Пять дней в тайге
Драматическая история пропажи в тайге девятилетнего Ромы Платова никого не оставила равнодушным. Когда тревожная весть облетела дворы в поселке Гарь, люди отложили все свои дела и вышли на поиски мальчика. Именно добровольцы первыми отправились в лес, потом подоспели сотрудники полиции и МЧС. Всего в поисках Ромы участвовало больше ста человек, наиболее отличившихся на днях поблагодарил и наградил замгубернатора по безопасности Вячеслав Семенченко.
Зверь не тронул
Церемонии награждения прошли на местах. К чести «поисковиков», никто из них себя героем не чувствовал, многие даже стеснялись внимания прессы. В Асино нам удалось поговорить с оперуполномоченным отдела уголовного розыска Денисом Тимошиным. По его словам, полицейские незамедлительно собрались на поиски, как только в дежурную часть поступило сообщение о пропаже ребенка.
— Мы приехали туда, где местные жители последний раз видели следы мальчика. И оттуда отправились по дорогам, потому что человек, заблудившийся в лесу, обычно старается придерживаться всевозможных просек, тропинок. С нами была собака — она сначала взяла след мальчика, но потом сбилась на лосиные следы.
Зверья в тайге, по словам полицейского, было много. Участники поисков мальчика постоянно натыкались на следы косолапого, кому-то даже встретилась медведица с двумя медвежатами. Благо люди и животные разошлись миром. А то, что хищник не тронул одинокого и обессиленного ребенка, даже бывалые таежники называют чудом.
Впрочем, дикие звери — далеко не единственная опасность, которая подстерегала мальчика. Асиновские леса болотистые, почва там зыбкая — ребенок, сделав неосторожный шаг, мог утонуть. Тем не менее, «поисковики» не теряли надежду найти мальчика живым, воодушевляли их и свежие зарубки на деревьях…
А вот поиски с воздуха ничего не дали. Вертолетчик рассказывал, что даже целые группы людей на лесных дорогах не было видно, а разглядеть ребенка в зеленой гуще вообще было нереально. Да и мало кто верил, что мальчик может отойти от стана на неправдоподобно большое расстояние — 20 километров. Но все были настроены искать до победного…
— Эта история со счастливым концом сплотила всех, — отметил вице-губернатор Вячеслав Семенченко, вручая сотрудникам полиции благодарственные письма. — Мне очень приятно выражать признательность всем, кто откликнулся на беду одного маленького, но мужественного человека, который не спасовал перед суровой природой, не запаниковал, не пал духом.
«Такое у нас впервые»
Из Асино мы отправились в поселок Гарь. Туда вела песчаная дорога, от впереди идущей машины стояла пыль столбом. Периодически на сухой дороге попадались большие лужи — заболоченные участки. Когда добрались до поселка и вышли из автомобиля, нас облепила туча огромных слепней. Трудно представить, как Рома целых шесть дней отбивался от этих кровопийц.
В местной школе тем временем готовились к торжественной церемонии. Дети принесли в холл стулья и лавочки для отличившихся добровольцев. Однако учителя предупредили: придут, наверняка, не все — покос в разгаре, многие работают на уборке сена. Но к условленному часу люди стали подтягиваться. А те, кто не смог отлучиться с поля, прислали своих матерей и жен.
— Вы проявили лучшие человеческие качества: отзывчивость, настойчивость, оптимизм. Вы искали Рому день и ночь, практически без отдыха, и справились — и те, кто прочесывал местность, и те, кто предоставил технику, и те, кто просто переживал за ребенка, — с чувством произнес Вячеслав Семенченко, вручая благодарственные письма и памятные подарки — наручные часы.
— Когда Рома пропал в лесу, все жители Гари были в шоке — такого у нас раньше не случалось, — поделилась администратор поселка Елена Демидова. — А когда мальчика нашли, у всех радость была, слезы на глазах. Надеюсь, подобное больше не повториться. Ведь мы объясняем ребятишкам, как ориентироваться в лесу, как себя вести, если они вдруг заблудятся.
И, похоже, дети, даже самые маленькие, знают о правилах выживания в тайге. «Я бы взял с собой спички — не для того, чтобы баловаться ими, а чтобы разжечь костер и согреться, если потеряюсь. Еще я бы взял с собой ножичек, чтобы сделать лежанку или шалаш из веток. Но, главное, я бы стоял на месте, чтобы меня быстрее нашли», — серьезно размышляет Данил.
По словам селян, лес вокруг Гари сырой, темный, дремучий и непролазный. Потеряться в таком проще простого — дерево за дерево, и дорогу назад отыскать уже трудно. Прибавьте ко всему обманчивое эхо, которое «зовет» в противоположную сторону.
— У нас есть карта, по которой мы обычно работаем. Во время поисков руководствовались ею, — рассказывает участковый лесничий Лидия Катковская. — Когда нашли первые засечки на дереве, мы сразу сориентировались, в каком участке леса они находятся, и направили туда «поисковиков». Сложность заключалась в нехватке техники: если бы вездеходов было больше, доставлять людей до места было бы проще.
По словам Лидии Николаевны, площадь Митрофановского лесничества составляет 104 тысячи гектаров. За шесть дней поисков люди прочесали примерно треть этой территории. «Дни летели, мы, конечно, волновались за Рому, но у нас даже мысли не было прекращать поиски. Была уверенность, что мы его найдем живым и невредимым», — с дрожью в голосе рассказывает женщина.
Лесовичок в рюкзачке
— Мое состояние на протяжении шести дней трудно описать, я очень переживал, — волнуясь, рассказывает отец Ромы. — Но сердце чуяло, что сын в порядке. Мы с мужиками договорились: если кто найдет мальчика, стреляет два раза из ружья. И в тот момент, когда, словно салют, раздались целых шесть выстрелов, я понял — все самое страшное позади. Вздохнул с облегчением.
— Подбегаю к мужикам: «Где Рома»? — продолжает Сергей Платов. — А он у них в рюкзаке за плечами сидит — без сил, но с улыбкой на лице. Я его выхватил, стал обнимать, заплакал. Даже егеря и полицейские не выдержали — пожали ему руку и смахнули скупую мужскую слезу. «Медведя видел»? — спрашиваю сына. А он: «Самого, — говорит, — не встречал, но следы попадались».
Вообще, отец тепло отзывается о Роме, говорит, мальчик веселый, жизнерадостный, старается во всем ему помогать. Умеет пилить, рубить — плотницкими инструментами хорошо владеет. И рыбак отменный — на удочку карасей и щучек ловит. Блуждание в лесу его не сильно напугало. Он снова просится с отцом в тайгу: «Обязательно возьму тебя с собой, — обещает тот, — когда подрастешь».
Сейчас мальчик уже оправился от потрясения. Анализы у него, вроде бы, в норме, несмотря на то, что его укусил клещ. Ребенок еще истощен, но настроение у него хорошее. «Я к нему ездил в больницу. Мы с ним по Асино погуляли, в кафе посидели, мороженное поели, обновки ему купили», — рассказал отец, добавив, что больше никогда не оставит своих детей без присмотра.