23 ноября, суббота
-7°$ 102,58
Прочтений: 7064

Чисто не сработали (фото)

Фото: Дмитрий Кандинский

Еще недавно мэр Николай Николайчук заявлял, что увольнять из-за плохой уборки снега никого не собирается. «Мне тяжело расставаться с людьми, да и толку от увольнений я особо не вижу: моментально это ничего не изменит. Тут нужен другой подход», — говорил градоначальник неделю назад на встрече с журналистами. Накануне он даже озвучил дату — 17 марта — срок, до которого «Спецавтохозяйству» и главам районов поручено решить проблемы с уборкой дорог и тротуаров. Сегодня градоначальник проехался по улицам города, чтобы проверить, как его подчиненные выполняют распоряжения. Еще в автобусе журналисты делали ставки «уволит — не уволит». И в кадровые решения почти никто не верил — слишком редко они у нас случаются. Но мэр, видимо, захотел всех удивить и, подводя итоги объезда, заявил: глава «САХа» Николай Чаринцев покинет свой пост, а ему на смену придет начальник департамента городского хозяйства Вячеслав Черноус.

Еще до начала поездки было ясно, что хорошие слова на встрече вряд ли прозвучат: в этом году народное недовольство уборкой снега просто зашкаливает. Недоволен и мэр, которому не раз приходилось отвечать на вопросы журналистов на эту тему. И он соглашался, что дело обстоит неважно, но напоминал о технадзоре, который контролирует снегоуборочные работы с начала года. Но штрафы штрафами, а на количество убранного с улиц снега они сильно не повлияли. Хотя винить в этом только «САХ» тоже нельзя: снега в этом году действительно навалило так навалило. «Но для меня это не оправдание», — сказал перед началом объезда мэр и отправился в автобус, где его уже ждали главы районов, сам Чаринцев, представители подрядчиков и руководство того самого технадзора. Машины тронулись, и сразу же на пути начали попадаться техника и рабочие с лопатами. Впрочем, никто не удивился.

Уже в машине мэр попросил доложить обстановку на сегодняшний день. Первым начал глава департамента городского хозяйства.

— Улицы, по которым ходит транспорт, в приемлемом состоянии, то есть коллапса на дорогах мы не допустили. Что касается тротуаров, то тут есть провал, сейчас мы его отрабатываем, — сказал Вячеслав Черноус. — С улицами третьей категории тоже все непросто. По технологии снег оттуда мы вывозить не должны, но прошли обильные снегопады, и без уборки их оставить нельзя. Начали вывозить — перестали успевать убирать остальные улицы.

— Вот мы сейчас едем по Фрунзе, когда вы тут работали? — спросил мэр директора «Спецавтохозяйства».
— Утром, — ответил Николай Чаринцев.
— На бордюрах снег, идет сужение проезжей части...
— Повторным выездом мы это уберем. Сначала щетка работает, потом грейдер, потом самосвал — все сразу не увезешь. Ночью еще сюда вернемся.
— Теперь Крылова. Это улица какой категории?
— Первой. Здесь работает подрядчик, но к нему возникло много вопросов.
— Улица в абсолютно неудовлетворительном состоянии. О тротуарах я уже и не говорю. Видите, трамвайная остановка — там снега натоптано сантиметров тридцать. Как люди должны там стоять?
— Это не «САХ», это «Трамвайно-троллейбусное управление». Что касается наледей, то завтра на улицы выйдет новый ледоскалыватель.

Затем была улица Розы Люксембург, переулки Пионерский и 1905 года — везде мэр хмурил брови и говорил: «Плохо!». Обратил он внимание и на неубранный снег около магазинов и организаций, которые вовремя не очистили свою территорию от сугробов. Подходы к пешеходным переходам тоже не порадовали. Тем временем Николай Чаринцев обратился к контраргументам: «Мы разговаривали с гидрометцентром, так вот в этом году выпало за зиму 219 сантиметров снега, тогда как в прошлом году за этот же период — 89. В 2010 году было 196 сантиметров. Вообще, когда мы готовимся к зимнему периоду, мы отталкиваемся от цифры в 200 сантиметров, не больше».

На переулке Тихом, рядом с Дальне-Ключевской, внимание мэра привлек новый дом, рядом с которым высились внушительного размера сугробы. Как пояснил глава Ленинского района Александр Булко, это долгострой, который недавно заселили.

— Это что же, бесхозная территория? — спросил Николайчук.
— Получается, что да, — ответил Булко.
— А что с тротуарами? Их не видно из-под снега.
— А их там нет. Дом, видите, еще до ума не довели, — сказал Булко и обратился к представителю подрядной организации «Дорожник»:

— Документы о приемке работ на улицах третьей категории я не подпишу. По марту тоже — полмесяца прошло, оснований что-то подписывать у меня нет — работы не выполнены или выполнены некачественно. То, что будет выполняться, подпишем, если примем. Пока же ничего не предъявлено к оплате. Наверное, им деньги не нужны.

— Я помню историю с «Дорожником». Мол, мы не работаем, потому что мэрия не дает. Даем. И что? — грозно спросил мэр.
— Мы зашли 7 февраля в Ленинский район, все документы мы предоставили в «САХ»... — пытался оправдаться молодой человек. Но безуспешно.

