23 ноября, суббота
-13°$ 102,58
Прочтений: 5244

Искусство из подворотни (фото)

Фото: Дмитрий Кандинский

Тяжелые биты музыки, пестрые краски плакатов, коллажей и граффити на стенах, многоголосая толпа, в которой то и дело мелькают клетчатые рубашки, кеды, толстовки и очки в темной оправе… Таким хаосом фестиваль уличной культуры Street Vision, который проходил в Томске в выходные в культурно-досуговом центре Всероссийского общества глухих, кажется мне на первый взгляд — таким он оказывается и на деле. «Не ищите в происходящем смысла. Просто воспринимайте все как эмоцию, нравится или не нравится», — заявили создатели мероприятия.

Я изумленно озираюсь по сторонам и пытаюсь понять, что происходит, пока не нахожу одного из организаторов мероприятия Ивана Ларионова. Он берется провести краткую экскурсию по фестивалю — я следую за ним, как Алиса за белым кроликом, спускаясь в полутемный подвал. Интересно, в Стране чудес тоже приторно пахло индийскими курительными палочками?

Первым делом я попадаю в импровизированный кинозал. Ряды старых кресел, покрытых вытертым вельветом, плакаты фильмов на стенах и небольшой проектор, который показывает всевозможные ролики.

— Плакаты нам предоставил кинотеатр «Киномир», а кресла уже находились в здании. На экране можно увидеть видеоприветствия участников фестиваля, ролики танцоров, музыкантов, художников... Вот, например, наше прошлогоднее приглашение на Street Vision, его сделали школьники — игра на флейте и битбокс, — комментирует Иван Ларионов, запуская ролик.

Впрочем, долго засиживаться в зале мы не стали — мое любопытство пересилило магию кино. На выходе обращаю внимание на уголок, стены которого обклеены книгами — оказывается, по вечерам здесь играют в покер. А на входе в одно из ответвлений лабиринта фестивальных помещений я узнаю томского художника Алексея Бовчарова — его коллажи из цветной бумаги видно издалека. Яркие зайцы, панды и другие герои его картин соседствуют с пейзажными полотнами маслом Бовчарова-старшего.

Рядом учащиеся школы танцев Skillz School торгуют кепками, шапками и толстовками. Чуть поодаль начинающие дизайнеры-девушки демонстрируют посетителям собственноручно сделанную бижутерию и одежду. С милым девичьим уголком, оформленным неоновыми красками и гирляндами, соседствуют крылья падшего ангела и картины питерского художника. Возле них Иван Ларионов отмечает, что однажды слышал, как посетитель возмущался, что эти работы — чей-то плагиат.

— Я считаю, что не всегда уместно говорить о плагиате, когда речь идет о молодых художниках, — уверен участник фестиваля граффити-художник Илья Винс. — Когда только учишься рисовать, всегда смотришь, что делают другие, черпаешь вдохновение в их работах, заимствуешь какие-то приемы. Совершенствоваться нужно постоянно — например сейчас я смотрю на свои работы и понимаю, что нужно добавить еще объема.

На Street Vision Илья оформил стену, на которой представлены его собственные работы, а также в дуэте с Тимуром Across создал граффити в стиле La Catrina. Эта разновидность мексиканского изобразительного искусства посвящена Дню мертвых.

— Мне нравится такой стиль, потому что обычные портреты кажутся скучными. Не спорю, сложно нарисовать лицо так, чтобы оно смотрелось как настоящее. Но намного интереснее нарисовать что-то фантазийное, необычное. Что-то, чего не увидишь в реальности, — пояснил Илья.

По словам 18-летнего художника, некоторые посетители фестиваля интересовались ценой его картин.

— Но я каждый раз теряюсь и не знаю, что отвечать. Кажется, если назову цену работы, человек скажет: «Ой, да ну!». Самая дорогая картина, которую я продал, стоила четыре тысячи рублей. Ее владелец рассказал, что один из его гостей изумился, узнав цену. Дескать, такая детализация и такая работа стоит намного дороже. Услышать такое было очень приятно, — улыбнулся парень.

Пообщавшись с другими участниками фестиваля, я понимаю, что не только Илья не проводит четкой грани между искусством и ремеслом. Алеся Мышкина, участник мастерской Carpenter&Tanner, рассказывает о своих поделках, кожаных и замшевых кошельках, с большим вдохновением.

— Кожа — это материал, с которым надо уметь работать. Ее кусок иногда сам диктует форму вещи, которая получается на выходе. Видите, здесь небольшие полоски — это следы от настоящих прожилок и вен. Кроме того, толщина куска неоднородная, это тоже надо учесть и делать все очень аккуратно. Видите, маленький замшевый кошелек? Это моя первая работа, он уже давно продан, одолжила у владельца для выставки. Но до сих пор беру этот кошелечек в руки и умиляюсь, — рассказала Алеся.

