С лошадьми — на выход
Есть заведомо выигрышные темы, которые — дойди дело до конфликта — обеспечат одной из сторон огромное количество сочувствующих. Например, если речь идет о животных или детях… А уж в случае симбиоза этих двух тем уровень поддержки будут просто зашкаливающим. Итак, берем намерение муниципалитета убрать с площади Новособорной пони, суммируем это с тем, что детям не на ком будет кататься, и получаем сотни подписей родителей, которые против данной инициативы. За одну только пятницу организаторы катания привлекли на свою сторону более 200 человек.
Ход конем
— Вопрос о лошадях и пони на Новособорной актуален уже давно: сфера развлекательных услуг становится все более популярной в нашем городе, так как процветает безработица, — рассказывает консультант отдела территориального контроля за объектами потребительского рынка департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью Светлана Ульянова. — Лет пять назад прокат гужевого транспорта и электромобилей был официально разрешен. Мы разработали маршруты движения, прописали условия проката, всем руководителям конных организаций выдали необходимые документы. А через какое-то время оценили результат — животные опорожнялись на дорожки, газон был вытоптан, маршруты не соблюдались, случались столкновения... С тех пор разрешения на прокат лошадей и пони на Новособорной не выдаются. Мы говорим: сначала предоставьте нам проект, по которому вы будете работать с обеспечением всех правил и мер безопасности. Но они никак не могут его составить!
У владельцев пони — лошадей на Новособорной в этом году вообще не встретишь — представление о ситуации прямо противоположное.
— Да, мы в свое время не смогли разобраться между собой и просили вмешаться мэрию, но она нам навстречу не пошла. Мы сами, как могли, этот вопрос решили, но все равно оказалось, что мешаем, — жалуется директор конно-спортивной школы седьмого томского отдела сибирского искового казачьего общества Марина Еськова. — На протяжении многих лет просим администрацию упорядочить, узаконить нашу работу на территории площади Новособорной. Три года подряд собираем огромный пакет документов… И все чего-то не хватает: то одну бумажку просят заменить, то другую не так написали. Месяца полтора уходит на бумажную волокиту, а потом — либо отказ, либо вообще тишина, и нас начинают выгонять с полицией.
А «выгоняться»-то некуда. Все более-менее подходящие ниши заняты крупными частными предпринимателями. На Буревестник или в Сосновый бор, куда предлагают переехать «лошадиному бизнесу», мало кто детей повезет. Одно дело — прокатиться на пони по пути на аттракционы, другое — ехать ради пяти минут удовольствия через весь город.
— Во всех городах на лошадях катаются в парках. Конечно, это должно быть культурно и цивилизованно. Но, пока нет никаких разрешений, сюда едут все, кто хотят. Дядя Ваня пьяный из деревни приезжает и катает. А спрашивают с тех, кто подавал запрос на разрешение, все нападки — на нас. Если нам дадут разрешение, с нас можно будет и спрашивать, так как мы будем отвечать за свое место. Вот нас есть три предпринимателя — выделите нам по дорожке, мы будем там с шампунем, со щетками ходить, охрану поставим, все приведем в порядок — нет, не дают! — продолжает Еськова.
А нам все равно!..
Итак, на прошлой неделе мэрия совместно с полицией провела очередной рейд по Новособорной. Предпринимателей с животными попросили на выход, да еще и штрафы выписали. Но уже на следующий день они вернулись на обжитое место.
— Так происходит каждый раз. Нас выгоняют — мы возвращаемся. Потому что аттракцион востребован, а нам надо зарабатывать. Пони могут приносить доход в течение трех месяцев, а есть-то хотят круглый год. Что нам, к церкви с шапочками идти? Это разве лучше будет? А ведь у нас на гербе города — конь, — приводит весьма креативный аргумент индивидуальный предприниматель Юлия Лейбович.
— Да это не забота о животных, это желание легких денег! — убеждена Светлана Ульянова. — Прокатиться один круг на пони стоит 100 рублей. За день эти предприниматели зарабатывают больше десяти тысяч. Что им штрафы от тысячи до двух с половиной тысяч рублей? Заплатил, и завтра снова вышел работать. Да и не работают они сами! Лежат дома на диване, а подростков и людей из неблагополучных категорий населения ставят в качестве обслуживающего персонала. Мы знаем, что многие из привлеченной рабочей силы пьют, и есть даже несколько наркоманов. Вот как таким доверять?! Тем более, лошадь может пнуть человека — просто потому, что ей муха на ногу села. Это — животное, если его что-то раздражает, может пострадать ребенок. Спрашиваем предпринимателей: «Вы готовы на себя ответственность взять?». «Да, готовы», — говорят. Но о какой ответственности может идти речь, если они даже билеты со страховкой разработать не могут?
