23 ноября, суббота
-11°$ 102,58
Прочтений: 3158

Томские студенты: кому в рай, кому в Европу

Фото: vtomske.ru

В субботу в джаз-кафе «Underground» на закрытом показе французский путешественник Фабрис Ренуччи представил свой фильм «Хорошие парни попадают в рай, плохие — в Европу». Трудно сказать, кого имел в виду автор, когда называл его: «плохих» парней зрителю увидеть не пришлось. О чем фильм? О томской молодежи, студентах местных вузов, новом поколении сибиряков, об их мечтах и особенностях жизни в университетском городе. Олега, главного героя, за жизнью которого зритель следит, как за прогулками джойсовского Уллисса, плохим не назовешь, хоть он и собирается уехать в Испанию.

Фабрис помещает в пространство своей картины тех, кто связывает будущее с жизнью в Европе, и тех, кто хочет остаться в Томске и реализовать мечты в Сибири. Он дает каждому право рассказать о собственном выборе, никак не комментируя приведенных точек зрения. В кадре улыбающиеся девушки на разных языках делятся своими планами. Обычные парни демонстрируют навыки выживания в непритязательной обстановке общаги. Есть и чиновники, которые без бумаги из деканата не разрешают киношникам работать в учебных аудиториях, а без паспорта не пускают в общежития. Есть, наконец, Томск, с его переполненными маршрутками, деревянными домами и современными многоэтажками, мусором на улицах и в подъездах.

Главное — в фильме есть движение. Собственно, лента и снята о движении души. Она начинается с кадров дороги, верстовых столбов, указателя «Томск» и заканчивается на автовокзале. Фабрис Ренуччи, который полжизни провел в пути, создал фильм о перемещении человека в пространстве и об изменениях, которые с ним происходят за это время.

Из пятнадцати часов отснятого материала в фильм вошли только полтора. Он был смонтирован в Томске, и наш молодой композитор сочинил к нему музыку.

После демонстрации автор признался, что он не любит простые названия, предпочитая, чтобы люди думали над фильмом. В его речи несколько раз прозвучало слово «спонтанно». Спонтанно решил снимать фильм. Спонтанно выбирал персонажей. Спонтанно снимал. Поэтому и фильм оставляет ощущение случайности, но такой, в которой заключена закономерность.

Подумать зрителям было о чем. Публика, собравшаяся в клубе «Underground», среди которой были студенты и преподаватели ТГУ, художественная и медийная элита города, размышляла над эпиграфом фильма «Я люблю Россию, но…». Томский патриотизм, переплетенный со стереотипами позиционирования и восприятия, породил споры вокруг стилистики фильма: ведь его будут смотреть европейцы.

Любопытную точку зрения высказал продюсер «Культплощадки» джаз-кафе Андрей Олеар: «В русской культурной традиции мы привыкли ориентироваться на многоточия и восклицательные знаки, — пояснил он свою мысль. — Многоточия мы привыкли наделять скрытыми смыслами, а как носители официальной идеологии любим расставлять восклицательные знаки. Стилистика двоеточия, документального языка, позволяет смотреть обоими глазами на себя. Для того чтобы понять, в какой точке пространства ты находишься, иногда очень полезно, чтобы на тебя кто-то посмотрел со стороны, и ты имел возможность увидеть себя со стороны. В этом главное достоинство фильма».

В планах Фабриса Ренуччи — показать фильм на европейских фестивалях документального кино.