24 ноября, воскресенье
-4°$ 102,58
Прочтений: 8293

Водители, отчаливайте!

Фото: Depositphotos/Ирина Коденцева

В выходные, оказавшись вблизи любого водоема, можно увидеть стоящие на берегах машины, рядом с которыми расположились стайки отдыхающих. Казалось бы, обычная картина, а на деле — нарушение Водного кодекса РФ. Напомнить жителям об ответственности за парковку транспорта в водоохранной зоне решили сотрудники томского отдела Верхнеобского территориального управления Росрыболовства и представители экологического центра «Стриж».

Взяв с собой журналистов, накануне они отправились в плавание по Томи на катере с весьма подходящим для рейда названием «Сигнал». Как выяснилось, задача была не столько наказать нарушителей, сколько дать им сигнал на будущее. Конечно, логичнее было бы отправиться на поимку недобросовестных горожан в выходные, когда жители устремляются на природу. Но в ведомстве решили не дожидаться уик-энда, а призвать томичей к порядку уже сегодня. Тем более что будний день не помешал многим выбраться на берег Томи на своих авто.

Пока наш белый катер бодро рассекает волны, председатель экоцентра «Стриж» Сергей Жабин рассказывает, как на днях экологи и сотрудники Росрыболовства вынимали из реки браконьерские сети и наблюдали десятки машин в водоохранной зоне.

— Мы возмущены этим, но понимаем, что несовершенны не только люди, но и сам закон. В кодексе написано: в водоохранной зоне запрещены движение и стоянка транспорта. Хотя бывает, что человек подбросил кого-то до берега и уехал — стоял он у реки две минуты, а его за это наказывать? Тем более что штрафы немаленькие — от 3 до 4,5 тысячи рублей. По-моему, нужно просто убрать из закона запрет на движение, оставив запрет на стоянку, а остановку разрешить только для выгрузки и погрузки снастей. Тогда люди перестанут возмущаться. Но для этого нужна помощь депутатов.

Больше всего, признается эколог, его раздражают горожане, которые заезжают на берег, даже если рядом есть оборудованная стоянка для машин, как, например, на Семейкином острове. «Но находятся люди, которые считают себя самыми умными и паркуются около воды, а потом еще и музыку врубают на всю катушку или моют машину», — говорит Жабин. Тут же он вспоминает недавний случай, когда на Сенной Курье водитель наехал на отдыхающую женщину. Благо, та осталась жива.

Глава томского отделения Росрыболовства Сергей Егоров, поблескивая золотом погон на солнце, проводит ликбез по Водному кодексу. Согласно ему, у каждого водоема своя водоохранная зона, площадь которой зависит от протяженности реки или озера. Для Томи, протяженность которой более 50 километров, она составляет 200 метров — на таком расстоянии от воды должны стоять автомобили. Для водоемов поменьше она варьируется от 50 до 100 метров.

Посетовав на отсутствие бинокля, замначальника томского Росрыболовства Андрей Дмитриев вглядывается вдаль — видимость не очень из-за дымки от лесных пожаров. Впрочем, первый нарушитель не заставил себя долго ждать — на левом берегу мы заметили старенькую «Ладу», а рядом пожилого рыбака с удочкой. Заметив на палубе камеры, мужичок немного струхнул, а когда катер направился к берегу, начал сматывать удочку.

— Добрый день! Начальник томского отделения Росрыболовства Егоров. Автомобиль ваш? А вы разве не знаете, что согласно Водному кодексу стоянка машин в водоохранной зоне запрещена?

— Впервые слышу, — отвечает рыбак, смущенный телекамерами.

— Ну теперь знайте. А теперь уберите, пожалуйста, автомобиль хотя бы на проезжую часть, — вежливо просит инспектор. — И можете рыбачить дальше.

Но, похоже, настрой рыбаку инспекторы уже сбили: он собирает снасти, собираясь уезжать. «Все равно не клюет», — машет он рукой. Законом мужчина недоволен: «Не понимаю, как тогда рыбакам быть, у кого лодка. На себе ее тащить что ли?» — недоумевает он. Пока журналисты общаются с пенсионером, инспекторы и экологи замеряют расстояние от машины до воды — рулетка показывает 20 метров. Однако штрафовать рыбака не стали — сопротивления он не оказывал, инспекторов бранными словами не ругал, поэтому отпустили его с миром.

Хотя случаи бывают разные, говорят представители Росрыболовства. Люди убегают от инспекторов, бросая машины, матерятся, угрожают. Тех, кто не признает свою вину и дает отпор стражам водного порядка, инспекторы штрафуют. Для этого фотографируется номер машины, замеряется расстояние от авто до воды, далее в ГИБДД подается запрос по владельцу автомобиля, на его имя пишется извещение. Если на составление административного материала человек не явился, что не редкость, он составляется без него и отправляется для уплаты штрафа нарушителю по почте. По словам Сергея Егорова, инспекторы стараются привлекать к участию в рейдах экипаж ДПС, который в случае чего может догнать нарушителя на суше. Помогают в рейдах и сотрудники ГИМС, которые вместе с коллегами патрулируют территорию реки.

