23 ноября, суббота
-11°$ 102,58
Прочтений: 3320

Протекающий ремонт

Фото: Depositphotos/mangostock

В четырех пятиэтажках по улице 79-й Гвардейской Дивизии протекают крыши. Продолжается это уже не один год. С потолков бежит даже зимой, стоит лишь случиться оттепели, а уж во время дождей жители пятого этажа и вовсе не расстаются с тазиками, ведрами, тряпками. Достается и нижним этажам, особенно в подъездах: там при дожде над головой образуются натуральные водопады, а по лестницам текут ручьи.

О проблеме знают многие: и коммунальщики, и власти, и в судах, и просто зрители-читатели городских СМИ, поскольку в домах № 14, 18, 22, и 26 по 79-й Гвардейской Дивизии был снят не один телесюжет. Вообще-то журналистские перья запросто могли и не дойти до беды этих домов: протекающих крыш в городе, к сожалению, много, обо всех не напишешь. Но в истории пятиэтажек по 79-й Гвардейской Дивизии есть важная деталь: три года назад их кровли капитально отремонтировали по современной технологии. Работы на каждой из крыш обошлись почти в два миллиона рублей.

— Крыша у нас и до ремонта протекала, потому и было принято решение ее отремонтировать. Но стало только хуже, — пенсионеры Надежда и Николай Кононовы показывают рыжие потеки на стенах, отстающие от стен обои, вздувшийся линолеум. — Ремонт нам делала компания «Стройарсенал», гарантию пятилетнюю давала. Сейчас ее начальник работает в городской власти. На повышение, выходит, пошел, вот как.

Бывший начальник, о котором идет речь, — ныне руководитель департамента капитального строительства Алексей Сафронов. «Стройарсенал» он возглавлял с 2004 по 2010 годы. В 2010-м четыре пятиэтажки на 79-й Гвардейской Дивизии попали в федеральную программу выборочного капремонта. В соответствии с ФЗ № 185 «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» 7 % расходов взяли на себя жильцы, остальные деньги выделили федерация, регион и муниципалитет. По каждому из домов был объявлен конкурс, и «Стройарсенал» оказался единственной организацией, заявившей о желании и возможности стать подрядчиком на этих объектах. Для ремонта кровель компания взялась использовать полимочевину германского производства — материал, с которым уже не раз работала.

— Как строитель могу сказать: полимочевина — качественный, надежный материал. Он по всему миру уже 40 лет используется, в том числе в северных странах: Канаде и так далее. В России применяется лет 15. Можно просто набрать в поисковике в Интернете слово «полимочевина», и вы прочтете массу положительных отзывов о ней. У нас просто сложилось такое роковое стечение обстоятельств, — рассказывает Алексей Сафронов.

Известно об этом злом роке, постигшем кровли как минимум четырех томских многоэтажек, — пишу «как минимум», поскольку есть информация, что таких крыш в городе, отремонтированных «Стройарсеналом», насчитывается почти 40 — стало не сразу. По словам Сафронова, проблем не было примерно год. Жильцы и глава УК «Жилсервис», обслуживающей эти дома, называют куда меньшие сроки. Так или иначе, на момент окончания работ у Ростехнадзора, который наравне с УК выступал участником трехстороннего договора со «Стройарсеналом», никаких претензий к качеству ремонта не возникло. А когда кровли начали протекать пуще прежнего, спрашивать в итоге оказалось не с кого.

К тому времени Алексей Сафронов уже покинул «Стройарсенал», передав бразды правления своему отцу. Под его руководством компания заказала экспертизу полимочевины, использованной при ремонте, и получила неутешительные результаты: материал был признан бракованным. Отправили было претензии поставщику — фирме Huntsman, да без толку. Свою вину та признала, но качественную полимочевину взамен так и не предоставила.

— Были попытки решить этот вопрос в суде, но судебной перспективы он не имел, так как Huntsman закрыла свой филиал в России, — поясняет Алексей Сафронов.

Собственно, подобная судьба ждала и «Стройарсенал». Во всяком случае, в Томске его больше не существует, и ни сын, ни отец Сафроновы официально не имеют к нему никакого отношения.

— По одному из домов, кровли которых ремонтировала эта компания, мы обращались в суд и выиграли процесс. До 1 сентября 2012 года подрядчик был обязан за свой счет заново провести все ремонтные работы. Когда этого не случилось, мы обратились к судебным приставам и узнали, что «Стройарсенал» слился с другой фирмой. Правопреемником всех его проблем стала компания «Стройсервис» из Уфы. Формально она теперь является ответчиком. Вот только, похоже, существует эта компания исключительно на бумаге: приставы делали туда уже не один запрос, но официального ответа так и не получили, — рассказывает директор УК «Жилсервис» Владимир Приходько.

Надо сказать, мой собственный путь по следам слияния «Стройарсенала» и уфимского «Стройсервиса» оказался столь же неудачным. Ни в одной из действующих компаний Башкорстостана, в названиях которых фигурирует сочетание «стройсервис», о томском «Стройарсенале» и слыхом не слыхивали. Последняя надежда отыскать его погасла под бубнение автоответчика в телефонной трубке о том, что «данный номер отключен».

Правда, по словам Алексея Сафронова, где-то в Томске представитель «Стройарсенала» все же существует. Правда, кто он и как с ним связаться, начальник департамента капстроительства ответить не смог. Между тем, УК «Жилсервис» продолжает подавать на затерявшийся на просторах страны «Стройарсенал» в суд.

— В этом году мы заказали экспертизу за свой счет по 79-й Гвардейской Дивизии, 22. Разбирательство идет, думаю, оно тоже будет в нашу пользу. Только что толку? У людей кровля как протекала, так и протекает. Плюс у нас есть судебные решения, по которым владельцам квартир, где «Стройарсенал» не возместил ущерб за испорченное в результате протечек имущество, компенсировать его теперь должны мы. Вот такая ситуация: подрядчик заработал денег, наделал проблем и исчез, а УК должна за это отвечать, — жалуется Владимир Приходько.

Не оставляет он надежду и на то, что когда-нибудь правоохранительные органы возбудят о «Стройарсенале» и протекающих кровлях уголовное дело. На первое такое заявление УК получила отказ.

— Это произошло после того, как «Стройарсенал» не исполнил судебное решение о том, что должен заново провести все работы, — уточняет Приходько. — Тогда у нас было десять дней на обжалование отказа в возбуждении дела. Но бывшие представители «Стройарсенала» пообещали, что решат проблему. Глупость с нашей стороны, что мы поверили им. Но теперь все равно намерены довести дело до конца. Неприятно быть заложником ситуации.