23 ноября, суббота
-9°$ 102,58
Прочтений: 9162

«Незаметные подвиги» Андрея Кузичкина

Фото: tomsk-novosti.ru

Накануне начальник областного департамента по культуре в преддверии своего скорого ухода с должности провел неформальную встречу с журналистами. Андрей Кузичкин был обходителен и добродушен, много шутил, приглашал всех угощаться тортом и даже собственноручно наливал кофе. Журналисты, в свою очередь, настороженно ожидали: что же скажет сегодня «виновник торжества»? Уход Кузичкина готовился в атмосфере строжайшей секретности. На все вопросы будущий экс-глава департамента лукаво отвечал: «Нет-нет, никаких комментариев. Приходите первого числа — сядем, поболтаем, там все и узнаете». Ну что же. Пришли, сели и приготовились узнавать.

В самом начале выступления Андрей Кузичкин сообщил, что поводом для встречи стала скандальная статья в «Томской неделе»: «Там собраны все мифы и слухи о моей деятельности. Но вы же знаете, что все это неправда. Тут даже разоблачать нечего», — отметил глава департамента. Следующие полтора часа беседы были посвящены подтверждению этого нехитрого тезиса. Говорили в связи с этим о многом. О «незаметных подвигах», как выразился сам Кузичкин.

Об отставке

Опираясь на архивную справку о предшественниках на посту, Кузичкин рассказал, что средний срок работы в должности начальника областной культуры — пять-шесть лет. «Наверное, больше просто противопоказано, — пошутил он. — С возрастом у человека накапливаются разные болячки. Так же и когда работаешь в одной и той же должности, накапливается критическая масса разных проблем, конфликтов, и понимаешь: пора что-то менять».

О динамике

«В 2006 году, когда я пришел в должность, у нас средняя зарплата была 5600 рублей. В 2012 году будет 14 тысяч — рост больше, чем в два раза», — заметил глава департамента. На вопрос о росте инфляции Кузичкин предположил: «Ну не 240 % же, наверняка значительно меньше».

О «мыльных пузырях»

«Конечно, самый большой «пузырь» — это ТЮЗ», — иронично улыбается Кузичкин. Действительно, на капитальный ремонт и оборудование там ушло почти 250 миллионов рублей. В ремонт драмтеатра, по словам начальника департамента, за эти годы вложили почти 30 миллионов, в «Скоморох» — 15. «Когда я возглавил ведомство, то сразу сказал: я пришел не руководить культурой. Я пришел создавать условия для ее развития», — поясняет Кузичкин.

Упомянул глава департамента и о давнем своем прожекте — создать в Томске консерваторию. Посетовал, что ценные музыкальные кадры утекают учиться в Новосибирск. А вот если построим консерваторию, такого не будет. «Можно даже не доводить уровень образования до магистратуры, пусть будет хотя бы бакалавриат», — отметил Кузичкин. На удивленные вопросы: неужели есть в области преподаватели необходимого уровня? — Андрей Александрович гордо ответил: «Мы посчитали, нам не хватает всего шесть заслуженных работников культуры, чтобы открыть консерваторию. Но их можно пригласить из соседних областей». Другим важным требованием, по мнению руководителя областной культуры, является наличие зала на 300 мест. И все, больше никаких проблем. Об уровне преподавателей и востребованности такого образования в Томске — ни слова.

Говорил глава департамента о многом. О том, что передали в муниципальную собственность здание областной детской библиотеки. О том, что в «Авангарде» сделали отопление и «шикарный» паркетный зал. О том, что в этом году на памятники получено 38 миллионов рублей из федерального бюджета, что отремонтировали на 5 миллионов помещения в художественном музее, закупили оборудование в планетарий, сделали «хрустальный» концертный зал в музыкальном колледже.

О долгосрочной целевой программе по развитию областной культуры Андрей Кузичкин рассказывал с удовольствием. Что сбылась, наконец, его мечта, и в Минкультуры подписали нужные документы: «Нам, конечно, указали на то, что слишком много денег просим — чтобы все проблемы решить, надо два миллиарда рублей. Если программа рассчитана на три года, то в год получается 800 миллионов. Но я думаю, что если даже по 200 миллионов в год дадут — уже хорошо, это ведь гарантированные деньги».

После перечисления всех вложений и проведенных работ прозвучал неожиданный вопрос: Андрей Александрович, а не кажется ли вам, что из томской культуры уходит дух культуры? Вон, ТЮЗ, например. Отремонтировали. Все новое, все блестит. Техники на 250 миллионов закупили. А витража, который помнят многие поколения томичей, нет. Крокодила из-под лестницы убрали. И вообще, вы знаете, как-то уж очень стало на офис похоже в нашем старинном детском театре.