Общественники вроде Сергея Жабина или представителей томского охотобщества выезжают в рейды с инспекторами неслучайно: они помогают фиксировать нарушения, выступают свидетелями, а в обычной жизни реагируют на жалобы жителей и передают информацию о нарушениях в Росрыболовство. В ведомстве есть и свой телефон доверия 46-12-77, по которому также можно оставить жалобу. Правда, пока инспектор доедет до места, автомобиль уже можно не застать, поэтому люди сами могут взять на себя роль борцов за природу. Для этого нужно сфотографировать номера машины (благо, камерами сегодня оборудован любой мобильник) и измерить расстояние от авто до воды (то есть рулетка всегда должна быть при вас). Правда, в этом случае можно получить отпор от нарушителя, а геройствовать нынче боязно.

...Плывем дальше. По пути к очередному автомобилю видим место добычи гравия и стоящие рядом КамАЗы, один из которых тут же заправляют топливом. Скорее всего, без вреда экологии не обошлось, но инспектора лишь разводят руками: Водный кодекс позволяет спецтехнике работать в водоохранных зонах при наличии разрешения. Наказывают лишь тех, кто такого разрешения не получил. По словам Сергея Егорова, штрафы здесь составляют от 200 до 400 тысяч рублей. Но такие большие суммы еще никому не назначали — не выявлено подобных нарушителей. «Но выявим и накажем по всей строгости», — заверяет меня глава томского Росрыболовства.

Тем временем на берегу, в сторону которого мы направляемся, царит оживление: водитель в шортах, запрыгнув в автомобиль, пытается уехать с места, но колеса вязнут в гравии, и машина, дернувшись, встает. Стоящие рядом девушка и парень отворачиваются, завидев камеры. Инспекторы долго не могут понять, кто владелец машины, поскольку водитель ответственность с себя снимает, а стоящие рядом молодые люди говорят, что познакомились с ним пять минут назад и помогали подтолкнуть застрявшее в камнях авто. Водитель, кажется, нетрезв и горячо протестует: «Я никаких знаков не видел, ничего не нарушил». Пока помощники измеряют расстояние от машины до воды, Сергей Егоров набирает телефон дежурного ГИБДД. Долгое ожидание заканчивается ничем — с сотрудниками ДПС его так и не соединили. Тем не менее инспекторы зафиксировали номера и намерены довести дело до штрафа.

Кстати, жалоба на отсутствие информационных табличек поступала от каждого нарушителя. И действительно, такие аншлаги с недавних пор можно встретить разве что по берегам Ушайки в черте города. Сергей Егоров, поглядывая в сторону обладминистрации, хмуро замечает, что не так давно на имя замгубернатора Кнорра было направлено письмо с просьбой разобраться, почему на берегах той же Томи таблички до сих пор отсутствуют. «Хотя деньги на эти цели выделяются департаменту природных ресурсов ежегодно», — добавляет он.

Тем временем мы держим курс на Семейкин остров, где находится городской пляж. Хотя день и будний, а людей на нем хватает. Как и машин вдоль берега, которых мы насчитали пять. Все водители первым делом ссылались на незнание закона и отсутствие предупреждающих табличек, но инспекторам перечить не стали — отогнали машины на дорогу или на стоянку на пляже. Пока мы беседовали с пожилой парой, владельцы стоящей неподалеку машины, почуяв неладное, срочно ретировались. Уже потом, когда мы плыли по реке, заметили, что всех приезжающих на берег уже бывалые отдыхающие предупреждали о штрафе, и те тут же отъезжали от воды.

Уже на катере глава томского Росрыболовства признался, что считает 65-ю статью Водного кодекса слишком жесткой. «У нас исторически так сложилось, что поселения росли на берегах рек и озер, люди к этому привыкли и дороги прокладывали ближе к воде. А теперь их за это наказывают. Вот если бы в законе, помимо штрафа, была такая санкция, как предупреждение, нам было бы легче работать. Тогда мы бы больше вели разъяснительную работу, а штрафовали бы самых наглых», — сказал Сергей Егоров.

Впрочем, какой бы жесткой ни была статья, а всех не накажешь, тем более что в Росрыболовстве не хватает кадров. На всю область у томского отделения ведомства, по словам его руководителя, 14 инспекторов — грубо говоря, по одному на каждый район. Поскольку на территории Томского района десятки рек и озер, то одному со всеми нарушителями никак не управиться. «Будем работать», — вздыхая, резюмирует Егоров. А Сергей Жабин указывает на еще одну проблему — застройку правого берега в водозащитной зоне. «Сначала надо с этим разобраться, а уже потом с людей спрашивать», — не скрывает эмоций эколог.