Женщина высокого полета (фото)
«Призвание помогает освободить в себе человека, — но надо еще, чтобы человек мог дать волю своему призванию», — сказал когда-то Антуан де Сент Экзюпери — мыслитель, пилот, писатель, Человек. Каждый из нас мечтает найти свое призвание. Елена Абрамова его нашла в небе, за штурвалом самолета. Она — заместитель начальника томского аэроклуба по летной подготовке.
— Полет — это очень красиво. Необыкновенно красиво, — делится летчица. — Бывает, внизу погода так себе, дождик неприятно моросит, солнышко чуть проглядывает. А взлетаешь — видишь это небо, облака висят, и столбики дождя, радуга... И это по всему небу — эти радуги, дождики. А бывают и грозы, и вот между этими облаками — молнии, радуги. И ты никогда не знаешь, что увидишь, когда взлетишь.
Со льда в небо
Елена Абрамова, выросшая в Рязани, с детства занималась спортом. Первым ее призванием стал конькобежный спорт: встала на коньки в пять лет. Каталась до восьмого класса, мечтая посвятить этому свою жизнь, стать тренером. Но судьба решила по-другому: Елена серьезно травмировала ногу, и врачи запретили ей участвовать в соревнованиях.
— Тяжело тогда было. Все ведь шло уже по накатанной: сборы, соревнования, чемпионаты. Все хорошо получалось, была какая-то спортивная перспектива. А потом в одночасье раз — и всего этого не стало.
Тогда Елена Абрамова стала искать себе другое занятие. Каталась на коньках за школу, хотя это, конечно, были соревнования совсем не того уровня. Играла в волейбол, баскетбол, ходила на лыжах. Но не находила себя. А потом одноклассники решили всей компанией прыгнуть с парашютом. Елена, конечно, не осталась в стороне. Одним прыжком дело не закончилось — девушка стала заниматься парашютным спортом. Так и пришла к небу — начала учиться летать на самолете.
Первые полеты
Первый самостоятельный вылет Елены Абрамовой состоялся 1 сентября 1981 года в Тамбовском аэроклубе. В клуб тогда только-только пришли новенькие самолеты Як-52, и все лето инструкторы их испытывали в действии.
— Я не знаю, с чем можно сравнить первый самостоятельный вылет. На всю жизнь запоминается дата, день, ощущения. Их очень тяжело передать. Это такое волнение, когда ты садишься в самолет! Когда летаешь с инструктором, все время кажется, что он помогает, то есть ты не сам это делаешь. И вдруг — сам. А потом уже, когда самостоятельно взлетел, до самой посадки переполняет чувство восторга неописуемого. А на посадке снова становится страшно. Самый ответственный момент в полетах — это, наверное, посадка. А на таких самолетах это делается визуально, все зависит от тебя, никаких приборов, и никто тебе не поможет.
Первый самостоятельный вылет — это два полета по шесть минут. Потом прибегает народ, вытаскивает нового летчика из самолета — по традиции он сам из него не выходит, заставляют целовать все три колеса самолета.
— Я так скажу: для тех, кто начинает летать, самостоятельные полеты сначала кажутся вообще недосягаемыми. У всех так. Мы уже сейчас смотрим: когда курсанты впервые садятся в самолет с инструктором, они задаются вопросом: как этому можно научиться самому? А те, которые сейчас уже налетали часов по 100, говорят, мол, чему вы нас учите?
Самолет и женщина
До 1983 года женщин не брали в авиацию, говорит Елена Абрамова. Считалось, что слабому полу там не место. Но в 1982 году Светлана Савицкая отправилась в космос в качестве космонавта-исследователя на кораблях «Союз Т-5», «Союз Т-7» и орбитальной станции «Салют-7». После этого роль женщины в авиации пересмотрели, и в 1983 году был объявлен спецнабор в летное училище. Приняли 20 человек, среди которых была и Елена.
— Сегодня никаких половых разграничений в пилотаже нет. Сейчас много девочек летает, в том числе моя крестница Настя — она сейчас в авиакомпании UTair на самолете ATR летает, ей 21 год. И она не одна такая, хотя женщин в авиации и мало. Но, тем не менее, сейчас все им открыто. А вот когда мы начинали летать, предрассудки еще были. Год начинался обычно с того, что аэроклубы присылали запрос на инструкторов. В 1986 году, когда мы выпускались, все так боялись, что им пришлют женщину, что почти ни один аэроклуб страны заявки на инструкторов не прислал.
