26 ноября, вторник
-4°$ 103,79
Прочтений: 3187

Август: огонь, вода и медные трубы

Фото: Дмитрий Кандинский

Итожить прожитое в ушедшем августе — задача та еще. Что общего между началом месяца (всe в дыму, война в Крыму), дождливой сердцевиной (приятного мало, зато потухли пожары, а в политике — штиль) и ласковым финалом с ирландской погодой и латиноамериканскими страстями? Один месяц вместил себя кульминацию ЧС — за которой, как положено в классической пьесе, немедленно последовал спад напряжения; полный штиль и яркий всплеск политической активности перед финалом. Для ряда непоследних лиц томского истеблишмента это был действительно финал. Для других — феноменальный подъем.

На излете месяца губернатор Сергей Жвачкин исполнил свое обещание и представил томичам своих заместителей — числом 11 (жалко, что не 12). Для политизированного меньшинства это событие стало несомненно главным, в то время как преобладающая часть населения была озабочена куда как более насущными вещами: копкой картошки (мелкая) и подготовкой детей к школе (подорожала). О пожарах вообще все забыли. Автор безусловно относится к первой, малой, части граждан. Но даже мне за попытками осмыслить все эти «географические новости» с кластерами и персоналиями вернуться к началу месяца трудно. А надо.

Итак, первые числа августа. Ситуация с горящими лесами, мягко говоря, тревожна. Томская область официально признана эпицентром (хотя лично для меня все-таки не понятно, почему не просто центром) лесных пожаров в стране. В регион отправляют военные самолеты. Но толку от них мало. 6 августа в Томск на белом паровозе прибывает Дмитрий Медведев, и — словно по мановению волшебной палочки дым в областном центре исчезает. Совпадение или тайное оружие спецслужб?! (Здесь полагается смайлик! — от автора). Всего три часа в городе — и литерный поезд с премьером отправляется дальше, к непуганым обитателям станции Топки etc.

На тушение пожаров в наш регион тем временем перебрасываются вся королевская конница, вся королевская рать. Правда, неожиданно (???!) выясняется, что чудо-техника, которая так помогает тушить оливковые рощи где-нибудь на дружественном Кипре, почти бесполезна в горящей тайге. Взрывчатку тоже закупили не ту. Так что лучшим оружием по-прежнему остаются лопаты да русский мат. Лесные пожарные по 50 суток едят тушенку с рожками, дышат дымом и пьют из болота, но держат оборону... К счастью, в небесной канцелярии кто-то решает, что с нас достаточно, и отдает распоряжение разверзнуть хляби небесные. И «Бе», и «МИ», и хороший затяжной дождь дают результаты: к 21 августа на территории области не остается ни одного лесного пожара. Президент и губернатор обещают разбор полетов. Когда все окончательно погаснет. Ждем. В Верхнекетском и Асиновском районах, кстати, опять загорелось — уже сейчас, в сентябре.

Власти говорят: человеческий фактор. Я бы сказала резче: оскотинивание населения. Поймать бы хоть одного гаденыша и показательно осудить лет на пять. Или хотя бы на два, как Пусси Райот. Средневековый процесс, опозоривший Россию на весь цивилизованный мир опять же в августе, имел отклик и в Томске. Не столь громкий, как можно было предположить по зимним акциям несогласных, но имел. По крайней мере, акция «Гражданин поёт» была куда многочисленней, чем гнусный пикет против «пусек». Даже оставив в стороне неприличное содержание лозунгов — не по-русски это, бросать камни в сидящих в узилище. По русски — «милость к падшим призывал».

Вообще, если говорить о политике и оппозиции (так называемой несистемной), то ее акции в августовском Томске были довольно многочисленны, но определенно малолюдны. Последняя — митинг в честь прибытия к нам автопробега «белоленточников», который должен ударить по бездорожью и разгильдяйству — едва набрала сотню человек. Это, включая журналистов. Причины можно называть разные: август (студенты и прогрессивная интеллигенция в городе отсутствуют), плохая информподготовка (о митинге сообщали только два сайта), дождь... Лично мне было лень. Стыдно, ага, но пусть первый бросит в меня камень... а также второй, третий и далее по порядку. Ну не нравится мне компания, которая собирается в Томске на эти тусовки в последнее время. Чушь несусветная про ангажированность и деньги Госдепа, но это — определенно мухи не с моей помойки. Похоже, я в этом ощущении не одинока.

Самое время вспомнить об экологических проблемах, которые особенно громко зазвучали именно в августе. Это и реальная помойка на улице Говорова, и дерьмохранилище Межениновской птицефабрики, и поля орошения свинокомплекса «Томский». Их ароматы мучили томичей все лето, но приостановили издевательство над горожанами именно в августе. На 60 дней. Даже если экологи проиграют, и спустя два месяца запрет отменят, актуальность проблема, как вы понимаете, потеряет. (Как распитие пива на лавочках в прошлые годы). Как минимум до весны.

Были в течение месяца и другие любопытные инциденты в сфере охраны природы и надругательства над нею. О них достаточно много и писалось, и говорилось. В основном они не очень радостные, потому что ущерб уже нанесен (озера Беленькое, Мавлюкеево), а понесут ли виновные должное наказание — еще вопрос. Но вот безусловно позитивная новость: поймана красноухая черепаха, за судьбой которой с душевным трепетом следило многочисленное интернет-сообщество. Теперь теплолюбивой амфибии, не понять как заплывшей в воды Белого озера, уже ничего не грозит!

Судя по всему, ничего, кроме легкого испуга, не грозит и офицерам полиции, вляпавшимся в скандал с депутатом областной думы Петровым. Правы авторы комментариев на портале: всем сотрудникам правоохранительных органов надо знать в лицо народных избранников (особенно от оппозиционных партий) и нанятых Госдепом журналистов (кто это, я правда, не знаю). А то мало ли кому еще надо будет носки ботинок пооттаптывать!

Под вопросом остается пока и вопрос с «мерсской»машиной — см. соответствующие новости на портале и в других источниках. Поначалу Николай Николайчук весьма легкомысленно отреагировал на упреки в приобретении «коня» за три миллиона: мол, мэр полумиллионного города не должен ездить на «Запорожце». По этому поводу вспомнилась очень давняя фраза Александра Макарова: «А что, мои родные должны жить в теплотрассе?» (Упрек был, как вы понимаете, в шикарных условиях жизни близких мэра). Чем закончилась такая самонадеянность для самого известного новобрачного страны, всем известно. Найдется ли в случае чего своя Изофатова для
нынешнего градоначальника? Вопрос. По крайней мере прокуратура уже поспешила заявить о незаконности приобретения нового авто для мэра. По странной случайности произошло это чуть ли не на следующий день после резкого отзыва о Николайчуке Сергея Жвачкина.

Ну, вот ваша покорная слуга и добралась до того, с чего начала: представления губернатором новой организационной структуры администрации и 11-ти своих заместителей. Честно говоря, вопросы у меня есть. И по кластерам, и частично — по персоналиям. Озвучивать их смысла не вижу — кому интересно, уже давно прочитал, а другим и не надо. Долго думала — комментировать или нет. Высказывать свои сомнения или промолчать? Наконец решила воспользоваться призывом губернатора, который обратился к журналистам: дайте заместителям нечто вроде «испытательного срока», не трогая их в течение какого-то времени. Пусть, мол, спокойно поработают. Так что, уж простите, промолчу. В качестве прогиба прошу данный факт не засчитывать (смайлик).

А как позитив на дорожку прошу зачесть игру «Томи», в частности — победу над «Шинником». Семь футов под килем!