23 ноября, суббота
-13°$ 102,58
Прочтений: 2489

Кинопоезд отправляется! (фото)

Фото: Дмитрий Кандинский

Недавно в нашем городе побывал кинопоезд: 24 молодых кинематографиста из 15 стран собрались, чтобы проехать десять тысяч километров по Транссибирской железнодорожной магистрали и развенчать стереотипы о России. Делать это планировалось с помощью документальных короткометражек. Режиссеры совершили семь остановок в российских городах, одним из которых стал Томск.

Участников проекта я наблюдала на сборах в дорогу за час до отправления поезда в следующий город. Все съемочные группы собрались в холле гостиницы «Рубин». Были слышны обрывки фраз на английском, французском, немецком и русском языках. Кто-то пытался играть на гитаре, кто-то произносил тосты «на дорожку», кто-то грузил в автобус рюкзаки с вещами и сумки с аппаратурой... Но у участников проекта все же нашлось время, чтобы рассказать о своей работе и о стереотипах, которые они намерены развенчать с помощью кино.

Единственный российский режиссер, принимающий участие в проекте, Федор Друзин, снимает фильм о русской бане. Поэтому посещение бань в разных городах страны стало для съемочной группы своеобразной традицией.

— К сожалению, в Томске посетить баню нам не удалось — не было времени. Зато сразу после прибытия в город мы поехали снимать Крещенские купания. Двое из нас даже окунулись в прорубь. Конечно, рассказ о купаниях в ледяной воде тоже войдет в наш фильм.

Тем временем к нам присоединился еще один русскоговорящий пассажир кинопоезда — болгарин Владимир Петеев. Его задача — снять несколько мини-фильмов о том, как работали съемочные группы проекта. Русский язык он изучал во ВГИКе, куда поступил неожиданно для себя: просто подал документы, а потом узнал о зачислении. «Пришлось ехать учиться», — смеется Владимир.

Ехать в поездке большой компанией, без сомнения, весело, но есть у такого путешествия и свои минусы. Как никак, все люди творческие, темпераментные, да еще и почти все иностранцы, для которых уже одна русская зима — настоящее приключение.

— Если мы и спорим о чем-то, то это касается вопросов быта. Очень тяжело подолгу ехать в поезде. Мало того, что там очень жарко, потому что окна не открываются. Мы еще должны работать, монтировать отснятый материал. Но большую часть времени в коллективе царит дружелюбная атмосфера, ведь весь наш проект — это большое приключение. А мы все — товарищи по этому приключению.

Слово «приключение» я слышу из уст всех участников проекта, с кем доводится общаться. В том числе — и от режиссера из Индии Сантьи Сандарам. Темные волосы, смуглая кожа, огромные черные глаза за стильными очками, приятные духи и… валенки. Обычные серые валенки до колен. «Это самая удобная обувь для русской зимы!» — отвечает на мой вопросительный взгляд Сантья.

Оказывается, что документалистам подарили целых 30 пар валенок. Чуть позже, увидев всю в группу в сборе, я убедилась, что традиционную русскую обувь надели многие. Помимо валенок, на каждом участнике проекта красуются толстый свитер, шарф, варежки и шапка-ушанка.

— Режиссер из Италии, Кристина Пикки, как раз снимает фильм о русской зиме. В нем она хочет показать, как люди, живущие здесь, переживают это суровое время года, — уточняет Сантья. — Я снимаю фильм о русских женщинах — такой мне выпал жребий.

Концепцию своей короткометражки Сантья определяет как «феминистическую».

— За пределами России существует миф, что русские женщины — это просто красивый «аксессуар». Я хочу этот миф развенчать, рассказав зрителю историю одной женщины через истории многих. Это как мозаика, где каждый отдельный пазл складывается в общую картину.

Самыми юными героинями фильма «Русские женщины» стали восьмилетние учащиеся балетной школы из Санкт-Петербурга. Самой почтенной стала 86-летняя пенсионерка. В Томске режиссеру из Индии больше всего запомнился электроламповый завод.

— Мы снимали там женщин, которые собирают лампочки. Это очень красивое, почти гипнотизирующее зрелище. Их руки двигаются так слаженно, — делится впечатлениями Сантья. — Мы просто говорили с работницами завода. Спрашивали о том, что близко и понятно людям во всем мире: об их мечтах, о жизни, о любви...

Жизнью русского человека интересуется и другая съемочная группа. Режиссер из Бельгии Дитер Десварте исследует судьбы владельцев отечественного автопрома. Он хочет разгадать загадку русской «Лады».

— В Томске героями нашего фильма стали торговцы Центрального рынка, отец и сын. Больше всего мне хочется понять, что это за люди, которые ездят на «Ладах». И что это за машина, которая в одном и том же виде выпускается столько лет.

Сам Дитер Десварте пока что не садился за руль «Лады», но собирается прокатиться на ней, когда съемки закончатся.

— На самом деле, стереотипы возникают у людей от недостатка знаний. Я практически ничего не знал о России, когда подавал заявку на участие в проекте. Но о моей стране здесь тоже никто ничего не знает. В основном при упоминании Бельгии все вспоминают вафли, кофе и шоколад, — с улыбкой говорит Дитер. — С Россией у меня лично ассоциировались такие слова как «медведи», «холод» и «водка». Наверное, как и у многих иностранцев.

— Водка интересна как ритуал: важно, как именно ее пьют, — отметила Сантья. — Мне довелось попробовать этот напиток, и больше всего понравилось, как все шумной и веселой компанией собираются за столом. Получается очень тепло и душевно.

«Выпьем!» и «Загадочная русская душа» — две короткометражки, которые снимают группы швейцарца Бенни Яберга и француза Робина Димэ. Еще один фильм называется «Медведи». Правда, британский режиссер Тристан Доуз снимает не зверей, а русских мужчин, однако раскрывать идею своего фильма кинематографист не спешит.

— Сложнее всего найти героев для картины. В каждом городе это происходит по-разному. Но чаще всего мы просто спрашиваем людей, где мы можем найти интересного человека, просим рассказать о достопримечательностях. В Томске меня очень удивил высокий уровень организации. Мы только приехали, а нам уже составили культурную программу, показали город, а затем каждой команде выдали папки с подобранным материалом для съемок. Мы такого, если честно, не ожидали. Во всех городах, где останавливался кинопоезд, нас очень тепло встречали, но Томск нас особенно удивил, — признался Федор Друзин.

Следующей остановкой кинопоезда после Томска стал Улан-Удэ, после чего режиссеры отправились в Иркутск. Вернуться в Москву съемочные группы должны уже с готовым материалом. Премьера короткометражных фильмов, снятых за месяц путешествия кинопоезда, состоится 6 февраля в Москве.

Дневники, интервью участников проекта и первые кадры фильмов можно посмотреть на сайте Центра документального кино DOC. Фотографии путешествия доступны на странице ЦДК DOC в Instagram.