23 ноября, суббота
-13°$ 102,58
Прочтений: 4550

Как воспитанницы колонии на фотодело пошли (фото)

Фото: Анастасия Барей

«Пожалуй, завтра мы отправим тебя в женскую колонию!», — сообщила мне наш зам главного редактора. «За что?!», — изумилась я. И пока прикидывала, что же такого натворила, выяснилось — колония для несовершеннолетних. Попасть туда я даже при всем желании не смогу — возрастом не вышла. Да и образование уже получено. Чего не скажешь о воспитанницах этого заведения — они пока еще, так сказать, в процессе. Восемь девочек-подростков осваивают специальности «фотохудожник», «фототехник» и «специалист по рекламе». Обучение проходит дистанционно — по скайпу. Поглядеть на проект, аналогов которому нет по всей России, я и отправилась лично.

Оказавшись в здании колонии, я ожидала увидеть все ужасы, которые показывают в «тюремном» кино — огромные железные двери, лязгающие засовы, постоянные звуки сирен, заключенные в робах и насупленные надзиратели. Первое разочарование ожидало меня на вахте — вместо угрюмого охранника там была девушка. Строгая, как того требует инструкция, но очень миловидная и ухоженная. Под стать ей оказался и внутренний дворик — чистота, цветочные клумбы, грядки с укропом и луком. Даже охраняющий ворота каменный лев хранил вполне мирное выражение на своей морде. На спортивном поле стайка девчонок в форме увлеченно гоняла мяч. «Это наша футбольная команда, «Амазонки», — с гордостью представила девчат начальник по воспитательной работе Ирина Кудинова.

Внутри здания, где занимаются будущие фотохудожницы, также царят порядок и чистота. Никаких запоров или охранников. Если бы я не знала, где нахожусь, решила бы — обычная школа. В классе — компьютер на каждой парте, на стене — большой монитор. «Теперь меня хорошо слышно?, — интересуется учительница, поправляя наушники и микрофон. — Все, начинаем!». Восемь девчонок в джинсовых сарафанах склонили головы и записывают под диктовку. Я застала вводный урок английского — без него в современном мире никуда, даже инструкций к фототехнике не прочитать.

Как пояснила мне учительница, занятия с воспитанницами проходят четыре раза в неделю. Пока что преподаватели читают вводные лекции. Позже начнутся и очные занятия — по фотоделу. Весь курс рассчитан на год. В июне девушки будут сдавать итоговые экзамены, чтобы затем получить на руки диплом государственного образца о среднем специальном образовании. «Первое условие для того, чтобы попасть в эту группу — нужен определенный уровень образования, девять классов обязательны. Мы набираем туда только тех девочек, которые могут воспринимать учебный процесс. Второе условие — нахождение в колонии не менее года, чтобы пройти полный курс обучения. Нет смысла брать на курс воспитанницу, которая через несколько месяцев уйдет. Третьим условием является желание — но большое желание у всех девчонок здесь присутствует, потому что дело очень современное, очень творческое», — рассказала Ирина Кудинова.

В колонии подобные творческие специальности — в новинку. До этого здесь обучались только на швей, раскройщиков, гладильщиков, операторов ЭВМ и штукатуров-маляров. «Никто не спорит, что значение этих профессий достаточно велико, особенно — штукатур-маляр, это востребовано сейчас, много всего строится. Девочки работают после освобождения, получают неплохие деньги, чтобы жить нормальной человеческой жизнью. По поводу швей у нас неоднократно высказывалось мнение, что это не столь важная на сегодняшний момент специализация. Я с этим не согласна — считаю, что женщине это всегда пригодится. У нас даже есть пример, когда девушка по освобождению организовала свое ателье. Живет достойно, получает неплохие деньги. Этот случай хоть и единичный, но он имеет место быть. Что касается новых специальностей, они отвечают реалиям времени и позволят девчонкам в дальнейшем с пользой реализовать свои творческие способности», — отмечает начальник по воспитательной работе.

Проект, который сейчас реализуется в ВК-2, по ее словам, это «первые ласточки» новой концепции развития системы исполнения наказаний, которую в 2010 году утвердил Владимир Путин. Основная идея концепции — не отбывание людьми наказания в колониях и тюрьмах, а возвращение обществу нормального, полноценного человека, не оторванного от жизни. Человека, который легко вольется в те новые условия, в которые выйдет. «Он же садится в одно время, выходит в другое, то есть появляется какое-то отставание от общего потока жизни. Вот такое обучение, и вообще обучение — оно как раз позволяет, прежде всего, легко ресоциализироваться после освобождения, — поясняет идею Ирина Кудинова. — В условиях нашей колонии это еще и определенная занятость — мы вносим разнообразие в жизнь девчонок здесь. Это обучение еще и как поощрение — здесь учатся самые-самые девушки, которые настроены на условно-досрочное освобождение, которые себя хорошо ведут и сами являются для других примером. Ведь остальные на них смотрят и думают — «Почему бы и мне тоже не пойти так учиться». То есть это стимул законопослушного поведения, что тоже является актуальным согласно новой концепции».

