20 апреля, воскресенье
-4°$ 81,14
Прочтений: 5908

Как стать «железным человеком» за 681 минуту (фото)

Фото: Сергей Тиуков

Иногда за один день можно круто изменить жизнь, а иногда это можно сделать всего за несколько часов. Томич Олег Суходолин, участник европейского чемпионата «Iron Man» и обладатель титула «Железный человек» рассказал, чего стоят эти соревнования и как пережить марафон по триатлону.

Суходолин — высокий, крепкий 52-летний мужчина, с очень коротко стрижеными волосами и совершенно непоколебимой уверенностью в себе. На груди у него маленький золотой значок «Iron man», но и без него понятно, что этот человек — особенный.

В жизни Олега Александровича многое стало меняться после того, как он решил участвовать в особых марафонских соревнованиях по триатлону, где придется четыре километра плыть, 180 километров ехать на велосипеде, потом еще 42 километра бежать — и все в один день. Идея возникла не на пустом месте: о чемпионате ему рассказали друзья, которые уже прошли этот марафон и теперь делились впечатлениями. Но оставалось много вопросов: как тренироваться, на что настраиваться, к чему готовиться? Тем не менее, решив, что пусть все будет, как будет, Олег Александрович подал заявку вместе со своими томскими и красноярскими друзьями-спортсменами и стал готовиться к поездке в Венгрию на августовский марафон «Iron man-2007».

— Основательной подготовки к прохождению дистанции не было. На это время мы с товарищами не бросили участвовать в соревнованиях по триатлону, хотя уже целый год в видах «плавание — велозаезд — бег на длинную дистанцию» успешно выступали на различных состязаниях. По идее, надо было бы уйти с быстрых стартов, чтобы подготовить организм на дневную работу. Но ответственность перед марафоном пришла только в мае-июне, а в августе уже состоялся старт. Не было мысли пройти дистанцию за шокирующее количество времени, чтобы удивить наших товарищей по «железу» и последующих участников. Была мысль — дойти. И сильная мотивация посмотреть на себя, насколько достойно я проживу этот день.

Действительно, чтобы пережить соревнования такого типа, нужны особые тренировки. Встает вопрос, есть ли в Томске тренер, который взялся бы направлять человека в совершенно противоположных видах спортивных состязаний.

— Тренера в триатлоне у меня никогда не было. Ведь только я знаю, что мне нужно. У меня у самого педагогическое образование, закончил спортфак. Ну и в прошлом я — спортсмен, занимался легкой атлетикой, бегом на выносливость. Вот тогда у меня тренер был. А сейчас незачем. Написать план я и сам смогу, другое дело — выполню ли. В 80-е, когда заканчивал институт, я бросил профессиональный спорт, но как только наладил свой бизнес, вновь начал тренироваться.

Подать заявку на участие в «железном» марафоне может любой желающий, если чувствует в себе силы пройти за 16 часов триатлонную дистанцию. При успешном завершении участник получает подтверждающий сертификат и пожизненное звание «Iron man» — «Железный человек».

— Временные рамки прохождения дистанции в каждом чемпионате разнятся, но суть такая: если ты выплываешь после определенного времени, или приезжаешь на велосипеде, то тебе говорят: «Все, дружище, дальше участие тебе придется прекратить». В Венгрии очень серьезно относятся к этим соревнованиям, хоть они и не главные в Европе. Есть свои традиции: награждение проводят во второй день, первая десятка последней пятерке дает пендаля под задницу, первая сотня садится на кресла, а остальные сидят на лавках во время награждения.

Олег Александрович улыбается, когда рассказывает, что во время их участия в чемпионате звонили даже незнакомые «железные люди» из России — они следили, узнавали результаты, поздравляли с прохождением. А еще Суходолин обращает внимание на соотношение между уровнем чемпионата «Iron man» и количеством участников. В Венгрии стартовало всего 400 человек, а в Германии, куда Олег Александрович собирается ехать на следующий год, квота уже 2,5 тысячи.

