23 ноября, суббота
-13°$ 102,58
Прочтений: 3353

Бумажки направо, бутылки налево

Фото: пресс-служба ООО «Томскнефтехим»

О том, что когда-нибудь в Томске будут не только сортировать отходы, но и перерабатывать, мечтал еще прежний мэр Макаров. В 2005 году он даже подписал соглашение с французами о том, что в городе появится целый мусороперерабатывающий комплекс. Затем, в 2008 году, следующий градоначальник Николай Николайчук с той же целью зазывал в Томск инвесторов-москвичей, однако комплексная вторичная переработка отходов у нас так и не появилась. Наконец, инициативу в свои руки взяли студенты, при участии которых недавно в городе появились первые урны для раздельного сбора мусора.

— Мы давно хотели установить их в каком-нибудь популярном месте, в итоге выбор пал на Буфф-сад. Средства на установку контейнеров выделил «Сибур-Холдинг» в рамках благотворительной программы «Бизнес для экологии», — рассказывает представитель Томской экологической студенческой инспекции, студентка биологического института ТГУ Онея Шаталова. — Горожане очень хорошо отреагировали на подобную идею: при проверке урн мы видим, что каждый вид мусора — пластик, стекло и бумага — лежит в нужном контейнере. Есть лишь одна проблема — часть мусора не входит ни в одну из оговоренных категорий. Но горожане все равно выкидывают его в отсеки для раздельного сбора, а не в общую урну, которая стоит рядом.

Студенты договорились с предпринимателями, чтобы те забирали разделенный по категориям мусор и отправляли его на переработку в Новосибирск. Сами урны обошлись в 30 тысяч рублей, бесплатно обслуживать их взялась компания «ИП Корниенко», занимающиеся сбором отходов. По мнению Яны Корниенко, совладелицы фирмы, около 70 % мусора, который собирается в Томске, можно вторично переработать. Но для того, чтобы у жителей города выработалась новая привычка складывать отходы в разные пакеты, а не сваливать все в один, понадобится несколько лет.

— Мне довелось побывать на семинаре по переработке отходов и пообщаться с японцами, которые делились с россиянами своим опытом, — говорит Яна Корниенко. — В их стране перерабатывается 90 % мусора. Так вот на то, чтобы население Японии привыкло его сортировать, ушло около 15 лет.

При этом важно не только внедрять новый подход к утилизации отходов, но и обеспечить соответствующую инфраструктуру,открыв пункты приема мусора, считает томская предпринимательница.

— В идеале, они должны быть в каждом районе. Притом не редкие и одиночные, как у нас сейчас, когда в одном пункте принимают стеклотару, в другом — бумагу, а комплексные. Чтобы человек мог спокойно сортировать бутылки, макулатуру и пластик, а потом разом в один пункт все отнести. И получить за это деньги, — делится соображениями Яна Корниенко.

По ее словам, «ИП Корниенко» уже пыталось открыть пункт по сбору мусора. Когда он появился в районе Спичфабрики, вокруг сразу стало чище — местные ребятишки прошерстили все окрестности, зарабатывая сдачей отходов на карманные расходы. Но в конечном счете пункт приема на неопределенное время пришлось закрыть — он оказался экономически нерентабельным.

Как поясняет председатель комитета экологической безопасности урбанизированных территорий областного департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Сергей Трапезников, в городе отсутствует единая налаженная схема обращения с мусором. Нужно, чтобы появился завод вторичной переработки отходов, тогда частным предпринимателям будет выгодно собирать мусор и сдавать его за деньги. Это выйдет намного дешевле, чем везти скопленные бутылки, резину, металл, стекло и бумагу на продажу в соседние города.

— Мусороперерабатывающий комплекс, который сортировал бы отходы и тут же производил из них товары, стоит очень дорого — счет идет на миллиарды долларов. Таких денег в бюджете города нет, и мэрия уже неоднократно пыталась найти для такого комплекса частных инвесторов, но безуспешно. Последний раз построить перерабатывающий завод в Томске предлагали москвичи, но они потребовали передать в их владение всю базу «Спецавтохозяйства», что сделало бы их монополистами. Муниципалитет отказался заключать сделку на таких условиях. Так и живем без завода, — резюмировал Трапезников.

Однако первые подвижки в этом направлении уже сделаны — «Спецавтохозяйство» планирует построить мусороперегрузочную станцию в черте города. Мусор на этой станции будут опрессовывать и в компактном виде отвозить для захоронения на полигон в Сурово-Сухоречье.

— Кроме того, станция поможет и другим частным фирмам, занимающимся вывозом отходов. У них появится выбор: либо везти мусор на полигон, который находится в 45 километрах от города и получить свои деньги там, либо везти его к нам на станцию, которая будет располагаться в конце Иркутского тракта, — поясняет идею директор «Спецавтохозяйства» Николай Чаринцев.

О стоимости проекта глава «САХа» умолчал, отметив, что необходимое оборудование закуплено в кредит. Стоимость мусора за кубический метр, по его словам, станет известна гораздо позднее, и она будет «экономически целесообразной».

— На мой взгляд, чтобы вторичная переработка отходов появилась в Томске, нужна инициатива областных властей с мощной федеральной поддержкой. Нужна целевая программа, в рамках которой на решение проблемы будут выделены деньги. А пока подвижки в этом направлении делались только на уровне города. В 2008 году гордума утвердила программу модернизации мусороудаления на 2008-2013 годы. В ее рамках в Томске появились новые контейнеры, и был построен новый полигон в Сурово-Сухоречье, — рассказал Николай Чаринцев.

Пока же, по данным экологов, на городскую свалку только пластика ежемесячно отправляется не менее 700 тонн.

— Сейчас «ИП Корниенко» собирает меньше 100 тонн отсортированного мусора в месяц. Как только мы сможем организовать раздельный сбор хотя бы 300 тонн отходов за этот же период, появится экономический смысл строить мусоросортировочный цех в Томске, — говорит Онея Шаталова.

Построить его можно будет на базе все той же мусороперегрузочной станции, говорит Николай Чаринцев.

— Это возможно, если оборудовать ее техникой, которая будет сортировать отходы на фракции для последующей переработки или захоронения. Но это достаточно дорого. И неясно, что делать с отсортированным мусором потом. Везти на продажу в другие города? А окупит ли это затраты на обустройство цеха? — сомневается глава «САХа».

Однако студенты из экологической инспекции все же видят в раздельном сборе мусора перспективу для бизнеса. Подсчитано, что ежегодно каждый томич выбрасывает на свалку около десяти тысяч рублей в виде стекла, бумаги и пластика.

— Мы хотим установить такие контейнеры во всех парках и на остановках города. Это позволит разгрузить полигон твердых бытовых отходов. Точную сумму проекта пока не могу назвать — бизнес-план еще в разработке, но в идеале на это потребуется не меньше миллиона рублей, — отмечает Онея Шаталова.

Нужно, чтобы схема сбора отсортированного мусора по городу работала бесперебойно, а для этого необходимо хорошо изучить рынок сбыта, уверен Сергей Трапезников.

— Если даже в уже существующем виде механизм будет работать стабильно, то инвесторы могут подумать: а зачем нам тащить отходы в Новосибирск, если проще в Томске цех построить? Или это могут сделать наши предприниматели, у которых найдутся свободные деньги. Но, в любом случае, это должно развиваться эволюционно — навязать раздельный сбор мусора городу не получится. Есть общемировая практика комплексного обращения с отходами, одно из основных правил которой гласит: все должно начинаться с малых проектов и основываться на местных ресурсах.