Не порадовала градоначальника и Дальне-Ключевская с ее колейностью и сужением проезжей части. Николай Чаринцев пообещал их устранить до конца недели. Дороги третьей категории в направлении Черемошников выглядели чем дальше, тем хуже — по словам Булко, грейдеры тут бывают раз в месяц. Однако Вячеслав Черноус настаивал на том, что работы здесь ведутся чаще. На переулок Омский автобусы и вовсе не смогли заехать, так что пришлось направиться на Ялтинскую.

Здесь вывозкой снега должен был заняться «Мостоотряд», но оказалось, что организация еще не приступала к работе — «все ищут какие-то варианты», — отметил глава Ленинского района. Николай Николайчук его успокоил: на днях организация выйдет на уборку. По крайней мере, это ему пообещал директор Музалев. На Крымской с ее сугробами местами выше заборов нас ждали ни о чем не подозревающие жители, кое-кого даже можно было увидеть за очисткой снега во дворах. Николай Чаринцев начал было отчитываться о работах по очистке улицы, но мэр его прервал:

— Речь идет не об этом, а о снятии снеговой нагрузки перед паводком, чтоб не возникло подтопления. А вы этого не сделали. Отгребайте полностью эти терриконы, грузите и вывозите», — распорядился градоначальник. — Вам из этого района перед паводком надо вывезти 30 тысяч тонн снега. А вы сколько вывезли?
— Только с этой улицы 1 200 тонн, — ответил глава «САХа».
— И это за неделю?
— Но у нас не только эта улицы, мы и на других работаем.
— Но мы же говорили, что после 17 марта подводим итоги, а отчитываться пока вам не о чем. И вообще, грустные вы все какие-то, — подметил между делом глава города.

На 79-й Гвардейской Дивизии, выбравшись из автобуса, Николай Николайчук в качестве помоста выбрал тротуар: он был выше дороги сантиметров на сорок.

— Кто обслуживает это место? Опять «Дорожник»? Судя по всему, тут техника ни разу не была за всю зиму. Надеюсь, потом никто не обидится, когда я решения буду озвучивать. Вопросы есть? Нет? Ну тогда поехали, не будем мешать пенсионерам. Если они, конечно, смогут пройти, — сказал мэр, указав на идущего к нам пожилого мужчину с палочкой.

Тот немного опешил при виде видеокамер, не зная, что делать. Пока мы шли к машине, участники объезда то и дело поскальзывались на гололеде. Едва удержался на сплошном катке и сам мэр. Радости это ему, конечно, не добавило...

Как, впрочем, и микрорайон Солнечный, где по плану была следующая остановка. Около магазина «Центральный» на Бирюкова открывался вид на заваленную кусками слежавшегося снега остановку — его, судя по всему, при очистке улицы сюда сгреб какой-то нерадивый тракторист. Мэр молча развернулся к машине — остальные грустно проследовали за ним. Намек понят. На Каспийской нас встречали представители «Газпромтрансгаза» — эта организация откликнулась на призыв губернатора помочь с вывозом снега с улиц третьей категории. Наконец-то мэр смягчился и поблагодарил «добровольцев» за работу. В свою очередь газовики посетовали, что возить снег приходится в Новомихайловку, а это неблизко. Мэр понимающе кивнул: «Из-за перегрузки у нас закрыли два снегоотвала — на Вицмана и в Предтеченске. Мы открыли два дополнительных места — в Новомихайловке и в районе Черной Речки. Пока это все».

Сравнивая состояние внутрикварталки и тротуаров, мэр счел состояние последних более неудовлетворительным. На вопрос, почему в Северске гололед на тротуарах посыпают песко-соляной смесью, а в Томске нет, мэр заявил, что обычно ею обрабатывались дороги, а тротуары изредка посыпали солью — от нее меньше грязи на обуви. К тому же, добавил Николайчук, если тротуары нормально убирать, то никаких дополнительных обработок не требуется. «Но, учитывая сегодняшнюю картину, будем рекомендовать использовать песко-соляную смесь и на таких территориях», — сказал градоначальник.

Из-за пробок ехать до Степановки после двух часов объезда мэр уже не захотел: торопился подвести итоги поездки. Журналистов на совещание не допустили, но Николай Николайчук кратко рассказал о своих впечатлениях.

— Скажем так, катастрофы в городе нет. Техника идет, общественный транспорт работает, большая часть города все-таки убрана. Я недоволен другим: даже приобретая технику и увеличивая финансирование, мы не получаем качественного рывка по уборке снега. Думаю, причина в плохой организации технологического процесса. Ужесточение требований по приемке работ показывает, что и «САХ», и подрядчики готовы довольствоваться малым. Сначала они говорили, что им не хватает денег, а теперь, по видимому, думают так: ну и ладно, что мы где-то недоработали, нам денег хватит и так. За январь и февраль с них сняли семь миллионов из пятидесяти, а им хоть бы что. Все эти «болячки» вылезли, потому что зима снежная. В том году снега было меньше, и вроде справлялись. Но не в этот раз. Речь не о том, что надо покупать еще больше техники и нанимать армию уборщиков, а потом их распускать. Нужно просто заранее готовиться к сезону, вовремя находить решения, планировать. Увы, я этого не вижу. Будем разбираться, — резюмировал мэр.