Вертикальная реальность
На вчерашнем собрании областной думы депутаты без особых эмоций отказались от ряда своих полномочий по формированию органов исполнительной власти, передав их губернатору. Реакцию это вызвало неоднозначную — что вполне объяснимо. Но вполне сдержанную — что объяснимо вдвойне, ибо менее всего кто-то хочет сегодня, «на берегу», портить отношения с новым губернатором. Оппозиционная телекомпания сообщила о свертывании политики сдерживаний и противовесов. Ну да. И что? Когда она перестала действовать де-факто? Явно не вчера.
Оксана Козловская на пресс-конференции заявила, что на самом деле дума ничего не потеряла. Но если даже и не так — варианты у нее и остальных депутатов какие? Было сказано: новый документ приводит региональное законодательство в соответствие с федеральным. Все. Главное, что не подвезли снаряды. Остальные причины можно не перечислять.
Если почитать повестку майского, девятого собрания Законодательной Думы Томской области, нетрудно заметить, что львиная доля поправок в законы вызвана одной-единственной причиной: приведением региональных законодательных актов в соответствие с федеральными. И эта тенденция прослеживается уже не первый месяц. Законодательные возможности региональных «парламентов» все более приближаются к нулю. Все, что отличается в ту или иную сторону от законодательных норм, принятых в РФ, будет опротестовано прокуратурой и отменено. Последний пример, со вчерашнего же думского собрания: по протесту прокуратуры депутаты вынуждены были проголосовать за отмену статьи областного Кодекса об административных нарушениях, налагающей запрет на проезд по газонам, детским и спортивным площадкам, пляжам и т. п. Причина: это прерогатива федерации. Разные статьи разных законов уже запретили сие безобразие. А что применить их на практике почти невозможно — кого волнует... Докладчик, председатель думского комитета по законодательству Владимир Кравченко, не скрывал огорчения. Но прокуратура, равно как и областные депутаты, обязаны следовать не духу, но именно букве закона. Dura lex sed lex. Вот уж правда — дура... А если мы такие умные, почему строем не ходим?
Но это, понятно, вопрос риторический. А вот вопросы повестки — через один да каждый: «согласно изменениям федерального законодательства», «ввиду противоречия с ФЗ», «во исполнение ФЗ»... Львиную долю своего времени областные депутаты вынуждены тратить на простую штамповку креатива их старших братьев из Государственной Думы. В чем смысл такого дублирования? Наверное, чтоб депутатам жизнь медом не казалась... В любом случае вопрос — не нашего ума.
Но что-то же остается депутатам? О, конечно. Им, например, разрешено вводить дополнительные меры по временному ограничению продажи алкоголя. По этому поводу между депутатами как раз и разгорелся небольшой скандальчик. Так, фракция КПРФ не очень одобрительно отозвалась о начале новой антиалкогольной кампании в Томской области. Газета «Вестник Каштака», курируемая депутатом-единороссом Олегом Шутеевым, опубликовала текст под заголовком «Стратегия выживания».Статья, заявляет фракция КПРФ, «описывающая доблестную борьбу Олега Михайловича с пьянством и очерняющая нас, коммунистов, путем перевирания нашей позиции». И потребовали опровержений. Все весело.
А еще в ведении депутатов остается, хотя бы формально, дележка бюджетного «пирога». Каждую осень они долго и упорно работают в согласительной комиссии, где отстаивают свои, как любил выражаться Виктор Мельхиорович, хотелки. Один борется за мост через Вах, другой за детский сад в Томске. Воюют за каждую копейку как за свою родную. В конце концов какое-то согласие достигается, и бюджет принимают. И вот тут-то все и начинается. Через некоторое время начинают появляться неучтенные доходы, их распределяют уже в виде поправок и практически всегда — по воле администрации. (Отметим: все это справедливо лишь для относительно «тучных» годов. Во время кризиса расходы, наоборот, приходилось секвестировать.)
Именно эту картину мы наблюдали вчера. Депутаты практически с листа, или, по словам Ивана Кляйна, росчерком пера, отписали 150 миллионов на «увеличение Целевого финансового резерва в связи с недостаточностью средств для предупреждение чрезвычайных ситуаций». Ну и так, по мелочи — еще 22 с лишним тысячи на разные цели, в том числе 10 миллионов — на строительство водоснабжения микрорайона Новоспасский в селе Коларово. Что-то нам подсказывает — непростой микрорайончик...
— Что за чрезвычайные ситуации, — удивился Олег Громов. — Ураганов вроде нет, землетрясений и наводнений тоже, зима теплая была.
Как оказалось — не то, чтоб сильно чрезвычайные, а, скорее, назревшие уже настолько, что дальше некуда: сети дырявые как решето, котельная аховая и т. п. Обычная коммунальная борьба за выживание и перетягивание бюджетного «одеяла» на себя.
Иван Кляйн несказанно удивился появлению в списке «первоочередников» села Коларова.
— Я несколько лет бьюсь за выделения денег для Лоскутова и не могу добиться выделения субсидии. Есть решение согласительной комиссии, и вдруг всплывают совершенно неожиданные объекты. Такое впечатление, что деньги раздаются по принципу «своя рубашка ближе к телу». Я уже не говорю о партийной программе «Благоустройство», по которой обещали ежегодно выделять по пять-семь миллионов, а теперь не даем ни копейки!
Николай Вяткин обратил внимание на «последовательность» позиции по отношению к одной из самых наболевших проблем областного центра — мест в детских садах: «Зачем вводили садики в Томске, если нет денег на их содержание? Называли этот вопрос приоритетным, а сейчас даже он даже не обсуждается».
Свой вклад в полемику внес и губернатор Сергей Жвачкин. Он подтвердил, что 150 миллионов — это то, что обычно принято называть «подготовкой к зиме», и что реальные потребности муниципалитетов много выше — заявок на 700 миллионов. Но и он не может понять, почему средства не закладывались заранее.
— Мне никто не смог это объяснить, — объявил Сергей Жвачкин. — Говорят: «это традиция. Пять лет поправками голосуем». Обещаю: при формировании бюджета 2013 года такого не будет. Но нынче ряд таких поправок принять придется. Подчеркиваю: это не дополнительные средства, это средства, которые по каким-то причинам не были заложены в бюджет. А по детским садам мы готовим отдельную программу, очень серьезную, которую будем вместе с вами обсуждать. Но это очень сложная проблема. Я не знаю, кто такое сказал, но решить ее в один год, конечно же, невозможно.
Пожалуй, эти слова вполне можно расценивать как очередной камешек в огород мэра, который как раз и говорил: «задача на 2012 год — снять необеспеченную потребность в детских садах для детей в возрасте от трех до семи лет». Тем более что о новых подходах к работе над бюджетом губернатор сказал, а вот о том, что областному центру надо дать денег, — нет. В муниципалитете, надо полагать, все замерли и ждут.
Поправки в бюджет, конечно, приняли — иное просто невозможно. Город пока остался при своих интересах. Томску от областного департамента по управлению госсобственностью реально досталась нежилое строение площадью 109 «квадратов» по улице Алеутской. Ну то есть не ему самому, конечно, а благотворительному фонду помощи бездомным животным «Зоозащита» — для реализации программы стерилизации безнадзорных животных и послеоперационной передержки собак. Депутаты дали добро, и таким образом область таки вложилась в решение одной из десятка (приблизительно) острейших проблем своей «столицы».