула. Или Кемерово. Но Томск все еще видит сны о чем-то большем...
Его основной соперник, как опрометчиво назвал Иван Вову в прямом эфире (политтехнологи схватились за сердце!) ни разу не хозяйственник. Зато афганец и «доктор наук». В прошлом городской депутат и проректор ТГУ «по социалке». Закаленный участник политических баталий. Когда-то обеспечивал победу партии власти на Вузовском округе, потом вопреки ей влегкую, неожиданно для всех обыграл там же на областных выборах популярного Ректора, побеждавшего там три срока подряд. Суть феномена науке не ясна. Как не поддается объяснению и демарш лояльнейшего ведропартийца против бывшего мэра. Герой кто угодно, но не самоубийца. Зачем он полез поперек батьки в пекло и лишился партбилета, а затем и проректорства? Еще одна тайна велика.
В любом случае, назвать претендента оппозиционером сложно. Да, в соответствующей риторике поднаторел и ораторскому искусству, похоже, учился. Но не Навальный. И тем более не Макаров. Уровень электората: скорее Новокузнецк или Прокопьевск. Но основная масса студентов тоже не из интеллектуальной элиты. А для преподавателей он все же свой, универовский, хоть и родом из профкома.
Синяя птица, или Глеб С Неба. Спорят, каким ветром его сюда занесло. Самая глупая версия: хочет у нас все украсть. Господи, чего в Томске красть-то?! Бюджет, который вот-вот придется секвестировать? Землю под ТТУ? Золото в устье Ушайки?!
Имеет место быть и версия конспирологическая. Дескать, это проект группы обиженных, близких к клубу богатеньких буратин «Деловая Мессия». Прислан, чтобы потрепать нервы Сами Знаете Кому. Но те, кто при делах, клянутся и божатся, что понятия не имеют, откуда ГСН на нашу голову взялся.
Самое очевидное предположение — человек раскручивает свою партию. «Зеленая» тематика удачно ложится на томскую почву. Но как-то мелковато. Город маленький. Почему не миллионник-Воронеж, куда он послал тетку, которая заняла вроде второе место? Побоялся, что нечаянно выиграет (как в свое время Евдокимов, царствие небесное)? Или просто не успел? Потерял время, пока баллотировался в мэры Москвы и Московской области, но не набрал необходимого количества подписей (а это практически невозможно без санкции свыше).
И самое невероятное. Хочет стать мэром. Как говорит. Поверить трудно, но поскольку Глеб с Неба не только миллиардер, а еще и типичный ботаник, теоретически может оттянуть голоса интеллигенции. Хотя, как оказалось, совершенно не умеет говорить. Вот тебе и бизнесмен-интеллектуал. Глубокое разочарование. Тем не менее, совсем со счетов сбрасывать нельзя. Деньги еще никому на выборах не мешали.
Вся прочая публика на победу и не зарится. Партия Одного Вождя явно решила не мельтешить под ногами и не дразнить Сами Знаете Кого. Видимо, просчитав, что шансы на победу нашего земляка Хохленка невелики, выставили индифферентную кандидатуру Спортсмена и Семьянина с минусовой узнаваемостью. Может, потом пригодится на других выборах.
Однако члены этой партии всегда голосуют за своих, плюс определенный процент симпатизирующих лично вождю. Так что традиционные восемь процентов даже господин никто вполне может взять. А то и все десять.
Оставшуюся четверку я назвала бы Гражданин Плюсквамперфект, Ни К Селу Ни к Городу, Технический Кандидат-1 (с о-очень большим стажем!) и Технический Кандидат-2. Первая пара отсвечивает партии. Никого поярче не нашлось? Тем не менее, какой-то процент, пусть один-два, все равно возьмут; либерал, может, и поболе. Про последних сказать нечего, кроме того, что они нужны на случай, если все претенденты, кроме «основного», сговорятся и снимут свои кандидатуры. Это означает сорванные выборы. Недавно в Северске люди от «СХК» таким образом «прокатили» папу Хохленка. Так что тут лучше перебдеть... На самовыдвиженца ТК-2 под занавес повесили «молодежную» партию, но это ничего не меняет. Разве что добавляет юмора: кандидат почтенного возраста.
Самое любопытное в раскладе — абсолютно непонятно, за кого отдаст голоса «железный» электорат коммунистов. Ни один последователь Дядюшки Зю в мэры не пошел. Что, надо полагать, не случайно. (На суд залетать не охота, поэтому без комментариев). Но оставшаяся неокормленной паства ведь никуда не делась. Этот контингент привык свой гражданский долг исполнять до последнего вздоха. К кому же он приткнется? Миллиардер, понятно, отпадает. Голосовать за «ведроса», да еще «пивного короля» — это что-то рядом с когнитивным диссонансом. Остается Вова, который будет активно окучивать, в том числе, и протестный электорат? Или голоса разлетятся по тем, кто как раз ни на что не претендует? Пожалуй, это сегодня главный вопрос дня.
Впрочем, все эти размышлизмы имеют смысл только в том случае, если в соответствии с установкой сверху на «честные и прозрачные выборы» бюджетников не станут пугать букой, а студентов заставлять фотографировать на сотовый заполненные бюллетени. (Так, если верить молве и Тонету, побеждали кандидаты от власти на последних выборах). Соблазн пойти по этому пути, надо полагать, велик. Тем более что надавить на аполитичных «студней» не вопрос. Им до мэрских выборов — как до китайско-японских отношений. С бюджетниками сложнее. Если давить сильно, можно вызвать обратную реакцию, слабо — не испугаются.
В любом случае повторения «крайних» мэрских выборов не будет. Надеюсь. В остальном рада буду ошибиться.