23 ноября, суббота
-13°$ 102,58
Прочтений: 10971

Снесут или узаконят? (фото)

Фото: Ольга Иовлева

Скандал вокруг стройки внутри усадьбы Желябо разгорелся в последнюю неделю апреля. Когда из-за строительного забора показались железобетонные конструкции будущего деревянного дома, городские власти охватила паника. О том, что для города вопрос принципиальный и никакой бетонный новодел здесь не появится, заявил лично мэр. Правда, застройщик его заявление воспринял с усмешкой, и спустя две недели был уже полностью выстроен из кирпича первый этаж, бетонные основания и перекрытия второго.

Напомним предысторию. Информация о результатах торгов, в ходе которых был продан памятник регионального значения по улице Красноармейской, 65/1, появилась на официальном сайте муниципалитета в декабре 2011 года. Победителем аукциона стал начальник отдела судебной защиты департамента правового обеспечения мэрии Альберт Осипов. Двухэтажный дом площадью 172 квадратных метра вместе с земельным участком в размере 5,4 сотки он приобрел за 2,7миллиона рублей при начальной цене лота 2,6 миллиона. Согласно условиям торгов, вместе с договором купли-продажи покупатель обязывался подписать охранное обязательство по содержанию, сохранению и использованию объекта, а также провести реставрационные работы. Что стояло на деле за этими сухими строками пресс-релиза, удалось понять только сейчас.

Изначально на здание претендовал другой инвестор, который отказался от участия в первом аукционе по причине дороговизны объекта. Но мэрии очень был нужен хоть один положительный пример работы с инвесторами по восстановлению памятников деревянного зодчества. И в спешном порядке начался поиск других состоятельных лиц. В результате в списке претендентов на дом оказались двое — Альберт Осипов и Александр Скиданов.

Никого ничуть не удивило, что оба — юристы и неплохо знакомы между собой. Александр Скиданов к этому моменту уже успел поработать в мэрии, причем, как он пишет сам в своем резюме, «в отделе правовой экспертизы, а по факту в отделе судебной защиты». Интерес представляет и сфера деятельности этого юриста — дела о признании права собственности на самовольные постройки. Из мэрии Скиданов перекочевал в областную администрацию, в отдел экономико-правовой экспертизы комитета по работе с законодательными органами власти.

И вот эти два товарища изображают конкуренцию на аукционе, победителем становится Осипов, который заявляет о намерении восстановить дом и подписывает охранное обязательство. Здание он сносит, что, впрочем, предполагалось по проекту, но вот строительство его деревянного аналога откладывается на неопределенный срок. За это время участок перепродается — тому самому товарищу-конкуренту по аукциону. И новый собственник, будучи абсолютно уверенным в том, что он восстанавливать деревянный дом не должен, строит на этом месте бетонно-кирпичный сарай.

Причем, продолжает строить даже после получения предписания об остановке строительства от областного департамента по культуре, ведь дом не только сам является памятником регионального значения, но и находится в охранной зоне памятника федерального значения.

Заявление мэра о том, что разрешение на строительство будет отозвано, растиражировали 30 апреля. «Это принципиальный для города вопрос, поскольку дом был расселен за бюджетные средства. Вдобавок мы подарили инвестору проектно-сметную документацию. Этот памятник деревянной архитектуры должен был быть восстановлен в первоначальном виде со всеми декоративными элементами. И мы не допустим, чтобы на этом месте появился бетонный новодел», — приводит пресс-служба слова Николая Николайчука.

Мэр также поручил провести служебное расследование по оформлению документов. И вот именно в этом месте кроется самое интересное. Как оказалось, продан был только сам земельный участок, документов о продаже дома никто из прежних или новых собственников так и не предъявил. И потому здание-памятник архитектуры по-прежнему остается в собственности Альберта Осипова. И он по-прежнему обязан восстановить на этом месте деревянный дом.

Более того, получая в октябре 2012 года разрешение на восстановление, он просто обязан был уведомить департамент по культуре Томской области о том, что земля уже продана. И сегодня он несет за свои действия не только административную, но и уголовную ответственность. Хотя в мэрии уверяют: Осипов ни при чем и не имеет к стройке никакого отношения. Остается надеяться, что свой взор на эту любопытную схему выкупа по дешевке земли в центре города и снятия с нее обременений все же обратит прокуратура.

В эти дни стройка идет ускоренными темпами. Юрист, он же застройщик понимает: полностью построенный на частной земле дом он сможет узаконить через суд, несмотря на все отклонения от проекта. В отличие от него власти не торопятся. Разрешение на строительство было отозвано не в тот же день, а только 7 мая. К этому моменту здесь уже полностью собрали из бетонных блоков два этажа, выстроили из кирпича первый этаж и тамбур.

— Нами возбуждено административное производство по двум статьям: неисполнение предписания об остановке строительства и проведение работ на объекте культурного наследия без разрешения. Подрядчик будет наказан штрафами, — говорит председатель областного комитета по охране объектов культурного наследия Елена Перетягина.

Примечательно, что никаких претензий к Альберту Осипову в мэрии не предъявляют. Начальник отдела продолжает работать, о его увольнении речи не идет. И это несмотря на то, что он лично курирует возведение бетонного новодела, его присутствие на стройке запечатлено на фото. И именно ему предстоит в будущем отстаивать интересы мэрии в судебном разбирательстве по сносу дома. Чем в итоге закончится суд, думаю, все понимают. Хотя часть мэрии по-прежнему настроена оптимистично.

— Увольнение муниципального служащего — это довольно сложная процедура. Могу сказать так: я бы его уволил. Что касается самого здания, то на этой неделе мы его обязательно снесем. На основании несоответствия проекту. За счет средств муниципалитета с дальнейшим взысканием этой суммы с собственника, — заявил первый вице-мэр Евгений Паршуто.