Кто в ответе за тех, кого приручили?
Кстати, юноши и девушки, дежурящие возле пони, представляются не наемными работниками, а сами себе хозяевами, арендовавшими животных у заводчиков. Об этом же говорят владельцы пони. Правда, начни задавать вопросы, сразу возникнет масса несостыковок.
— Мы арендуем животных только совершеннолетним, — заверяют хозяева животных. Выхожу на аллею и начинаю разговор с одной из барышень лет 16-ти на вид (если ошиблась, пусть сочтет за комплимент). Представляется девушка Софией, фамилию называть не хочет.
— Мне 18 лет, — отвечает она. — Пони я сама арендую, второй год уже. На уточняющий вопрос, было ли ей 18 лет год назад, слышу, что, конечно, было. Потому что сейчас Софии уже… 19. Сколько удается заработать за сезон — тоже остается загадкой. Уклончивый ответ «по-разному» не впечатляет, начинаю перечислять разные суммы — на 50 тысячах София откликается: «Ну да, примерно так». Это, по ее словам, составляет около 30% от общей суммы доходов — остальные 70% уходят на содержание животного. Сколько денег она отдает владельцам лошадей, опять же — «коммерческая тайна». Несколько минут назад хозяева пони говорили мне, что сдают питомцев в аренду за еду — пучок сена и сколько-нибудь овса. Со слов Софии выходит, что в конце срока аренды она все-таки должна отдать владельцам животных тысяч 15. Со штрафами тоже темная история. Владельцы утверждают, что их платят арендаторы, София — что эту проблему решает «начальство».
— Чье начальство? — спрашиваю.
— Ну как чье, лошадей.
Ох, София-София…
Лошадку жалко…
Еще один спорный момент в данной теме — физическое состояние животных. Видя понуро опущенные головы пони, стоящих с утра до вечера на солнцепеке, некоторые родители одергивают детей: «Нет, никаких катаний, лошадка и так устала, а ей даже прилечь не дают!».
— Кони по своей физиологии спят стоя — у них скелет устроен таким образом, — объясняют заводчики лощадей. — Поэтому здесь, пока не ходят, они точно так же фактически спят. Люди думают, что пони грустные, уставшие, а они просто стоят и отдыхают! Попробуйте в это время предложить животному булочку — увидите, какое оно сразу станет красивое, живое, активное.
— У нас сейчас дети и так видят животных только на картинках. И тут еще такие гонения! – Говорит Юлия Лейбович. Присоединяется к ней и Елена Кулешова. — Люди знают наших лошадей в лицо, уже не одно поколение выросло на наших лошадях. И никто ни разу не жаловался — мы никому не мешаем. Пони знают шарики, трамваи, машины, они знают, как останавливаться на красный сигнал светофора. Они у нас скоро разговаривать начнут! Была такая ситуация, я лично видела: пришла полиция, сказала: «Все с лошадьми — на выход». Они собрались, пошли. Следом бежит ребенок и кричит: «Мама, лошадки, я их наконец-то нашел, давай покатаемся!»
Выхода нет?
Дети, а значит, в конечном счете, родители — главный козырь организаторов катаний на пони. Я знаю, что и среди них есть противники этой забавы. Но большинству из тех, кто идет в Горсад от площади Новособорной, — нравится доставить лишнее удовольствие своему чаду. Заручившись их поддержкой, заводчики лошадей собираются на разговор с городскими властями и — куда без него — с губернатором. А если это не поможет, то и на пикет. Вместе с пони. Они хотят отстоять для себя хоть несколько дорожек рядом с Новособорной. Например, на Герцена — вместо парковки у кафе рядом с Домом ученых. Или на Советской — если ее все же сделают пешеходной…
А в городском департаменте экономического развития, между тем, планируют обратиться в Госдуму. Похоже, только она может решить «лошадиную проблему» Томска. Повысятся штрафы тысяч до десяти, и не станет проблемы. Но это — перспектива весьма отдаленная и сомнительная. Так что пока борьба мэрии и любителей пони в очередной раз закончилась ничьей.