Экология до лампочки?
По мере движения прогресса в наших домах появляется все больше изделий, имеющих в своей структуре опасные вещества. Раньше боялись разбитых градусников, а теперь еще и люминесцентных лампочек, которые тоже содержат ртуть. Как оказалось, боязнь более чем обоснована, поскольку цивилизованно избавиться от вышедших из строя термометров и ламп не так просто.
Итак, у нас есть условный градусник, который мы разбили. Условная ртуть распалась на шарики, собирать которые самостоятельно опасно и малоэффективно — проще вызвать соответствующие службы, следуя рекомендациям специалистов. Пробуем звонить в МЧС. Однако там после долгих объяснений предлагают обратиться в оперативно-дежурную службу города. А там мы получаем следующий ответ:
— Единственная аттестованная служба, которая может заниматься очисткой квартиры от ртути, — это поисково-спасательная служба, но она на такие случаи не выезжает, поскольку не тот уровень опасности. Считается, что люди в состоянии сами собрать ртуть. Ну а мы можем рассказать, как это делается пошагово, — говорит Александр Пустовалов, замдиректора оперативно-дежурной службы.
Замкнутый круг. Решаем, что спасение утопающих дело рук самих утопающих. Гипотетическую ртуть собираем кисточкой в банку, квартиру проветриваем гипотетическим сквозняком, загрязненное место протираем раствором марганцовки (сегодня, правда, и она под официальным запретом — купить ее можно только по рецепту). Дальше больше: в доме, опять же гипотетически, перегорают все люминесцентные лампы. Очевидно, что градусники бьются довольно редко, а вот лампы зачастую не выдерживают срока работы, заявленного производителем. Сознательность не позволяет беспечно выбросить опасные отходы в мусорное ведро. Однако куда в таком случае обратиться?
Оказывается, в Томске лишь две специализированные организации — ОАО «Полигон» и ООО НПП «Экотом», которые имеют лицензию на утилизацию отходов класса опасности от I по IV и принимают «жидкий металл» от населения. Например, в «Полигоне» для этих нужд стоит простая урна, пустота которой очень хорошо иллюстрирует стремление томичей сделать свой город чистым.
— Обычно ртутьсодержащие предметы приносят ответственные бабушки и добросовестные горожане. В итоге скапливается небольшое количество градусников и лампочек, которое мы можем позволить переработать за свой счет, — говорит Леонид Быстрицкий, директор ОАО «Полигон».
Тем не менее, было бы неправильно обвинять во всем беспечных горожан, которые забывают, что, выбрасывая лампочки и градусники в мусор, они отравляют опасным веществом окружающую среду. Бизнес тоже не торопится следовать 99-му федеральному закону, согласно которому компании и индивидуальные предприниматели не могут самостоятельно выбросить или захоронить лампу с содержанием ртути более 0,01 %. Представители «Экотома» и «Полигона» связывают отсутствие работающей системы сбора и утилизации ртутьсодержащих предметов с тем, что сегодня в законе не прописана возможность сбора средств, необходимых на тот случай, если спрос на услуги компаний-утилизаторов возрастет именно со стороны жителей. То есть нет системы, которая бы регламентировала, как население или государство будет платить утилизатором средства, окупающие их расходы на переработку ртути.
В апреле этого года чиновники в очередной раз задумались, что же все-таки делать с неработающим 99-м федеральным законом, предлагая взвалить ответственность за сбор ламп с населения либо на магазины, торгующие электротехникой, либо на управляющие компании. Тогда все закончилось тем, что правовому комитету и департаменту городского хозяйства поручили проанализировать существующую нормативную базу и внести конкретные предложения по решению вопроса утилизации опасных для человека отходов. Однако в том, что воз и ныне там, можно убедиться, позвонив в любую УК или магазин, где вам наверняка откажут в приеме сгоревшего инновационного «светила». Причем, еще в прошлом году власти рассматривали механизмы выделения денег на контейнеры для сбора ламп в разных точках города и последующую утилизацию силами «Полигона» и «Экотома».
— Действительно, в прошлом году мы совместно с департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды вели разъяснительную работу и в печати, и в Интернете. Расставили контейнеры во многих магазинах. Но, к сожалению, дальше разговоров дело не пошло, — сетует представитель «Полигона» Леонид Быстрицкий, — Схема предусматривала, что город будет компенсировать нам все расходы по сбору ламп и их переработке. Однако в бюджет эту строку не внесли, а бесплатно мы работать не можем.
Пожелавший остаться неназванным источник в «белом» доме сообщил, что сумма на эти цели требовалась небольшая — около 12 миллионов рублей в год. Действительно, не так много, чтобы обезопасить областное пространство от вредного металла. Но чиновники любят планов громадье, а в данном вопросе нечем похвастать на камеру.
Другой вариант схемы, рассматриваемой в 2011 году, предполагал, что за утилизацию будут расплачиваться жители — в квитанцию об оплате услуг ЖКХ ежемесячно будет вноситься незначительный счет за работу утилизаторов. По словам все того же анонимного источника, власти испугались непопулярности такой меры. И, судя по процитированной выше новости, чиновники продолжают изобретать велосипед посредством имитации рабочего процесса.
— Варианты решения проблемы давно известны. Здесь либо бюджет должен компенсировать наши расходы, либо те организации, которые торгуют лампами. Ведь для большинства покупателей неважно, приобрести лампу за 120 рублей или за 130. Пять рублей с каждой проданной лампы нужно перечислять либо нам, либо другому утилизатору. И в магазинах поставить контейнеры, чтобы человек мог, покупая лампочку, заодно выкинуть перегоревшие. Впрочем, и такую наценку должно регулировать государство, — считает Леонид Быстрицкий. — Вот на машины же ввели налог на утилизацию. Подобным образом нужно поступить и с люминесцентными источниками света.
Когда власти наконец выработают какие-то «конкретные предложения» и начнут их внедрять, выяснить не удалось. В любом случае, расплачиваться за утилизацию, скорее всего, придется населению. При этих условиях наиболее приемлемым вариантом выглядит регламентированная ценовая политика магазинов. На Западе проблема утилизации решается похожим способом. Завод-производитель ламп делает наценку на изделия, а часть прибыли передает в экологические фонды, которые и занимаются утилизацией предметов, содержащих ртуть. В наших широтах такой вариант, к сожалению, невозможен, так как отечественных производителей люминесцентных лампочек можно пересчитать по пальцам. Понятно лишь, что вопрос утилизации ламп скользок и неоднозначен, решение будет непопулярным, примут его без шума. Вопрос только — когда...