Верхом к здоровью (фото)
Копыта осторожно ступают по песку манежа. Никаких резких движений, никаких неожиданностей. Плавный ход лошади сейчас очень важен: всаднику Нерпы не исполнилось и пяти лет, к тому же Данил — не совсем обычный ребенок.
— Нам врачи поставили диагноз «аутизм», — рассказывает мама Данила Ирина. — Конечно, это означает большие проблемы с общением. Такие ребятишки всегда сами стараются ограничивать себя в новых впечатлениях — эдакие «человечки в футляре». В Интернете прочитала про методику иппотерапии и решила попробовать. Первые пару занятий Данил даже на лошадку не сел, не хотел общаться с тренером. Потом со мной прокатился, стал более открытым на занятиях. За месяц посещений от взаимодействия с красивым и большим животным положительные эмоции остались и у меня, и у ребенка.
Занятия иппотерапией на профессиональной основе начались в конно-спортивном клубе «Жокей» с апреля. Но спрос на этот вид восстанавливающей нагрузки конники заметили уже давно, с момента открытия клуба в 2008 году.
— Нам регулярно звонили родители с одним и тем же вопросом: нет ли у нас такого направления лечебной физкультуры, как иппотерапия? — вспоминает директор КСК Екатерина Кюнкель. — И с первых же дней работы «Жокея» сюда привозили таких особенных ребятишек — посмотреть на лошадей, погладить их, пообщаться. Мы решили подойти к вопросу профессионально, чтобы был специалист с нужными знаниями. И, как только появился такой человек, открыли группу.
Иппотерапия, или лечебная верховая езда, — это комплекс упражнений на лошадях, направленный на оздоровление и реабилитацию детей с такими отклонениями как ДЦП, синдром Дауна, аутизм, задержка речевого и психического развития, миотония. Задача эта решается сразу в нескольких направлениях. Во-первых, это физическое развитие: езда придает мышцам всадника ритмично-колебательный импульс, они движутся непроизвольно. Плюс температура тела у лошади на два градуса выше, чем у человека — за счет этого происходит разогрев мышц. Во-вторых, немаловажен и психоэмоциональный фактор. Ребенок, сидя на лошади, чувствует себя настоящим всадником, он может управлять таким большим животным, погладить его, покормить. Расширяются границы общения.
— На занятиях ребятишки сначала кормят и гладят лошадку, помогают ее чистить. Если ребенок согласен, мы в первый же день приглашаем покататься. Если малыш еще не готов, он может кататься сначала с мамой, потом с инструктором. Постепенно начинаем делать различные упражнения на лошади: ложиться вперед, назад, ездить задом наперед, — рассказывает тренер-иппотерапевт Елена Устюгова.
Елена — сертифицированный иппотерапевт. В этом году она закончила специальные курсы в центре иппотерапии в Иркутске. Но помимо этих знаний у нее в «багаже» еще и большой опыт наездника. Так детское увлечение лошадьми стало для Елены делом жизни.
— Опыт верховой езды очень важен, ведь лошадь — это живое существо, она может повести себя неожиданно. Нужно не бояться этого, быть готовым ко всему. Ведь на иппотерапии ты отвечаешь не только за себя, но и за ребенка. Приятно, что мамы относятся к этому с пониманием, доверяют своих детей. Мы со своей стороны стараемся минимизировать риск, подбираем лошадей, готовим их к этой работе, — поясняет Елена.
В работе у иппотерапевта «Жокея» сейчас две лошади — Нерпа и Наследник. Выбирать животное для такой важной миссии нужно тщательно: лошадь должна быть спокойной, с устойчивой психикой, не моложе семи лет. Она проходит специальный тренинг, обучающий длительной ходьбе шагом, с частыми остановками, с усиленной активностью всадника, с разнообразным неспокойным поведением. Ведь от физического и психического здоровья лошади зависит не только безопасность, но и успех терапии.
— Интересно, что от занятий с разными лошадками у ребенка может быть разный эффект, — улыбается Екатерина Кюнкель. — Одна лошадь дает ему «подпитку», а другая нет. И родители уже не раз говорили нам: вот в прошлый раз занимались на этой лошадке — все как обычно, а вот раньше ездили на другой, и ребенок был намного спокойнее, увереннее.
