23 ноября, суббота
-13°$ 102,58
Прочтений: 5458

Врачи поставили себе диагноз

Фото: Дмитрий Кандинский

В первых числах апреля удмуртские педиатры начали работать строго по инструкции — на прием каждого ребенка тратить по 15 минут. Качество лечения пациентов не удовлетворило минздрав республики. На врачей подали в суд. И хотя чиновники получили в судебном решении отказ, на уступки докторам они не пошли. Проигнорировали они и жалобы врачей на то, что оплата педиатра за 10-12 часовой рабочий день, дежурства и сверхурочную работу составляет около шести тысяч рублей. Без внимания остались замечания врачей по организации труда и надбавок к зарплате, из которых постоянно вычитают штрафы. После этого ижевские медики объявили голодовку.

В их поддержку в Томске прошел пикет, но врачей на нем было совсем немного, хотя организаторы акции анонсировали ее прямо в больницах, принося туда листовки и рассказывая о мероприятии медработникам. Почему так вышло, организатор акции, патологоанатом из Северска Павел Романов не знает. «Вероятно, просто побоялись руководства», — предположил он.

Оказалось, Павел не ошибся. Те медики, что пришли на акцию, попросили не называть их имена.

— Я работаю в системе здравоохранения уже 40 лет. И могу сказать, какую обязанность в отношении врачей наши власти не выполняют дольше всего. По закону нам полагается спецодежда: зимняя утепленная куртка или тулуп, кожаные и резиновые сапоги. Так вот, зимние кожаные сапоги последний раз я получала 25 лет назад, — с горечью отметила терапевт одной из томских поликлиник. Но это еще полбеды — многие больницы не ремонтируют десятки лет, молодежь работать не идет. «Оно и понятно: кому оно надо при таких нагрузках и зарплате», — сетует женщина.

Между тем нагрузку на медиков продолжают увеличивать. Недавно вышел приказ, согласно которому врачи должны проводить диспансеризацию и профилактические осмотры определенных возрастных категорий пациентов.

— Когда врачи будут успевать это делать, неясно, ведь на нас полно других плановых работ. И это при том, что мы принимаем больных сверх нормы: если человек уже пришел, и ему требуется помощь, никто не отказывает. Я надеялась, что за профосмотры будет идти доплата, оказалось наоборот: если план не выполнил, оштрафуют. И мне обидно, что на пикете я не увидела почти никого из врачей.

Вторая участница пикета, согласившаяся со мной побеседовать, оказалась бухгалтером.

— Я работаю в северской поликлинике, и проблемы медперсонала мне не чужды. Больше всего возмущает зарплата — у нашего руководства она в разы выше, чем у врачей и медсестер. Все это прописано в коллективном трудовом договоре, который был принят фактически без участия работников. И теперь, когда доктора получают на руки свои кровные, а там постоянно какие-то штрафы и вычеты, возмущение они высказывают мне, — рассказала бухгалтер.

Однако никто из персонала этой больницы выразить свое негодование на пикете не решился.

— Все боятся, и я их понимаю. Те, кто работает за такую зарплату, — энтузиасты своего дела, и им не хочется потерять рабочее место. Ведь начальство свое возмущение не выскажет, а найдет способ наказать сотрудника дисциплинарно. Штрафы доходят до 30 процентов к надбавкам, это от двух до шести тысяч рублей. Для сравнения, руководство нашего учреждения, согласно трудовому договору, может назначить себе премию в размере 300 процентов к окладу, а это уже несколько десятков тысяч рублей, — пояснила бухгалтер.

Может показаться, что все это проблемы конкретных больниц. Но, по мнению Павла Романова, причина в федеральной системе здравоохранения. «Изначально труд врачей плохо организован. В первую очередь это касается соотношения количества работы и уровня зарплат», — отметил северчанин. По его мнению, выходом может стать создание независимого профсоюза медицинских работников. «А пока будем работать с коллективами больниц. Многое зависит от того, как выстроены взаимоотношения начальства и сотрудников. Надеюсь встретить у администраций медучреждений поддержку, потому что уже не получается закрывать глаза на проблемы нашего здравоохранения».

Проблемы, о которых рассказали участники пикета, прокомментировали в областном департаменте здравоохранения. Первым вопросом стала заработная плата.

— Поэтапное повышение зарплат медработников будет идти до 2018 года. В 2013-м оно пройдет в два этапа: с 1 апреля и с 1 ноября. Увеличатся и стимулирующие выплаты за наличие квалификационной категории — для среднего медперсонала в полтора раза, для врачей — в два. В целом ежемесячная стимулирующая надбавка должна быть не менее 33 процентов от оклада, — сообщила представитель пресс-службы облздрава.

Зарплата руководителей медучреждений зависит от того, к какой группе по оплате труда отнесен руководитель. При этом учитывается тип учреждения, специфика его деятельности и структуры, квалификация, почетное звание и ученая степень руководителя. «В некоторых медучреждениях сложилась такая ситуация, что разница в зарплате руководителя и персонала незначительна, либо отсутствует вовсе», — добавили в пресс-службе. Правда, эти слова идут вразрез с теми данными, что привел в своем ежегодном отчете мэр Томска Николайчук. По его словам, сегодня зарплата руководителя больницы и рядовых врачей различается порой в двадцать и более раз, что, конечно, недопустимо.

Если у сотрудников медучреждения возникают конфликты с руководством, в том числе по поводу зарплаты, в облздраве советуют звонить в департамент по телефонам горячей линии 516-616 и 8-800-350-88-50. Также можно написать на электронную почту zp@dzato.tomsk.ru. Ответы публикуются на сайте ведомства.

Отдельный вопрос — трудовой договор. С ним медикам советуют ознакомиться подробнее: от того, что прописано в этом документе, зависят многие моменты организации труда. К примеру, по закону руководство больницы действительно должно выдавать сотрудникам спецодежду.

— Это обязательство должно быть закреплено в коллективном договоре учреждения. Поэтому, если спецодежда не предоставляется, коллектив или профсоюз может инициировать встречу с работодателем и потребовать внести изменения в договор, — уточнили в облздраве.

Что касается нагрузок, то, оказывается, медработник вправе отказаться от некоторых из них. Например, если коллега находится на больничном, начальство может передать здоровому сотруднику его часть работы — но только за дополнительную плату, говорится в Трудовом кодексе.

— Условия, при которых работник будет выполнять дополнительную работу, устанавливается работодателем с письменного согласия работника. Тот может досрочно отказаться от дополнительной нагрузки, а работодатель — досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее, чем за три рабочих дня, — добавили в пресс-службе.

Правда, за нагрузку в виде диспансеризации определенных возрастных групп врачам доплачивать не будут. Но и за невыполнение плана штрафовать их руководство не имеет права, говорится в приказе Минздрава. Однако что по этому поводу говорится в трудовом договоре, медработникам нужно узнавать в частном порядке.