Но, в конце концов, все женщины-выпускницы были распределены, и Елена Абрамова поехала в Томск. К слову сказать, Томский аэроклуб был едва ли не единственным, кто не отказался от подачи заявки на летных инструкторов в 1986 году. Впрочем, и Тамбовский аэроклуб отпускать Елену не хотел, хотя и не имел для нее должной вакансии.
— Мне предлагали поработать связистом: дескать, освободится летная вакансия — возьмем. Но когда оканчиваешь летное училище, хочется сразу летать. Предложили временно поехать в Томск, зато на летную работу. Я поехала. И я не жалею.
«Взлетная» семья
— Летная работа заставляет людей быть более собранными, более отчаянными, а может, наоборот — люди собранные и отчаянные туда идут. Еще мне кажется, летчики дольше остаются романтиками. Может, это от характера, а может, от того, что ты занимаешься любимой работой всю жизнь.
Сейчас Елена Абрамова не мыслит свою жизнь без полетов. Они стали ее частью. С парашютом она больше не прыгает, однако обе ее дочери занимаются парашютным спортом и являются членами женской сборной по групповой акробатике «Жемчужина Сибири». Младшая еще и летает, в этом году получит права пилота-любителя.
— Они занимаются серьезно фрифлаем — это парные фигуры, которые падают то сидя, то боком, то вверх ногами. Это новый вид спорта, команд практически нет, женских особенно мало. В общем, засосало их. Мне, конечно, за них очень страшно. Когда они на прыжки выезжают, я им говорю, чтобы они каждые два часа мне звонили.
Сам себе пилот
До 2009 года российское законодательство не позволяло частным лицам иметь свои самолеты. Но теперь это разрешено, и Елена со своими товарищами, естественно, не смогла себе отказать в таком удовольствии. Первый самолет они покупали в складчину вшестером за 800 тысяч рублей. Им стал большой подержанный Як-12, который пригоняли из Ачинска.
— Полетали год на нем, сломали, потом починили. Сейчас, я думаю, снова начнем на нем летать. Потом пошел разговор, что для учебного центра надо пригнать двухместный самолет. В прошлом году мы купили Cessna-150, сейчас будем на ней готовить пилотов, и в этом году еще одну купили, она должна прийти к нам из Америки.
На аэродроме «Головино» теперь обучают частных пилотов, проводят ознакомительные полеты для тех, кто мечтает летать, но не хочет или не может учиться этому. Один ознакомительный полет длится 10-15 минут. Такие полеты проводит и Елена Абрамова: вместе с клиентом делает все фигуры в воздухе — петли и бочки.
— Был у меня случай такой. Девочка пришла на пилотаж, я ее спрашиваю: «Вы когда-нибудь летали?» Она отвечает: «Нет». Конечно, тяжело найти таких людей, чтобы когда-то летали. Когда с этой девочкой мы на «петлю» пошли, в верхней точке слышу громкий визг. Все это попадает в эфир, везде паника, спрашивают: «Что у вас там произошло?». Я говорю: «Испугался клиент у нас». А оказалось, что это был восторг.
Пилотные будни
— Все законы, которые написаны, все руководства, все федеральные правила, руководства по летной эксплуатации, все курсы по летной подготовке, даже Воздушный кодекс надо выполнять. Это все написано не зря, — подчеркивает Елена Абрамова.
Летный сезон обычно начинается в конце мая и длится до поздней осени, когда пилоты уходят в отпуск. К новому году отпуск заканчивается, и для летчиков начинается период обязательного обучения: надо повторить аэродинамику самолета, особенности вождения. Затем — подготовка авиационной техники, медкомиссия.
Сейчас аэродром ждет новых учеников, а Елена летает и руководит полетами, которые проходят в среду, пятницу, субботу и воскресенье. Рабочий день здесь начинается в восемь утра и заканчивается не раньше восьми вечера, а чаще всего еще позже. Но никто из работников аэроклуба не ропщет: это их среда, их жизнь.