17 ноября, воскресенье
-1°$ 100,00
Прочтений: 4360

Художники огня и воздуха (фото)

Фото: Дмитрий Кандинский

Царственный лев. Обнаженные женщины с леопардами. Лодка, замершая на озерной глади. Слон, склонившийся к человеку. Портрет мужчины удивительной фотографической точности. Я перехожу от работы к работе в легком недоумении. Едва заметные линии срезов на фоне, теплые оттенки сепии — картины безусловно выполнены на дереве. Выжжены, если быть точной. Но ни одна традиционная техника выжигания не дает таких плавных тоновых переходов, такого многообразия оттенков. Возникают справедливые вопросы: «Чем это?», «Как это?», «А мне можно?..»

Оказывается, можно. И совершенно не сложно. Научат любого — на регулярных мастер-классах в музее истории Томска. Тут же можно восхититься работами уже состоявшихся мастеров. И, оказывается, сама техника пирографии, ставшая популярной совсем недавно, не такая уж и юная.

— В Томск меня пригласили из Новосибирска в 1976 году — возглавить художественный фонд, — рассказывает свою историю автор художественного способа Владимир Семенов. — Пригласила лаборатория прикладного творчества «Сувениры». Там среди прочих работал Женечка Дроздов, чудесный мастер выжигания и росписи. И вот как-то раз сидел он и выжигал мишку на бочонке: палочка-палочка, елочка-елочка… Я сижу около него и говорю: «Чего ты маешься-то дурью? Возьми лучше кисть огненную, оно быстрее будет». Он на меня посмотрел этак с недоверием: «Нас этому не обучали…» А через неделю я принес ему вот этот самый прибор, и когда он сам дунул в трубочку, сразу одобрил: «Ильич, это дело!» С этой фразы все и началось.

Принцип работы прибора, по словам Семенова, очень простой, технология была найдена практически экспромтом. Берем обыкновенный паяльник, вытаскиваем из него одни детали, добавляем другие, дорабатываем — вуаля! Получается «огненная кисть». Пространство внутри трубки раскалено до 900-1000 градусов. Художник дует в длинную эластичную трубку одновременно проводя кончиком «паяльника» по дереву, бумаге, фанере. Выходя, воздух остывает до 600-700 градусов и мгновенно обугливает поверхность, с которой соприкасается. Обычный аппарат для выжигания, как отмечает мастер, дает много дыма, гари, штрих у него получается грубоватый. А здесь легким касанием можно получить любую интенсивность и ширину тона. По сути, тот же самый аэрограф, только температурный.

Тогда, в далеком 76-м, Семенов и Дроздов стали изготавливать в технике пирографии сувениры, детские сказочные панно, бывшие в те годы страшным дефицитом. Через месяц группа художников насчитывала уже 15 человек. Именно «сувенирный бум» помог быстрому продвижению техники среди «прикладных дел мастеров».

— Выжигать «огненной кистью» легко, быстро. Мне готовили эскизы, а я их махом выполнял, — вспоминает Владимир Семенов. — Областная администрация у нас скупала это все практически на лету. Потом мы «раскрутили» методику: другие художники стали рисовать в этой технике, мне начали поступать большие заказы. В Новосибирске, например, я так украсил Дом техники, он же музей Покрышкина — полностью выжег интерьер. Абсолютно все: картины, декор, стенные панели. Глобальная работа. Но и сумма, которую Новосибирский союз художников заплатил за нее, была такой внушительной, что я на три года забросил ремесло и посвятил себя путешествиям: Сочи, Новороссийск, Краснодар…

В Томске Семенов стал первым, кто делал оригинальные сувениры для городской и областной администраций. Расписные тарелки, папки, значки. Но самым главным сувениром стал огромный, в размах рук, ключ от Томска, изукрашенный «огненной кистью». Его, конечно же, дарили только самым важным гостям города.

А первым пирографом-томичом стал Александр Калаганский, который, в общем-то, в художники и не собирался.

— По образованию я — технарь, — рассказывает Александр. — С Владимиром Ильичем мы познакомились случайно: мне было интересно, что это за прибор, как он работает. Взял «кисть» в руки и понял: да, хочу попробовать. Попробовал, получилось. Художником я никогда себя не считал — ну рисовал в детстве, как и все. В университете немного занимался графикой. Всегда хотел научиться рисовать именно тоново-графические рисунки, поскольку для меня самое важное — реалистичность изображения.

