Сердце, отданное детям
Детство — самое беззаботное и вместе с тем самое ответственное время. Именно в дошкольном возрасте, если верить психологам, формируются многие черты нашей личности. Поэтому так важно, чтобы это время было комфортным и радостным для ребенка. Томичка Екатерина Матвиевская, которая на всероссийском конкурсе «Воспитатель года России-2012» победила в номинации «Сердце, отданное детям», понимает это как никто другой.
Екатерина работает воспитателем в детском саду уже 11 лет. Еще в школьные годы она знала, на кого пойдет учиться, и решение свое никогда не меняла. Посвятив воспитанию детей свою жизнь, она стала первоклассным специалистом в этой области и лучшим другом для каждого из своих воспитанников. И хотя для педагогов участие в конкурсах дает определенный финансовый бонус, Екатерина признается, что даже не думала об этом, отправляясь в Москву. Участвовать в конкурсе она решила ради нового опыта, новых идей для работы с детьми, а также ради возможности получить более высокую профессиональную категорию.
— Я победила в номинации «Сердце, отданное детям», учрежденной спонсорами конкурса, — рассказывает Екатерина. — Как мне объяснили, здесь оценивалось то, с чем работает воспитатель. Детям можно дать много знаний, но очень важно научить их дружить, общаться и уверенно чувствовать себя в обществе. Именно на это направлена работа по социализации детей дошкольного возраста.
Екатерина не просто воспитывает детей в детском саду № 24, она учит их, как вести себя в обществе, объясняет смысл разных социальных норм и правил, показывает, как и к кому нужно обращаться в той или иной ситуации. Что делать, если мама оставила тебя в очереди, а сама ушла в соседний отдел? Как в первом классе спросить у учительницы то, что она сама не рассказала? Существует множество ситуаций, когда детям необходимо действовать самостоятельно, но они теряются, потому что родители привыкли делать все за них. Хотя уже в четыре года ребенок может сам расплатиться в магазине, если мама стоит рядом с ним.
— Мои методы воспитания игровые, потому что дошкольный возраст — это возраст игры. Если маленькому ребенку нужно что-то объяснить, надо просто поиграть с ним. Для детей игра — это естественный образ жизни.
В группе Екатерины Матвиевской детки учатся быть туристами, «посещают» разные страны, «ходят» в театр и другие общественные места. Во время таких «путешествий» Екатерина не просто рассказывает детям о географии и культуре той или иной страны — она учит их правильно себя вести в разных жизненных ситуациях. Поэтому, когда Екатерина и ее воспитанники «идут», к примеру, в театр, то, не выходя из детского сада, ребята «едут» на трамвае, «покупают» билеты в кассе, находят свои места в партере и так далее. И когда воспитательница вместе с детьми идет в театр по-настоящему, ее группа оказывается самой спокойной, дисциплинированной и собранной.
Но важно не только объяснить ребенку, как действовать. Необходимо, чтобы он понял, почему надо поступать так, а не иначе. Поэтому в конце каждой игры наступает момент рефлексии, осознания своих действий. «Этот этап для воспитателя самый сложный, потому что у каждого ребенка свое время, необходимое для усвоения опыта, и разные пути к пониманию. Кто-то схватывает все налету, кому-то помогают родители, а кому-то для примера нужно рассказать сказку», — объясняет Екатерина Матвиевская.
Все это лишний раз доказывает, что все дети разные, и к каждому нужен индивидуальный подход. И тут приходится подбирать ключик к каждому воспитанницу, каким бы сложным по характеру он не был.
— Например, кто-то может отказаться играть, потому что ему не нравится какая-то одна деталь в игре, или ребенок все уже знает. Когда я устраивала детям «путешествие» в Таиланд, оказалось, что один мальчик уже ездил туда с родителями, и ему было не так интересно слушать про эту страну. Тогда его назначили экскурсоводом, и игра пошла гораздо веселее и интереснее. А бывает, что ребенок вообще отказывался играть в путешествие и сидел в сторонке, пока все остальные играли. Но когда он захотел присоединиться к детям во время дегустации итальянского блюда — макарон, я поняла, чем его можно «зацепить». И мальчик стал играть в путешествия вместе со всеми, зная, что если он не «полетит» с ними в страну, то не сможет отведать тамошнюю кухню.
В группу Екатерины родители часто приводят и второго ребенка, когда первый уже пошел в школу. «И от мам и пап мы узнаем, что наша работа с детьми не прошла бесследно. Результат есть. Они умеют соблюдать нормы и правила, они могут быть адекватны ситуациям. И очень большую роль тут играет семья: какие в ней установки, как там друг друга слышат, помогают ли друг другу», — говорит томичка.
Работать сегодня воспитателем в России трудно, признается Екатерина. Это связано не только с низкой зарплатой, но и с высокой степенью ответственности, обилием «бумажной» работы, постоянно меняющимися требованиями к воспитательному процессу. Некоторые воспитатели очень боятся ответственности за жизнь и здоровье детей, боятся, что не смогут предупредить опасные ситуации. Но Екатерина в этом плане спокойна: она знает, что если дети начинают слишком активно резвиться, надо просто переключить их внимание на другой вид деятельности: рисование, чтение сказки, интересную игру. Детское внимание не рассчитано на длительный срок, поясняет она, когда одна игра закончилась, надо сразу же предложить им другую. Куда более серьезные опасения вызывает у Екатерины отсутствие достаточных условий для всестороннего развития дошколят в наших детских садах.
— Меня беспокоит, что в результате уплотнения групп ухудшаются условия для детских игр, уменьшается пространство для игры. Я понимаю, что для расширения пространства нужны вложения, но тогда не забирайте у нас хотя бы то, что есть.
Низкие зарплаты учителей и воспитателей давно уже стали обыденностью. Многие не понимают, как можно вообще идти в воспитатели при таком несоразмерном заработке.
— Когда я слышу, что футболисты отказываются выходить на поле, потому что им не заплатили, я спрашиваю: а за нашу зарплату мы вообще должны только до дверей детского сада доходить? В итоге сегодня в садиках работают либо энтузиасты, которые душой прикипели к детям, либо мамы с детьми, которых они отдали в этот же детсад, либо женщины, доход мужей которых позволяет им заниматься низкооплачиваемой работой. Сама я принадлежу к первой категории, потому что дети для меня — все.