«Ну что вы, никуда дух культуры не исчез, и для ТЮЗа все только начинается! Мне, например, очень нравится новый дизайн. Сначала хотели там сделать все в имперском стиле, багрянец с золотом, тяжелые портьеры. Но выбрали такой свежий вариант, бежевый с золотистым…», — ответил Кузичкин.

На этом месте, каюсь, мне как-то слегка взгрустнулось. Наверное, любимого с детства крокодила стало жалко. Хотя, если верить Андрею Александровичу, все у нас прекрасно и замечательно. Наверное. Сложно судить: о достижениях и вложениях сказано было много, о собственно культуре и искусстве — чуть.

На вопрос о новом месте работы Андрей Кузичкин ответил, что собирается возглавить кафедру изящных искусств в томском институте бизнеса. Тут же впрочем, добавил, что «изящные искусства» — что-то эфемерное и непонятное, поэтому он намерен перепрофилировать кафедру, сделав упор на подготовку управленческих кадров. «Управление культурой» — так, по мнению Кузичкина, должна называть специальность.

О том, кто возглавит департамент после него, Андрей Александрович говорить отказался, сославшись на неинформированность. Однако вслед за этим рассказал в качестве анекдота, как предложил работникам департамента на прощальной встрече организовать тотализатор — кто станет следующим начальником. Мол, учитесь зарабатывать деньги на культуре. Кто-то тут же спросил: «Андрей Александрович, а на какую фамилию поставили бы вы?» — «Скажем так: на кандидата на букву «В», — после долгих уговоров все-таки ответил глава департамента. В числе тех, кто назывался в списках предположительных преемников Кузичкина, таких двое: директор праздничного агентства Елена Величко и директор колледжа культуры Павел Волк.

Итак, эпоха Андрея Кузичкина в томской культуре походит к концу. Все эти годы его деятельность никогда не оставалась без внимания: хватало и критики, и похвал. Оно и понятно, ведь у каждой медали две стороны. Поэтому мы попросили высказать свою точку зрения на смену руководства департамента людей сведущих и о деятельности Андрея Кузичкина знающих не понаслышке. Мнения здесь тоже разошлись.

Директор Северского музыкального театра и член экспертной группы по вопросам развития Сибири в социальной и культурной сфере Светлана Бунакова, рассуждая о том, каким должен быть новый руководитель областной культуры, выделила три главных момента.

— Во-первых, это колоссальная ответственность. На эту должность требуется человек высокой грамотности и образованности. Ведь культура — понятие многогранное. Это язык, обычаи, профессиональное искусство, творческие союзы, памятники архитектуры, музейное и библиотечное дело и многое другое. Во-вторых, нужно обладать большим политическим весом не только в области, но и на уровне министерства культуры. Тогда будет возможность привлекать на работу суперпрофессионалов. В-третьих, в совершающемся сейчас переходе к рыночным условиям главное — максимально сохранить то, что есть. А новое создавать только при наличии резервов.

Аркадий Ратнер, руководитель старейшего джазового оркестра Томска «ТГУ-62», своего мнения относительно ситуации не изменил.

— В должности начальника городского управления культуры я проработал более 13 лет. Это срок немалый, и, думается, я могу судить достаточно объективно о деятельности господина Кузичкина. Из всех руководителей областной культуры, с советских лет и по настоящее время, Андрей Александрович — наиболее слабый. Самое страшное для меня то, что он стравил работников культуры и искусства. Такого антагонизма я не наблюдал никогда. Это говорит о непрофессионализме Кузичкина во всех аспектах. Раньше тоже были междуусобные «войны», но не в таких масштабах и не с такими последствиями. Надо признать, что кадровый эксперимент пятилетней давности не удался. Полагаю, Андрей Александрович быстро это понял, — и вот тогда-то ему и нужно было уйти.

В работе, предстоящей будущему главе департамента, наш собеседник также отметил существенные сложности.

— Нового руководителя я бы, во-первых, поздравил. А во-вторых, очень бы ему не позавидовал. Взваливать на себя сейчас этот воз чрезвычайно сложно, очень много проблем оставил в наследство господин Кузичкин. На эту должность надо приходить не в одиночку, а со своей командой. К тому же, я считаю, большую часть работников областного департамента по культуре следовало бы просто уволить. И причиной тому даже не Кузичкин, а та нездоровая атмосфера, которая возникла в департаменте за последнее время, — констатирует Ратнер.

Кандидат философских наук, доцент ТГУ Дмитрий Галкин Кузичкина, напротив, поддержал.

— С Андреем Александровичем мы работали последние несколько лет. Я считаю, что те решения, которые он принимал в последнее время, были продуманными и стратегически верными. Ему удалось сделать очень многое. Не думаю, что он покинул бы этот пост по своему желанию — планов по развитию отрасли, проектов у него было приготовлено достаточно.