— Когда мы заявлялись на Германию, на 53-й минуте после начала приемки заявок стартовый лист был закрыт. Эти соревнования –— самые престижные в Европе. Туда чрезвычайно много желающих попасть.

По России людей с титулом «Железный человек» меньше 100. В Красноярске ведется особый подсчет — таких там 16, в Томске же — 8.

Помимо того, что можно просто уложиться во время прохождения, можно еще и выиграть — в каждом виде и в каждой возрастной группе. А еще попасть в так называемую «элиту» — первую десятку закончивших прохождение в зачете по общему времени. Победа в любом из видов соревнований этого чемпионата и в каждой возрастной группе дает право участвовать в самом почетном и зрелищном «Iron man» мира на Гавайях.

— У меня нет большого желания соревноваться на Гавайях. По той причине, что надо сначала где-то выиграть, а у меня вопрос так никогда не стоял и я его так не ставлю. А еще потому, что, даже если ты выигрываешь, то потом в этот же год придется еще раз участвовать, то есть два раза за сезон «умереть».

Олег Суходолин замечает, что томского уровня подготовки для участия было достаточно, но, с другой стороны, подчеркивает, что венгерский «железный человек» — не показатель европейского уровня. Однако и там можно встретить настолько сильных соперников, что они могут сравниться даже с профессиональными спортсменами в каждом виде марафонской дистанции.

— Когда смотришь на триатлон профессиональный, понимаешь, что в каждой возрастной группе, чтобы быть хотя бы в десятке, нужно очень много работать. На чемпионате, в котором я участвовал в 2007 году, для меня соперниками были те вещи, с которыми сталкивался лично: как выплыву, как пробегу, как скоро начну уставать. Когда бежишь, на последних километрах понимаешь, что даже часы тебе в тягость — приходится снимать. Но мне понравилась фраза, которую я когда-то слышал: если человеку нужно выкинуть из головы весь хлам, то лучше «Iron man» для этого ничего нет. Во время этих соревнований произошла огранка характера. Изменились элементарные вещи: ушли пустые слова, второстепенные цели либо перешли в разряд главных, либо вовсе исчезли. Не стало в жизни мелочей. Стало жаль тратить время на что попало.

Повторное прохождение дистанции не запрещено правилами. Кто-то из товарищей Олега Александровича проходил ее и по десять раз. Сам Суходолин готовиться участвовать лишь по второму кругу.

— Я нахожусь под огромным прессом, зная, что это такое — триатлонный марафон, и как теперь к нему нужно готовиться. Пока тяжелее всего дается плавание, борюсь с ним со студенчества. Проще с велодистанцией. Нужно больше накатывать, увеличивать скорость, выходить на уровень. Бег — это тоже сложно. Быстрее, чем я бегал раньше, уже не побегу, нужно поддерживать то, что есть. Но мне-то хочется везде поучаствовать: и в зимнем триатлоне, и на чемпионате Европы в Эстонии, и на чемпионате мира в Италии. А все равно оглядываешься на старт в июле месяце, хоть этого делать нельзя. Нужно просто жить и тренироваться.

Суходолин крепко связан со спортом, потому видит множество проблем в этой сфере. А еще он считает, что не может быть такого, что у человека нет времени на себя — просто он не умеет им распоряжаться. Можно и в 60 лет взяться за тренировки — нуужно лишь пересилить свою лень.

— Есть много всего, чем можно заниматься. Не хочешь бегать — плавай, не хочешь плавать — катайся на велосипеде. Неважно, что это будет. Главное — делай. Меня трудно удивить чем-то. Но на «Iron man» я испытывал восторг от того, что я могу в свои 47 лет. И то, что в эти годы еще можно так чему-то удивляться и радоваться, говорит о многом.

P. S. Встретиться и лично пообщаться с Олегом Суходолиным можно сегодня в гостиной Томского института бизнеса на проспекте Ленина, 85а, начало в 18:00. Предварительно необходимо записаться по телефону 53-23-89.