23 ноября, суббота
-13°$ 102,58
Прочтений: 6611

Заграница стала ближе (фото)

Фото: Дмитрий Кандинский

Открытия международного терминала в Богашево томичи ждали с 2010 года. «Когда уже мы начнем напрямую летать в Турцию или Таиланд?», — вопрошали самые нетерпеливые. «После дождичка в четверг», — ехидничали скептики. И не угадали — международный терминал открылся в Томске после снега в минувшую пятницу.

Под навесом на крыльце аэровокзала мерзла добрая половина представителей городских и областных властей. Приглашенный оркестр подбадривал публику песнями «В нашем доме появился замечательный сосед» и «Где-то на белом свете». Похоже, тепло было только школьникам-танцорам, разогревавшимся перед выступлением. Остальных присутствовавших грела мысль о том, что долгожданное событие наконец-то свершилось — аэропорт Томска стал полноценной международной гаванью.

— До 1991 года Томск был «закрытым» городом, где не было ни одного иностранца. А сегодня в нашем городе учатся, работают и живут тысячи иностранцев. Трудно переоценить значение международного аэропорта для томского студенчества, бизнеса, инноваций и инвестиций, международного сотрудничества. Я надеюсь, что география полетов будет расширяться — мы работаем над тем, чтобы, кроме чартерных рейсов, на время отпусков у нас были постоянные рейсы, которые свяжут регион с Европой и Азией, ближним и дальним зарубежьем, — обнадежил томичей губернатор Сергей Жвачкин.

— На данный момент мы рассматриваем полеты в Среднюю Азию — в Казахстан и Киргизию, а также в Германию. В летнюю программу не попадаем однозначно, но рассчитываем, что зимой новые регулярные направления уже появятся, — уверил в ходе пресс-конференции директор аэропорта Виктор Шендель. — Кроме того, мы рассматриваем возможность открытия новых рейсов в Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан.

Итак, маршруты уже намечены, билеты раскупаются. Первый рейс в Турцию был отправлен 16 мая — более 200 человек улетели греться на пляжах Анталии. Многие из них не знали, что это первый томский международный рейс, и были удивлены тем, что ночью в аэропорту их встретил праздник с лотереей, восточной танцовщицей, фуршетом и музыкой.

— Мы летим в Анталию на 11 дней — собрались буквально за неделю, попалась горящая путевка. Выбрали полет через Томск, поездка обошлась в 22 тысячи на человека. Был вариант чуть дешевле, через Новосибирск. Но когда мы узнали, что аэропорт там находится за городом, и подсчитали, во сколько обойдется автобус и потом такси до Толмачево, решили не тратить время и нервы. В сумме выходило столько же. Приехали сюда, а тут столы накрыты, музыка играет, ведущий веселый — мы сразу и не поняли, что происходит. Так приятно и неожиданно! — поделились со мной впечатлениями мама с дочкой из Кемерово.

Самолет, принадлежащий авиакомпании Nord Wind, вернется в Томск через две недели. Именно с такой периодичностью компания планирует выполнять рейс в Турцию. В планах руководства аэропорта — договориться о прямых полетах в Барселону. А вот с таиландским направлением пришлось повременить — туроператор подсчитал, что летом летать туда из Томска напрямую невыгодно, и перенес отправку рейсов на осень.

Но вернемся к событиям трехлетней давности. Именно тогда премьер-министр Владимир Путин подписал распоряжение о присвоении томскому аэропорту международного статуса. Это решение было напрямую связано с действием особой экономической зоны — если сперва предполагалось, что аэровокзал будет международным до 2025 года, то позднее стало известно, что данный статус продлевают до 2055-го.

С 2010 года в результате реконструкции площадь аэропорта увеличилась в три раза. От старого здания фактически осталась зона регистрации и фойе. К ним добавились помещения для досмотра пассажиров, паспортный контроль, залы ожидания и выдачи багажа. Небольшая зона была выделена и под будущее дьюти-фри. Аэропорт оснастили пандусами и установили пять подъемников для маломобильных людей — их запуск в эксплуатацию вот-вот одобрит Ростехнадзор.

— Общая стоимость реконструкции составила миллиард рублей. Все строительные и отделочные работы велись в условиях работающего аэропорта. Мы выполнили работы с небольшим опережением — за 19 месяцев вместо запланированных 25-ти, — уточнил Александр Шпетер, генеральный директор компании-подрядчика «ТДСК».

Ремонтом соседнего здания «Сибаэронавигации», в котором располагается диспетчерский пункт, занимался другой подрядчик — «СМУ-9». Впрочем, помимо свежих стен и новых дверей у диспетчеров появился еще один повод для радости. В этом году Томску передали контроль за нижним воздушным пространством региона (раньше этим занимался центр в Новосибирске). В перспективе Томску передадут контроль над нижним воздушным пространством всей Сибири.

Теперь, когда открылся пункт пропуска через госграницу, пропускная способность аэровокзала увеличилась до 400 пассажиров в час на внутренних рейсах. На международных скорость пока пониже — 200 пассажиров в час. Планируется, что по сравнению с прошлым годом пассажиропоток может увеличиться на 40 тысяч человек.

— В России много аэровокзалов с таким же пассажиропотоком. Но для такого объема перевозок реконструированное здание томского аэропорта — одно из лучших и самых современных в России, — уверен Сергей Рудаков, генеральный директор ООО «Новапорт», которое владеет аэровокзалом совместно с обладминистрацией. Также в «Новапорт» входят аэровокзалы Астрахани, Волгограда, Новосибирска, Челябинска и Читы.

— Мы видим перспективу развития вашего пункта пропуска. Сейчас все зависит от местных властей, насколько они увеличат географию авиаперелетов, интенсивность грузоперевозок, и насколько сама их структура будет отвечать интересам экономического развития области, — добавил замруководителя федерального агентства по обустройству госграницы РФ Владимир Гончаров.

— Теперь предстоит запустить такие маршруты и установить такие цены, чтобы жители региона захотели летать. Где-то через пару лет надо будет задумываться над расширением. Уже готовится комплексная программа развития томского аэропорта. Думаю, пройдет не более пяти лет, когда мы будем отмечать расширение аэровокзала, — подытожил гендиректор ООО «Новапорт».

О каком именно расширении идет речь, он не уточнил. Но, как подсказал наш источник, в том числе речь идет о реконструкции взлетно-посадочной полосы. Стоимость проекта, которому предстоит пройти экспертизу в Москве, составит около трех миллиардов рублей. Но рядовым томичам эти нюансы уже, скорее всего, неинтересны.

— Больше всего радует, что теперь можно летать на отдых без всяких пересадок, не нужно никуда мотаться. У меня двое детей, семь и пять лет, мы с мужем и раньше вывозили ребятишек в Турцию искупаться в море, фруктов поесть. Но ехать всей семьей с пересадкой через Новосибирск все-таки было утомительно... Не то, что сейчас — собрали чемоданы, доехали до аэропорта, спокойненько зарегистрировались и ждем посадки. Несколько часов — и уже будем там. Вот еще бы побольше направлений открыли из Томска, и вообще будет красота, — резюмировала томичка Татьяна.