23 ноября, суббота
-13°$ 102,58
Прочтений: 2325

Вокруг света за пять лет

Фото: www.energydiethd.com

Три океана, четыре этапа экспедиции, пять лет и 55 тысяч километров. Такими цифрами можно измерить кругосветку сибирских путешественников, которые впервые в истории обогнули земной шар на самодельном парусном катамаране, попутно попав в Книгу рекордов Гиннесса.

В пути мореплавателей подстерегало немало трудностей. Им пришлось проходить сквозь ливни и преодолевать шторма, во время одного из которых члена экипажа выбросило за борт. Возле Таити их подстерегали сомалийские пираты. Ломалась мачта парусной шлюпки, от влажности портился спутниковый телефон, из-за вышедшего из строя навигатора путешественники вели судно практически вслепую… А однажды акулы прокусили баллон с воздухом, приняв его за брюхо кита.

Но, несмотря на это, тримаран прибыл 25 марта в Таиланд целым и относительно невредимым. Невредимыми вернулись и четыре сибирских путешественника: Евгений Ташкин из Бердска, Анатолий Кулик и Станислав Березкин из Новосибирска, а также Евгений Ковалевский из Томска.

Невзирая на обострившиеся болезни, недосып и крайнюю усталость, накопившуюся за целый год плавания, члены экспедиции провели пресс-конференцию и поделились своими впечатлениями о заключительном этапе кругосветки.

— Вообще, сама идея путешествовать на катамаранах — чисто российское явление, за рубежом такого опыта нет. Наверное, это связано с тем, что у нас в стране плохие дороги, — пошутил капитан команды Анатолий Кулик. — До 2004 года самым большим расстоянием, которое люди смогли преодолеть на катамаранах, была дистанция в 370 километров. А мы вдруг решили перейти Индийский океан, а это полторы-две тысячи километров воды. Никто не верил, что у нас получится. И когда мы все-таки смогли пройти от ОАЭ до Таиланда и попали в Книгу рекордов Гиннесса, я решил, что на этом катамаране надо делать кругосветку.

Экспедиция стартовала от острова Пхукет в 2008 году. Путешествие было разбито на четыре этапа. Протяженность финишного отрезка пути, пролегавшего через Тихий океан от Бразилии до Таиланда, составила 17,5 тысячи миль. На то, чтобы пройти его, у команды ушло 13 месяцев.

— Запасы пресной воды пополняли, собирая дождевую воду. В этом нужды у нас не было, хотя однажды пришлось вводить ограничение в потреблении — около трех литров воды на человека в сутки. Еду и бензин покупали, заходя в иностранные порты. Правда, в Индонезии это приходилось делать буквально крадучись, потому что у нас не было разрешения на перемещение в ее территориальных водах. Въехать в эту страну или улететь из нее мы могли, а вот плавать было нельзя. Поэтому нам приходилось снимать российский флаг. К счастью, нас ни разу не проверяли, — рассказал Анатолий Кулик.

Однако самым суровым испытанием для мореплавателей стало ограниченное пространство. Четыре экстремала уживались друг с другом на надувном паруснике пять метров шириной и двенадцать длиной.

— Практически нереально было выспаться во время качки, когда катамаран носило на штормовых волнах — как будто падаешь на матрас с двухметровой высоты. Один раз я даже проснулся с рыбой в руке — и это в зашнурованной палатке! — поделился впечатлениями оператор команды Евгений Ташкин.

Переводчик Ольга Антонова, единственная женщина в команде, сильнее всего испугалась акулы, с которой столкнулась при подводном погружении. Для нашего земляка Евгения Ковалевского сложнее всего было проснуться ночью, чтобы заступить на вахту. А вот капитана команды Анатолия Кулика ночные бдения настраивали на философский лад — днем у него просто не было времени остаться один на один с океаном и осмыслить свои впечатления. По словам оператора Евгения Ташкина, для него основной мотивацией преодолеть все трудности и завершить кругосветку поначалу был адреналин. Но постепенно цели начали меняться.

— Сначала это было просто честолюбивое устремление, обыкновенное частное путешествие. Постепенно оно начало превращаться во всероссийскую идею — нас стали принимать главы разных стран. Оказалось, что людям очень интересно узнать больше о России. Про море, которому мы удивлялись, они и так все знают, а вот на нас смотрели как на марсиан. Например, спрашивали, правда ли, что в России на поезде можно ехать целый день, — вспоминает Анатолий Кулик.

По словам Евгения Ковалевского, который исполнял на судне обязанности переводчика и «министра иностранных дел», контраст между уровнем жизни соседствующих стран его поразил.

— К примеру, в одном государстве потрясающие дороги, великолепные машины, продается современная техника, какие-нибудь жидкокристаллические телевизоры. А в соседней стране люди живут только за счет того, что ловят рыбу или собирают кокосы и бананы на продажу. Некоторые и вовсе живут в домах на воде, которые держатся на сваях. Цена этих строений не превышает ста долларов. Многие вообще не представляют, что такое деньги, — делится мореплаватель.

По словам томича, многие из иностранцев, с кем ему довелось общаться, думали, что «Россия — плохая страна, в ней все плохое».

— Тем не менее, у многих очень хорошее образование. Люди понимали, что Россия — большое и сильное государство, интересный партнер, поэтому нам давали личные контакты с предложениями наладить межнациональное сотрудничество. Иностранцы хотят общаться с российскими властями по любым вопросам. И если говорить о целях экспедиции, то я хотел бы донести ее итоги как до рядовых россиян, так и до президента, — отметил Евгений Ковалевский.

О кругосветке и своих размышлениях томский путешественник хотел бы написать книгу под названием «Великий океан». В рукописи, которую Ковалевский намерен закончить уже в этом году, будет рассказано о величии природы и о том, что невозможно ее покорить — даже обогнув земной шар на хрупком разборном паруснике.

— Только сейчас ко мне приходит осознание, что мы совершили сумасшедшее путешествие. Снова я такое не повторил бы. Все-таки год на воде — это слишком много. Океан можно сравнить с соленой пустыней, а плавание — с выходом в открытый космос. И ощущение одиночества, когда вокруг никого, кроме стаи летучих рыб, перевоспитывает: начинаешь понимать, что люди не являются краеугольным камнем эволюции. Человек должен с уважением относиться к тому, что его окружает. Такие мысли — результат нашего перерождения в этом путешествии, — резюмировал штурман экспедиции Станислав Березкин. И остальные члены экипажа с ним согласились.

Но сейчас мореплавателям предстоит решать не философские, а вполне материальные вопросы. Всем нужно как следует выспаться, вдоволь пообщаться с родными и близкими, подлечить болячки, давшие о себе знать в стрессовых условиях и в чужом климате. На то, чтобы поправить здоровье и войти в сухопутный ритм жизни, экстремалам потребуется немало времени.

— Но наша тяга к морю не ослабеет. Моя уж точно, — уверила переводчица Ольга Антонова. — Я пробыла с командой недолго и, согласно плану, покинула четвертый этап экспедиции на Фиджи. И если у мужчин в их опыте поставлена точка, то у меня осталось чувство незавершенности. Я и до кругосветки занималась парусным спортом, продолжу и после. Иногда кажется, что только там, на море, ты по-настоящему живешь.