30 октября, среда
+1°$ 97,33
Прочтений: 7784

Как «оживить» куклу (фото)

Фото: из личного архива Андрея Рюмина

Сегодня Томск известен в стране и за рубежом не только как центр образования и науки: наша культурная жизнь и творческие люди приносят городу не меньшую славу. Одним из известных томских проектов, который развивается уже порядка десяти лет, стали «Куклы без кукловода».

Выставочная экспозиция компании «Аниматроник», в арсенале которой «живые» куклы, периодически появляется в томских музеях. Домовенок Кузя с Бабой Ягой, Паниковский, Буратино и Папа Карло — эти и многие другие сказочные персонажи ведут себя так, словно двигаться, шутить, разговаривать для кукол — дело обычное. «Оживают» герои в руках мастера Андрея Рюмина.

— Прежде всего «Аниматроник» — это арт-проект, а не технологический. В первую очередь мы делаем театральных кукол — только инновационных, «навороченных», и в то же время в них есть все самое главное от робота, в том числе основной принцип — выполнять за человека ту работу, которую тот в силу разных причин делать не может.

Иными словами, если на заводах или при минусовых температурах роботы выполняют монотонный или невыносимый для человека труд, то куклы-актеры нужны, чтобы замещать живого актера на работе в «унизительных» условиях, уверен Андрей Рюмин. Для чего человеку развлекать публику бурлящей народом ярмарки, когда можно «зрелище» обеспечить говорящим роботом? Или зачем молодой, красивой, хрупкой модели стоять весь день в витрине магазина, если вместо нее там можно разместить не менее привлекательную куклу?

— Наши куклы работают в витринах, на стендах, в шумных многолюдных местах, — говорит Андрей. — Они фактически не подвергаются воздействию окружающей среды и очень выносливы. По сути, это такой актер «ручной сборки», который трудится в специфической для актера сфере, прежде всего, в рекламе. Он развлекает публику, вызывает у людей эмоции, и за это они готовы платить. Наши куклы — это настоящие арт-объекты.

Однако сделать так, чтобы кукла из бездушной вещи стала произведением искусства, — непростая задача. Такой робот должен быть развит и продуман до мелочей, поэтому он включает в себя множество датчиков, проводов и определенным образом составленную программу. Сердцем, мозгом и душой аниматроника является контроллер управления механизмами. Голова и руки персонажа изготовлены из сибирского кедра. Именно этот материал является наиболее прочным, доступным, дешевым и удобным в работе. Те, кто видел «живых» кукол, знают: они реагируют на вас, когда вы к ним подходите или дотрагиваетесь до них, запросто разговаривают с вами, рассказывают анекдоты или просто занимаются своими делами. Все эти режимы запрограммированы в случайном порядке, и, если программа длинная, у зрителя действительно создается ощущение, что он общается с живым существом.

— Конечно, трудится над созданием таких кукол целая команда: инженер-механик, инженер-электронщик, скульптор по дереву. А я такой Карабас-Барабас, продюсер и автор сценариев, по совместительству режиссер, который заставляет наших сотрудников каждый день свое видение куклы воплощать в реальность.

Но кроме этого, нужны специалисты, с которыми ведется постоянная, но не ежедневная работа: актер, озвучивающий кукол; звукорежиссер, подбирающий и записывающий музыку; столяр, который отвечает за изготовление мебели для кукол. Волосы и прически персонажам создает пастижер. В общей сложности около десяти человек занимаются созданием одной куклы и тратят на это порядка полутора месяцев.

Есть среди проектов компании «Аниматроник» и особо запоминающиеся.

— Был один заказчик из Москвы, — вспоминает Андрей, — он заказал у нас куклу, которая говорит по мобильному, на который вы можете позвонить из любой точки света, а она ответит фразой, вроде: «Извини старик, я занят, перезвоню». Нам пришлось найти кучу телефонов, разобрать их, но в итоге мы решили эту задачу.

Еще один любопытный проект — композиция «Три богатыря». Три последних президента нашей страны, как бы сошедшие с известного полотна, скачут на деревянных лошадках. В качестве реплик были использованы известные «ляпы» политиков, но в результате получилось мило и необидно.

Портретная кукла не редкость среди заказов «Аниматроника». В портфолио мастерской — образы Дмитрия Медведева, Эльвиры Набиуллиной, Андрея Фурсенко, Сергея Миронова, Дмитрия Сычева.

— А был заказчик, с которым мы просто угадали образ, — говорит Андрей. — Он «заказал» нам начальника — в хорошем смысле, военного инженера, мы сделали его сидящим в блиндаже, под свист пуль отвечающим на звонки. Потом он срывает голос, ему звонит самый большой начальник и говорит: вот рецепт, мол, делай настойку ромашки и календулы. А потом нам сказали, что тот самый начальник и правда известный травник, и своей календулой и ромашкой он уже всех достал. Так вот совпало.

Заказчиков много, признается Андрей Рюмин, вот только приходят они в «Аниматроник» по-разному. Бывает, полгода никого, а случается, наплыв клиентов такой, что приходится отказывать. Поэтому сотрудники компании решили стать сами себе заказчиком, сделали свою кукольную арт-бригаду и поехали на гастроли. Сначала Томская область, затем Новосибирская, сейчас Ханты-Мансийский автономный округ, впереди Урал, Питер — все распланировано на полгода вперед.

Андрей Рюмин говорит, что «Аниматроник» — сугубо томский бизнес, и не переживает, что уникальную технологию кто-то из иногородних конкурентов может украсть. Уж слишком хлопотно и затратно изготовить такую куклу.

Это не очень прибыльный бизнес, — говорит директор «Аниматроника». — Это арт-менеджмент в чистом виде и это, скорее, подвижническая работа. И мы пришли к выводу, что число заказчиков на куклы, которые мы можем сделать, конечно. А вот зрителей — бесконечно. Поэтому все активнее начинаем заниматься развитием нашей галереи.

Успех же своего проекта Андрей объясняет тем, что занимаются его реализацией «технари». А людям с техническим образованием, считает он, привычнее воплощать в реальность свои замыслы и «оживлять» даже самые безумные идеи.