Возраст всадников группы иппотерапии — от трех лет и старше. Сюда приходят и по собственной инициативе, и по рекомендации врача. Елена говорит, что ее номер телефона уже разошелся среди докторов, которые лечат «особенных» детей. Пока говорить о каких-то серьезных результатах лечебной верховой езды рано — ведь, чтобы появился значимый эффект, заниматься нужно не месяц и не два, а группа работает только с апреля. Но опыт других центров показывает, что при регулярных занятиях реабилитация идет очень быстро, есть даже случаи, когда врач после нескольких лет иппотерапии снимал инвалидность. Наибольшего эффекта можно добиться, конечно, в период роста и развития скелета ребенка, но и для взрослых людей общение с лошадьми и катание может принести пользу.
— Важно отметить, что иппотерапия — это, конечно, не панацея, она должна не заменить, а дополнять основное лечение, — подчеркивает Елена. — Но с другой стороны, нельзя к ней относиться несерьезно, поэтому мы всегда просим принести от врача справку, что ребенку не противопоказана езда на лошади.
С начала работы иппотерпевтической группы к проекту подключился благотворительный фонд «Обыкновенное чудо»: с его помощью ежемесячно на занятия в «Жокей» приходят восемь ребятишек. Недавно подобное сотрудничество клуб начал с администрацией Советского района. А вообще занятия проходят на коммерческой основе: полчаса лечебного катания обходятся в 450 рублей.
— Мы понимаем, что не всем по карману эти расходы. Но ведь содержание лошади обходится очень дорого, и ни о какой прибыли тут нет речи, — говорит директор «Жокея». — Наоборот, мы ищем спонсоров, стараемся всеми силами снизить цену, потому что для нас главная радость — видеть сияющие глаза ребятишек.
Содержать «лошадиное хозяйство» в городе непросто. Когда-то «Жокею» в наследство от бывшей госконюшни достались полуразрушенные здания и небольшой участок земли, заросший кустарником. За последние годы удалось отремонтировать здание, где живут лошади, возвести дамбу на Ушайке, чтобы остановить весенние подтопления, построить поле с препятствиями для конкура. Средства на все это собирали, как говорится, с миру по нитке. А сейчас главная задача клуба — строительство иппоцентра. Для этого клубу необходима помощь спонсоров.
— Для зимних занятий нам нужно теплое помещение: упражнения эффективнее, когда на ребенке меньше одежды, это важно для разогрева мышц. Езда же происходит без седла, чтобы тепло лошади передавалось всаднику, — поясняет Елена Устюгова. — Необходима и комната, где ребятишки могли бы отдохнуть после катания или наоборот — дождаться своей очереди. Надеемся, что нам удастся найти средства на строительство такого центра: стены уже есть (от старой конюшни), нужны только крыша и отопление.
О том, как важны занятия иппотерапией, и какую вообще пользу приносит человеку общение с животными, говорят и мамы, и специалисты.
— Наш диагноз — первичный врожденный гипотериоз, задержка психического развития, — рассказывает Валентина, мама четырехлетнего Павлика. — Посоветовавшись с массажистом, решили попробовать иппотерапию, чтобы укрепить спину, ноги. К тому же, общение с природой и животными вызывает положительные эмоции у ребенка. Было здорово видеть, как Пашка с восторгом вбегал в конюшню, чтобы покормить и погладить своего большого друга. Однозначно польза для детей от иппотерапии есть: здесь важны не только тактильные ощущения, развитие опорно-двигательного аппарата и координации движений, но и степень ответственности при уходе за конем, радость от общения с другом. И кстати, позитивные эмоции нужны не только «особенным» детям, но и всем нам.
— Давно доказано: владельцы домашних животных меньше болеют, менее подвержены стрессам, быстрее восстанавливаются после заболеваний, — комментирует психолог Евгения Погудина. — В общении с животными человек учится, пожалуй, самому главному — находится в гармонии с природой и с самим собой. А еще животные учат нас бескорыстной отдаче и безусловной любви. И это — те факторы, которых очень не хватает нам в повседневной жизни, и которые оказываются целительными. Может быть, в этом и заключается главный секрет лечебного воздействия на человека.