По словам начальника ВК-2 Валерия Овсянникова, желание организовать дистанционное обучение было обоюдным с руководством губернаторского колледжа имени Шишкова. «Мы с колледжем сотрудничаем не первый год. Их ученики не раз приезжали к нам, проходили у нас практику — проводили с нашими девчонками занятия по вокалу, хореографии. Так что, можно сказать, у нас давняя дружба. Бывший директор колледжа и предложил такие специальности как «фототехник» и «специалист по рекламе», — рассказал Валерий Овсянников.

Деньги на реализацию проекта выделил Международный фонд помощи в ресоциализации осужденных Penal Reform International. «Cотрудники российского филиала фонда помогали вводить в колониях обучение по новым, востребованным профессиям. Они часто приезжали к нам в Томск, неоднократно содействовали нам с приобретением музыкальной аппаратуры. И мы решили попробовать начать такой проект, — рассказал начальник ВК-2. — Представитель этого фонда озвучил нам сумму, которой располагает для гранта. Мы подсчитали, сколько необходимо на процесс обучения именно со стороны колледжа и на лицензионные компьютерные программы. На себя колония взяла приобретение компьютерной техники и фотографического оборудования. Побывали в колледже, посмотрели, как там все организовано. За два с половиной месяца мы сделали ремонт в классе, закупили технику необходимую, запрограммировали ее, провели в учреждение Интернет. Много времени ушло на подготовку всевозможных документов. И вот занятия начались. Самое интересное, что теперь у нас многие сотрудники желают получить эту профессию».

По словам Валерия Овсянникова, у воспитанниц достаточно высокий творческий потенциал. Однако у многих способности начали раскрываться только после попадания сюда — ведь на воле у многих просто не было возможности проявить себя. «Да и как проявишь, когда родители пьют, им нет дела до своего ребенка — хочешь, ходи в школу, хочешь — не ходи. Братья и сестры все либо колются, либо сидят. Иногда к нам направляют воспитанницу, разговариваешь с ней, и понимаешь — этот ребенок вообще никому не свете не нужен. Попав сюда, начав заниматься с преподавателями и психологами, девчонки раскрываются очень сильно и очень хорошо. Занимают потом места призовые на областных олимпиадах, в том числе, по различным видам искусств — и танцам, и вокалу, и рисованию, и многому другому», — рассказывает начальник колонии.

Максимальная наполняемость учреждения — 470 человек, однако сейчас здесь находятся 53 воспитанницы. Подобных колонии ВК-2 — всего три по стране: Рязанская, Ново-Оскольская и Томская. «Мы обслуживаем порядка 30 регионов России. От восточных границ Урала до западных границ Тихого океана. У нас есть девочки из Сахалина, с Дальнего Востока, с Камчатки. Томичек нет ни одной», — уточняет Валерий Овсянников.

После занятия у меня появляется возможность поговорить с девочками. Оказывается, многие из тех, кто сейчас на обучаются на фотохудожника, в некотором роде мои коллеги — тоже журналисты. Девчонки работают в местной телерадиостудии. «Мы делаем новости о нашей колонии. Где какие проходят мероприятия, в том числе спортивные, какие итоги конкурсов, — рассказала мне одна из воспитанниц. — Публикуем письма тех девушек, кто перевелся по возрасту во взрослые колонии. Многие пишут, что лучше по возможности как можно дольше оставаться здесь. И стараться не попадать во взрослые учреждения». По фотоделу у девчат пока есть лишь теоретические познания — занятия только-только начались. Но уже сейчас они знают больше, чем я: называют десять фотографических жанров. Я, к своему стыду, вспоминаю только два. «После освобождения я бы продолжила этим заниматься, — сказала одна из собеседниц. — Была бы только возможность продолжать. А так — фотографировать мне очень нравится! Больше всего люблю снимать природу».

Куда «улетят» «первые ласточки» инновационного образования — пока говорить рано. Надеюсь, в июне можно будет полюбоваться работами воспитанниц на их выставке. Изберут ли в дальнейшем девчонки профессиональную дорогу фотографа, покажет время. Пока что им нужно получить еще и базовое, школьное образование. Ведь, пожалуй, только в колониях складывается такая интересная ситуация — зачастую профессия уже получена, а девяти классов образования еще нет.