23 ноября, суббота
-13°$ 102,58
Прочтений: 2803

«Шахматы» на льду (фото)

Фото: Никита Грейдин

Именно так называют керлинг те, кто в него играет. Для этого вида спорта требуется не только лед, но и холодный разум. «Здесь нужно быть очень хитрым. Нужно уметь просчитывать, анализировать, организовывать остальных. Нужно быть стратегом», — отмечает Олег Хорошков. Он знает, о чем говорит — самый юный из всех игроков, именно Олег в 16 лет стал капитаном томской команды по керлингу среди глухих. На данный момент это единственная команда Сибири в этом виде спорта.

На льду спорткомплекса «Кристалл» — пять парней и пять девушек. Все вместе они отрабатывают растяжку — нужно одной ногой оттолкнуться от бортика поля и плавно вытолкнуть перед собой снаряд, так называемый «камень». Чем быстрее и длиннее выйдет траектория скольжения, тем лучше.

— Как-то раз на них посмотрел тренер фигуристов и пошутил: «У ваших ребят растяжка лучше, чем у моих», — улыбается сурдопереводчик Ирина Хомякова. Сегодня она помогает мне общаться с керлингистами: все игроки в команде — воспитанники школы-интерната № 15 для глухих и слабослышащих детей, как и их тренер, педагог дополнительного образования интерната Константин Шерстобитов. В команде есть слышащие участники, но язык жестов им привычнее и понятнее.

Как рассказал Константин Шерстобитов, жесты имеют в керлинге особое значение.

— Керлинг для глухих и керлинг для слышащих практически ничем не отличаются. Игроки запускают по льду снаряды, мы называем их «камни» — нужно, чтобы снаряд попал точно в начерченный на льду круг. Пока он скользит, участники команды быстро натирают перед ним лед. Это помогает снаряду катиться по нужной траектории как можно дальше и точнее, — вкратце объяснил мне правила тренер. — Также нужно выбивать из круга камни соперника. Игроками командует капитан, его называют «скип» — он показывает знаками остальным, что нужно делать. Поэтому у каждой команды свой секретный язык, свои жесты и знаки — чтобы конкуренты не смогли предугадать следующий шаг.

Раньше я видела керлинг только по телевизору — на экране люди с красными от напряжения лицами быстро терли щетками лед перед скользящим впереди них снарядом. Иногда он останавливался, и тогда игроки начинали разочарованно кричать. Но если смотреть на игру в керлинг с трибун спорткомлекса, становится заметно, насколько он систематичен и похож на шахматы. На льду 16 «камней» — и от того, какой снаряд и как именно подвинут игроки, зависит исход партии.

— Вообще, наши «камни» на самом деле не камни — они сделаны из ДСП и пластика, сверху к ним крепятся металлические ручки. И весят наши снаряды не 20 килограммов, как полагается, а 16. Все потому, что полный набор «камней», сделанных из специального гранита, стоит около 300 тысяч рублей. У нас просто нет денег на их покупку, — рассказал Константин Шерстобитов. — Остальное снаряжение тоже стоит недешево, но его мы приобрели на свои деньги. Например, одна щетка для натирания льда стоит больше семи тысяч рублей. Столько же стоят специальные кроссовки, у которых на подошве тефлоновый слайдер для хорошего скольжения. Таймеры для щеток, помогающие засекать время в игре стоят 2,5 тысячи рублей за штуку, поэтому они есть не у всех игроков. А униформа недорогая, ее мы купили в обычном спортивном магазине.

Тренировки в «Кристалле» тоже платные, но занятия на льду, которые два раза в неделю проходят в спорткомплексе, оплачивает облдепартамент общего образования. Поездки на соревнования обеспечивают спонсоры. Правда, кто именно помог томичам дебютировать на Кубке России в Челябинске, Константин Шерстобитов говорить не стал. Сказал, что благодетели пожелали остаться неизвестными.

— Билеты обошлись недорого, тем более что нам полагается скидка в 50 процентов. Проживание предоставили организаторы соревнований, питались мы сами, — рассказал тренер. — В итоге наши парни заняли четвертое место, и это очень хороший результат, если учесть, что мы готовились всего три-четыре дня. Тренировались в спортзале интерната, прикрепили войлок к подошвам кроссовок, чтобы можно было скользить. Но я был уверен в своих ребятах, как уверен в них и сейчас. Тем более что теперь у нас есть возможность тренироваться регулярно.

Следующая цель томских керлингистов — первая всероссийская зимняя спартакиада для инвалидов, которая стартует в Ижевске в марте. Там, говорит тренер, будут присматривать игроков в сборную России. «Мои воспитанники об этом знают и очень стараются — многие из них хотят стать профессиональными спортсменами, зарабатывать на керлинге пусть небольшие, но деньги. Да и не только в деньгах тут дело», — откровенничает тренер.

Разговаривая с ребятами, понимаешь, что деньги для них действительно стоят на втором плане. На первом месте для них — общение. К примеру, именно общение привело в команду кемеровчанку Аню, которая приехала в Томск к своему молодому человеку. Он и предложил ей присоединиться к тренировкам.

— У себя в Кемерово Аня занималась легкой атлетикой, но сломала ногу. Путь в этот вид спорта оказался для нее закрыт. Но у нее очень сильные ноги, что важно в керлинге, и я предложил ей попробовать — тем более что у нас никаких травм не бывает. Ей понравилось, теперь она в составе нашей женской половины команды, — рассказал Андрей.

Остальным игрокам спорт тоже не в новинку — многие занимались у Константина Шерстобитова на уроках физкультуры и в клубе по спортивному ориентированию.

— Я пару лет присматривался к ребятам перед тем, как предложил собрать команду по керлингу. Об этом виде спорта я узнал в Интернете еще в 2009 году. Загорелся идеей, связался со своими друзьями в Челябинске, которые помогли собрать команду. В 2010 году мы поехали на соревнования в Москву, где собрались три команды. Сейчас по России их уже 15, — рассказал тренер.

Сейчас главная цель томских керлингистов — попасть на Сурдолимпийскую олимпиаду в Сочи, которая пройдет в 2015 году. Обратный отсчет до Игр начался на прошлой неделе, так что время на подготовку у ребят есть.