23 ноября, суббота
-8°$ 102,58
Прочтений: 8146

Вопрос ученому: на чем стоит Томск?

Фото: Наталия Березовская

Время от времени в Томске при раскопках обнаруживают древние захоронения, которые способны пролить новый свет на историю нашего города. Совсем недавно при прокладке труб на площади Батенькова рабочие наткнулись на лиственничную колоду. Где можно ожидать подобные находки, о чем они свидетельствуют, и как еще может удивить современников старинный Томск? Эти вопросы мы задали ученым исторического факультета ТГУ Людмиле Чиндиной и Марии Черной.

Напоминаем, если вам есть, что спросить у экспертов, пишите в комментарии или на почту nau4ka@vtomske.ru. Ваши вопросы мы передадим представителям самых разных областей науки и опубликуем на портале.


Людмила Чиндина, доктор исторических наук, заслуженный профессор ТГУ:


— Хочется отметить один важный момент: ученых ТГУ на сибирской земле можно назвать первопроходцами. Впервые интерес к подобного рода археологическим раскопкам возник более 100 лет назад у сотрудника Томского государственного университета Сергея Чугунова. Патологоанатом по образованию, он много времени посвятил изучению антропологического облика томичей 17-18 веков. Материалом для его исследований послужили захоронения старинных томских кладбищ, также обнаруживаемых строителями.



Мария Черная, доктор исторических наук, профессор:


— То захоронение, на которое случайно наткнулись совсем недавно представители коммунальных служб — своего рода закономерная находка. Старинных кладбищ на территории современного Томска довольно много, ведь во все времена люди имеют обыкновение не только жить, но и умирать. В большинстве случаев захоронения располагались по соседству с церквями. Речь идет о площади Ленина, территории Богородице-Алексеевского монастыря, дата основания которого датируется 17-м веком. Если говорить о последней находке, то до 30-х годов прошлого века на площади Батенькова стоял Благовещенский собор, при котором был погост. По тому, как развивался город, можно предполагать, что найденный некрополь относится к 18-му веку.

Обнаруженное захоронение вполне соответствует погребальной практике того времени. Переселенцы из европейской части России как носители традиций общерусской культуры несли с собой в Сибирь привычный уклад жизни, культурные ценности и обычаи, которые прочно укоренялись на томской земле. Погребение в колоде — распространенная форма. А вот отсутствие нательного крестика вовсе не говорит о несоответствии православной традиции. На самом деле жесткого православного канона захоронения тогда не существовало, и, как показали раскопки русских кладбищ, наличие креста у погребенного было необязательным. К слову, сейчас у современных людей подход к соблюдению религиозных традиций стал более формализованным, чем у наших предков.

Если говорить в целом, то исторический Томск сулит нам еще много открытий и неожиданных сюрпризов. Ведь до сих пор так и не найдено точное место основания нашего города. Раскопки, которые велись под моим руководством на южном мысе Воскресенской горы в районе памятного камня, показали, что города первой половины 17-го века там просто не существовало. А отказались строить в 1604 г.оду русский город на южном мысе по причине нахождения там некрополя предков эуштинских татар. Не хотели первостроители Томска «остужаться» с местными жителями, разоряя их кладбище, что привело бы к вооруженному конфликту и взаимному истреблению. Томск был основан в другом месте. А вот где именно, нам еще предстоит разгадать. Той самой новой отправной точкой в истории может стать район Воскресенской церкви. Большая удача, что на этой территории — несмотря на что, она пострадала в силу многих обстоятельств — все же сохранился ценнейший культурный слой, который предположительно скрывает интереснейшие объекты — постройки и предметы быта.

Историческую часть Томска нужно еще очень долго изучать, и в первую очередь — Октябрьскую улицу, Октябрьский взвоз, район Воскресенской церкви и Белого озера. Городу необходимо разработать комплексную программу, исследования должны быть системными, тогда мы не будем стихийно натыкаться на такие находки, как на площади Батенькова. Пока же за исключением раскопок остатков Томского кремля, построенного на южном мысе Воскресенской горы в 1648 году, археологические работы в Томске имеют, скорее, случайный характер. Кроме программного подхода, нужно привлекать специалистов, профессионально занимающихся таким сложным направлением, как городская археология. Ведь не имея определенного опыта и навыков, можно больше навредить, чем принести пользу.

Всем нам — специалистам, горожанам, властям — надо извлечь урок из печальной истории с памятным камнем, который установлен якобы на месте основания Томска. Какой ценой в 60-е годы он появился там к одной из дат празднования дня рождения города? Под него подводили специальное бетонное основание, вырывали котлован, тем самым, уничтожая бесценный культурный слой. А ведь это — территория воеводской усадьбы, крайне важного объекта, часть которого теперь потеряна безвозвратно. Это несоразмерная цена. Кстати, многие сейчас воспринимают памятный камень как артефакт того древнего Томска. Между тем, этот прочный и увесистый железистый колчедан привезен к нам по заказу из соседнего Красноярска.

Важно понимать, что современная археология не стремится противостоять модернизации и развитию городской инфраструктуры. Конечно, отказаться от застройки в историческом центре города сейчас невозможно — это утопия. Но сохранение нашей истории должно стать во главу угла для всего общества в целом, это наше общее дело. Мы не должны работать наперегонки с экскаватором, как это происходит в течение многих последних лет. Экскаватор всегда оказывается быстрее. И очень печально узнавать постфактум о том, что на месте, где согласно законодательству должны проводиться масштабные археологические исследования, уже «красуется» очередной котлован.