Как голые стены становятся искусством
Художник всегда стремится выйти за границы дозволенного, чтобы отобразить мир иначе, чем это делали другие. Когда фантазия творца больше не может сдерживаться рамками полотен, она сходит с холста на стены комнат и домов, становясь более живой и близкой людям. Профессиональный художник Елена Парфенова (творческий псевдоним Alkonost) рассказала, как мифические персонажи со страниц книг перемещаются на стены, и почему она променяла жаркие страны на Сибирь.
Алконост — мифическая птица с головой женщины. По легенде, эта птица умеет перелетать между мирами, и в этом ее сходство с художником, ведь творец в поисках вдохновения путешествует между мирами фантазий и внутренних ощущений.
— Я не вписываюсь в наш «век менеджеров». В школе пыталась быть как все, готовилась стать юристом, потом хотела получать медицинское образование, но вскоре поняла, что только искусство может стать делом моей жизни. В итоге я поступила на художественно-графическое отделение Енисейского педучилища, после чего получила высшее в Красноярском художественном институте. Сейчас пишу картины на заказ, работаю с рекламными агентствами, делаю иллюстрации для книг и эскизы татуировок, — говорит Елена.
Роспись стен — новое занятие для художницы. До этого она три года трудилась в турецкой кинокомпании, где придумывала персонажей для детских мультфильмов. Но жизнь подталкивала Елену к чему-то большему, и она стала искать пути для самореализации. Так и оказалась в Томске. «Когда я приехала сюда, почувствовала, что это мой город. Понимаешь, здесь люди улыбаются!».
Новые друзья часто рассказывали Елене о своих идеях и снах, художница переносила их на бумагу, а люди лишь удивлялись тому, насколько точно она смогла их прочувствовать.
— Мне нравятся фантазийные темы, но совершенно особенное чувство я испытываю к драконам. Запомнилась одна история из восточного эпоса, которая объясняет, почему люди больше не видят их. Она гласит, что дракон — это рыба, которая очень долго жила в море. Рыбаки стремительно истощали морские запасы, а маленькие драконы не успевали вырасти, поэтому со временем они исчезли.
Елена считает, что дракон — это животное, изображение которого не сдерживают пределы человеческой фантазии. Когда в голове только появляются идеи о его облике и движениях, начинается волшебство.
Не так давно художница объявила о наборе заказов по росписи стен, причем на безвозмездной основе. Клиенты не заставили себя долго ждать, и вскоре посыпались самые разные заказы. Люди просили заполнить рисунками нишу в стене офиса, украсить спальню или расписать стены в детской. Последний заказ пришелся Елене особенно по душе. Фантасмагория, декоративные элементы, деревья и птицы — вот сфера ее творческих интересов.
— В работе по росписи стен я использую акриловые краски. Материалы подбираются в зависимости от состояния стены. Кто-то показывает голую бетонную стену и говорит: «Давай, ваяй!». Тогда я начинаю объяснять, что сначала нужно покрыть стену штукатуркой, грунтовкой, краской и часто встречаю удивленный взгляд, — смеется девушка.
В ближайшее время Елена распишет стены в шести домах томичей абсолютно бесплатно, чтобы составить небольшое портфолио своих работ, а в дальнейшем перевести это занятие на коммерческие рельсы. К тому же художнику важно уметь работать с людьми, а для этого нужен опыт.
Когда определились счастливчики, чьи стены скоро станут предметом искусства, желающих воспользоваться услугами художницы осталось по-прежнему много. Поэтому Елена решила расписать еще десять стен за небольшую плату — три тысячи рублей за квадратный метр. При этом художница работает только с теми поверхностями, состояние которых позволяет наносить на них рисунок. Есть и еще одно условие: размер изображения для последующих десяти стен не должен превышать двух квадратных метров. Это ограничение введено для того, чтобы художница успела выполнить все заказы в течение полутора месяцев — далее для услуги будет назначена новая, более высокая цена.
Однако Елена Парфенова не ограничивается коммерческими заказами по росписи стен, участвуя и в чисто творческих проектах. Одним из них стало воссоздание обмундирования томского пехотного полка, участвовавшего в Отечественной войне 1812 года. Сложность заключалась в том, что изображений обмундирования томичей не сохранилось, и восстанавливать его приходилось по литературным описаниям. Только фантазия помогала Елене воссоздавать картины давно минувших дней. А как иначе? Ведь художник не строит домов наяву и не кормит заводских рабочих — его задача другая. Он оставляет свой след в истории, даря безликому холсту возможность стать олицетворением целой эпохи.