«Игрушки» для врачей (фото)
Чтобы стать первоклассным специалистом в любой сфере, нужно иметь хорошую практику. На это могут уйти годы, так что без ошибок в работе не обойтись. Однако есть профессии, где ошибкам попросту нет места. И прежде всего это касается медицины. Одно неверное решение врача может нанести непоправимый вред здоровью человека, а то и вовсе отнять жизнь. Но без практики первоклассным доктором тоже не станешь. Как же быть?
На этот вопрос специалисты развитых стран мира ответили созданием симуляционных центров для врачей. В них начинающие и действующие специалисты могут получить все необходимые практические навыки, работая с манекенами. По своим функциям искусственные пациенты мало чем отличаются от настоящих, зато врач смело может отрабатывать на них методы оказания помощи в экстремальных ситуациях, когда результатом правильности и скорости решения профессиональной задачи становится жизнь пациента. В текущем году один из таких симуляционных центров начал свою работу и в Томске, на базе СибГМУ. Это учреждение стало одним из четырех в стране и первым за Уралом, где существует подобная методика обучения специалистов.
― В нашем центре врачи могут оттачивать свои действия, ошибаться и работать над ошибками, не причиняя при этом вреда реальным пациентам. Но, несмотря на то, что живых людей здесь заменяют манекены, процессы диагностики и лечения заболеваний мы проводим в условиях реальных жизненных ситуаций, ― говорит руководитель симуляционного центра Евгений Рипп.
Для госпитализации роботов врачи используют настоящую медицинскую аппаратуру, а также видеозаписи и снимки реальных больных. Перед «лечением» манекенов курсанты моют руки и вообще соблюдают все положенные правила безопасности и гигиены. Поэтому и мне при посещении симуляционного центра выдали бахилы, словно я пришла в настоящую поликлинику.
— Первыми обучение в нашем центре прошли томские врачи. Вместе с ними и мы сами почерпнули для себя много нового в методике симуляционной подготовки специалистов. Поскольку такого опыта в нашей стране ранее ни у кого не было, многие подходы к преподаванию мы позаимствовали у западных коллег. Теперь на обучение в наш центр приезжают врачи из других регионов Сибири. Занятия для всех в рамках федеральной программы проводятся бесплатно, — рассказал Евгений Рипп.
Профессиональную подготовку в новом центре прошли уже больше 40 томских врачей. Студентов здесь пока не обучают. Курсы симуляционной подготовки проводятся среди действующих специалистов учреждений акушерства — роддомов, перинатального центра и районных больниц.
— В течение дня мы проводим обучение двух групп врачей по 14 человек в каждой. Всего на прохождение симуляционной подготовки им дается 72 часа. В результате наши выпускники получают удостоверения государственного образца о прохождении тематического совершенствования по конкретной программе обучения, — уточняет руководитель симуляционного центра.
По словам Евгения Риппа, процесс подготовки врачей проходит с помощью симуляторов нескольких уровней сложности. Например, есть здесь зал, где врачи отрабатывают практические навыки на муляжах в виде отдельных частей человеческого тела. С помощью этих «тренажеров» медики могут практиковаться в работе с венами, артериями, дыхательными путями, делать люмбальные пункции или интубирование.
Второй уровень — это работа с простыми манекенами, имеющими «обратную связь» — реакцию на действия врачей. Это муляжи в виде человеческих торсов, на которых курсанты учатся оказывать первую помощь при наступлении внезапной смерти пациента — делать искусственное дыхание или массаж сердца. Все манипуляции врачи совершают в режиме реального времени, и, если кто-то не успевает правильно и своевременно оказать нужную помощь, пациент «умирает». Его состояние, а также точность действий доктора можно определить с помощью специальных датчиков, которые фиксируют, были ли сломаны ребра пациента в процессе массажа сердца, стало ли ему «лучше» или, наоборот, «хуже».
Симуляторы третьего уровня сложности представлены роботами-манекенами, для которых с помощью специальной программы можно создать различные варианты сердечного ритма, дыхательные шумы, иные клинические ситуации. В этом случае преподаватель может написать «сценарий» заболевания, чтобы курсанты смогли установить правильный диагноз и вылечить искусственного пациента.
— Самые сложные и многофункциональные в нашем центре — роботы-имитаторы четвертого уровня. Это «младенцы» — нормальный и недоношенный, а также «мужчина» и две «женщины», одна из которых «беременна» и может «родить» ребенка — с помощью этого имитатора наши курсанты учатся акушерству, — демонстрирует манекен Евгений Рипп.
Роботов этой версии можно запрограммировать почти на 2,5 тысячи вариантов сбоя сердечного ритма и 28 видов нарушения процессов дыхания. Роботы «моргают», «разговаривают», «дышат», у них «отекает язык» и изменяется цвет «кожных покровов». Искусственные пациенты могут ответить на вопросы врачей, рассказать о том, что их «беспокоит», и даже «забиться в судорогах». Причем врачи могут не только послушать «дыхание» роботов, взять для изучения их электрокардиограмму или реанимировать манекены с помощью дефибрилляторов, но и поставить им уколы.
— В каждом шприце с «лекарствами» для муляжей находятся специальные чипы. Роботы распознают их и воспроизводят задуманную нами реакцию на эти препараты. Так, если врач ошибся и ввел своему пациенту не то лекарство, у больного может начаться «аллергическая реакция», например, затрудниться «дыхание». Вариантов программирования симуляторов очень много, что идет на пользу самим обучающимся, — отмечает Евгений Рипп..
В ходе экскурсии по симуляционному центру СибГМУ я также узнала, что, помимо манекенов, есть здесь и виртуальный имитатор. Это компьютерная игра, но вместо мышки в руках врачей находятся настоящие хирургические инструменты, а все реакции виртуального организма во время операции максимально близки к естественным. Проанализировать свои ошибки и действия коллег врачи могут по записям видеокамер, которые находятся в каждой лаборатории учреждения.