Александр особо подчеркивает: на дереве рисунок получается не просто реалистичный, а еще и очень живой, теплый. За первой работой последовали вторая, третья… Затем Калаганский вместе с Семеновым посетили несколько выставок: экспозицию в областном музее, дизайнерскую выставку «Пятый угол». С удивлением отметив, что такая, казалось бы, простая техника действительно впечатляет публику, Александр решил заняться «огненной графикой» серьезно. Здесь уже сыграли свою роль обстоятельства.

— В какой-то момент времени у меня возникли проблемы, с которыми сталкивается любой: поработал на одной работе, на другой — и все не мог найти действительно свое место, — поясняет Калаганский. — Время от времени занимался пирографией. А потом на меня вышла инициативная группа продвижения и коммерциализации инновационных технологий. Им очень понравилась техника, они согласились, что ее нужно двигать, это очень перспективно. Вот, устроили вместе с нами выставку, организовали мастер-классы.

Картины в технике пирографии — занятие кропотливое и долгое. На любовно проработанную работу с обилием деталей уходит примерно месяц. Очень эффектно смотрятся картины-«фотографии». Ну и, конечно, важен инструмент.

— Те приборы, которыми мы пользуемся сейчас, уже многократно модернизированные, — отмечает пирограф. — А вот когда я выполнял первые свои работы, льва, например, за одну картину перегорало по несколько инструментов. Даже сегодняшняя модель — пилотный образец. Если удастся популяризировать эту методику выжигания, наладить производство, тогда, конечно, «огненную кисть» можно будет еще доработать, улучшить технические характеристики, сделать ее более эргономичной, удобной в работе.

Сейчас увлечение пирографией, помимо прочего, помогает Александру даже зарабатывать на жизнь.

— Сначала я как-то тормозил это — видимо, не был до конца уверен, что достаточно овладел мастерством. А потом решился, начал брать заказы. Сейчас уже многие, увидев работы, сразу спрашивают: а как это можно заказать?

Основой для работ Калаганова чаще всего становятся фотографии: он выбирает понравившийся сюжет, переносит его на деревянную поверхность, подбирая при этом естественный рисунок дерева так, чтобы тот сочетался с изображением.

— Сейчас у меня огромное количество проектов. Лет на 30 работы, когда все это успеть, не представляю. Придется, видимо, потихоньку передавать ученикам.

В учениках же, по всей видимости, недостатка не будет. В планах «профессора огненной живописи» Владимира Семенова — открытие в Томске обучающего центра, где все желающие смогли бы прикоснуться к этому несложному и увлекательному ремеслу. Причем, как отмечает сам Владимир Ильич, большие надежды он возлагает на не совсем обычных учеников.

— Пирография хороша тем, что она прекрасно подходит в качестве работы для инвалидов, — рассказывает Владимир Семенов. — Это прекрасная возможность для людей с ограниченными возможностями почувствовать себя нужными, интересным делом и зарабатывать средства на жизнь.

Он тут же, между делом, показывает мне и подтверждение своих слов — обращение от руководства центра социального обслуживания населения Первомайского района Новосибирской области. «16 сентября 2010 года группа инвалидов посетила выставку вашего творчества, а также мастер-класс по применению тоновой пирографии. Произведения, выполненные технологией бесконтактного выжигания, просто завораживают, возникает страстное желание приобщиться к этому искусству. Учитывая, что инвалиды ведут малоподвижный образ жизни, но у них огромный запас терпения, энтузиазм и желание созидать, просим вам организовать семинарские занятия по обучению приемам тоновой пирографии и снабдить желающих прибором «огненная кисть».

Текст написан кривоватым языком официальных документов, но главное можно уловить: это действительно нужно людям. Нужно, интересно, «завораживает».

В планах автора методики — как можно шире распространить ее по всей стране, чтобы центры пирографии появились не только в Новосибирске и Томске, но и в других городах.

— Это самая настоящая сказка, — уверен Владимир Семенов. — Очарование огня и дерева, волшебство, которое рождается прямо в ваших руках. Значит, нужно обязательно постараться сделать так, чтобы сказки в нашей жизни стало как можно больше.