Впрочем, многие пришли на Street Vision, не преследуя коммерческих целей. Например, участники рэп-джема Hippa People, которые с удовольствием слушали и исполняли хип-хоп в отдельной комнате, и танцоры Skillz School, демонстрировавшие свои умения на танцполе. Артем, один из посетителей, сказал, что «пришел чисто послушать Nintendo Pandemia».

— Я в принципе не понимаю современного искусства. Тут такие картины висят, которые нарисовать сам могу, хотя этому нигде не учился. Или, например, мне непонятны инсталляции, вот составлены несколько предметов: ну прикольно, и что? В этом нет какой-то идеи. У этого фестиваля тоже нет четко выраженной идеи, все понамешано в кучу. Мне нравится, что в здании много разных комнат, можно ходить и все рассматривать, но было бы куда понятнее, если бы залы были разделены по темам — хотя бы условно, — высказал пожелание пришедший на фестиваль Артем.

Другой посетитель воспринимает современное искусство более лояльно.

— Я не согласен в принципе, что современное искусство — это бессмысленная вещь. Искусством можно назвать все, что вызывает какой-то отклик в душе, что цепляет. В конечном счете, мы обо всем судим только с двух позиций — нравится или не нравится. Например, у одного рэп-исполнителя есть такие строчки: «Не предавать ради формы смысл, а придать мыслям форму». Здесь участники придают своим мыслям формы — стихами, поделками, танцем, кто как хочет. Ну и уличная культура — она больше молодежная, а кто в молодом возрасте может похвастаться порядком в голове?, — рассуждает парень.

— Так, сейчас мы посмотрим второй этаж, а потом пойдем, выпьем, — обратилась девушка к своему спутнику.
— Выпьем? Я слышал где-то тут наливают? — вклинился в их разговор посетитель.
— Я вообще-то про чай говорила, — осадила его девушка.

Бесплатным чаем с печеньем всех желающих угощали на площадке тайм-кафе «Вместе». Перекусить плотнее, но уже за деньги, можно было в буфете тайм-кафе «Проектор». Кулинарные эстеты могли побаловать себя имбирным чаем или шоколадными конфетами ручной работы, продававшимися на первом этаже.

— Мы не зря назвали наш фестиваль интерактивным. Здесь предусмотрена не только ярмарка, где дизайнеры могут рассказать о себе и продемонстрировать свой хэнд-мэйд. Особо важную роль играет общение между участниками и посетителями. Поэтому мы включили в программу мастер-классы — все желающие могли научиться рисовать граффити, снимать фильмы, воплощать свои дизайн-идеи. Или, например, каждый участник мог сделать на коже временный рисунок хной и пообщаться с тату-мастером, — рассказал Иван Ларионов.

Здание, в котором прошел фестиваль, было выделено муниципалитетом томскому обществу глухих.

— Если в этом здании не будет ничего проходить, его просто отберут и отдадут какой-нибудь другой организации. Поэтому мы с обществом глухих сделали взаимно полезный проект. Планировалось, что его участники также представят на фестивале свой стенд, но идея не была реализована по техническим причинам, — с сожалением отметил Иван.

В организации фестиваля помог только один человек с нарушением слуха, его зовут Виталий.

— На протяжении всего месяца, что мы приводили в порядок здание, я помогал организаторам и волонтерам с обустройством и уборкой, сейчас помогаю при досмотре на входе, — пояснил Виталий. — Мне понравилась идея фестиваля, это интересно, весело, это хорошая возможность для общения.

— Для общения, в принципе, все и затевалось — не скажу, что проект Street Vision коммерчески очень прибыльный. Просто мне нравится заниматься организацией мероприятий, плюс какое-то время я жил в Москве, и когда вернулся в Томск, понял, что здесь не хватает интересных мероприятий и общения. Поскольку в нашем городе на так уж много представителей уличной культуры, кинул клич по другим городам, пригласил всех желающих поучаствовать. Откликнулись ребята из Кемерово и Питера, один фотограф прислал свои работы из Бразилии. Но все же приоритетными для нас являлись томские творцы. И это оправдало себя — на этом, уже втором по счету фестивале, около ста участников — раз в пять больше, чем в прошлогоднем, — отметил Ларионов.

По его словам, возросло и количество посетителей: если в первый фестиваль захотели увидеть 700 человек, то второй посетили уже 1 700 томичей. Среди них отметились даже представители мэрии и обладминистрации.

Напор визитеров сыграл с организаторами злую шутку — приобщиться к уличному искусству в субботний вечер набралось столько людец, что не привыкшие в такой активности жители окрестных домов вызвали полицию. Выступление группы Mushroom Hills пришлось прервать, а программу вечера сократить. Однако финальная воскресная часть фестиваля обошлась без происшествий.

— Жалею только об одном — не хватило немного денег и времени, чтобы реализовать все идеи. Нас, организаторов, было трое: я, Алексей Богомолов и Мария Печерица. Хотя мы старались распределить обязанности, все равно до многого руки не дошли. Но теперь точно знаем, что и как делать на Street Vision’e-2014. А он уже не за горами, — подытожил Иван Ларионов.