26 ноября, вторник
-4°$ 103,79
Прочтений: 2792

Апрельские «наезды»

Фото: Александр Волков

Самый непредсказуемый месяц весны в Томске начался не слишком радостно. Участники монстрации, которых было меньше, чем сопровождавших шествие журналистов и полицейских, натужно веселились под антипутинские лозунги. Тюремные робы смеха не добавляли. И впрямь: «1 апреля отменяется — дураков нет!». Студенты проигнорировали шествие, еще раз продемонстрировав свою политическую зрелость. Если судить по официальной пропаганде, единственная вещь, которая волнует учащихся томских вузов, — это ограничение продажи спиртных напитков. Тема в течение месяца поднималась неоднократно, получив финал в виде областного закона. Хотя ревнители трезвости обещают: то не конец, а лишь начало.

В апреле случилось много хорошего и разного. Например, вернулась в наши края с зимовки пара орланов-белохвостов. Это великолепные краснокнижные птицы, по которым пьяное быдло палит ради развлечения. Еще — егерь в заказнике высмотрел удода. Ну, это не то что «красно-», а просто книжное: «Шла Марина с огорода, под кустом нашла удода»... Широкую огласку получила тема умирающих от голода медведей. Как и много хорошего сегодня, движение возникло в Сети. Блогерам респект, властям, в упор не видевшим зверей раньше, — «двойка» в четверти.

Политически месяц начался с известия об отставке одного из ближайших соратников Оксаны Козловской — замгубернатора по экономике Бориса Мозголина. Официальная версия увольнения высокопоставленного чиновника — собственное желание, но, по слухам, желание было вовсе не его. Праздным наблюдателям оставалось только гадать, было это простым совпадением, спонтанной реакцией губернатора (говорят, что непосредственным поводом для увольнения стало опоздание зама на планерку), или чем-то большим.

Но завершился апрель совершенно немыслимым «наездом» на Оксану Витальевну со стороны областного депутата Владимира Казакова на думском собрании. Владимир Владимирович, конечно, герой, но на пустом месте стулья бы ломать не стал. Ранее экс-единоросс был замечен в резких нападках на Николая Николайчука, за что поплатился партийной принадлежностью и даже постом проректора ТГУ. Тогда политизированная публика тоже ломала голову, какая муха его укусила. Впрочем, есть мнение, что нынешняя эскапада — не более чем начало предвыборной кампании Казакова, тогда как предыдущая была всего лишь фальстартом.

Собственно, действующему спикеру прилетело от депутата как бы по касательной, большая часть заявления Казакова была направлена на Виктора Кресса и результаты выборов в Куяновском сельском поселении. (Прошу заметить: «как бы» в данном случае не слово-паразит, а выражение сомнения автора). 107 голосов «за» и предпоследнее место в списке — воистину страшный итог 20-летней работы «гребцом на галерах». Дорогие колхознички славно отплатили Виктору Мельхиоровичу за любовь, за ласку.

Прекрасно понимаю, каких люлей мне всыпят в комментах, но все-таки скажу: не заслужил Кресс такой оценки своей работы. Тем более — со стороны села, на которое он все годы своего губернаторства тянул одеяло. Ведь разруха в сортирах и головах, которую мы наблюдаем сейчас в Томске, — это, в том числе, последствие политики многолетнего выкачивания денег из областного центра. Логика проста: город может заработать, село — нет. Значит, надо ему помогать. И помогали — отнимая у Томска без малого 90 копеек с каждого рубля...

Тут некоторые политические деятели местечкового масштаба уже договорились до того, что Кресс в Томской области сельское хозяйство погубил. Чушь, конечно, несусветная. Оно пало жертвой смены политических формаций. (Да и не так, чтоб совсем пало...) Ну не может агробизнес быть успешным в Тегульдете! Губернатор это, конечно, понимал, но все равно старался изо всех сил поддержать деревню, не только научить жить, но и помочь материально. В определенной степени — за счет и в ущерб Томску. За что и «получил гранату» от родного Первомайского района, где его прежде чуть не в плечико целовали. Эх народ, народ... Что ж не были такие смелые на прошлых выборах? Виктор Мельхиорович и впрямь, кажется, поверил, что у «ЕдРа» в Первомайке +100500 голосов потому, что народ здесь премного доволен властью — и районной, и областной, и той, что выше.

Теперь народ и гадает: сделает Сергей Жвачкин Виктора Кресса сенатором или нет? Формально — имеет право... Хоть со слабеньким результатом, но депутатом Куяновского сельсовета (если по-старому) тот избран. Все ждали, что решение будет озвучено на том самом думском собрании, но губернатор держит паузу. Опять же формально — ничего говорить не обязан: его представитель, он и назначает. Или нет. А дума, или, к примеру, «Единая Россия», которая еще до отставки Кресса успела порекомендовать в верхнюю палату парламента Андрея Тютюшева, тут вообще ни при чем. Не при делах, как теперь говорят... Вот и посмотрим, как оно будет.

Мы теперь так и живем — с прицелом на «посмотрим», а они — «как посмотрит». Что для нас не есть плохо. На борьбу с грязью мобилизованы все: от «общественников» до дворников. Высокопоставленные городские чиновники с мэром во главе собственными белыми ручками чистят город от мусора. Причем не на Черемошниках, где его больше всего, а на Воскресенской горе. Трудно не заметить. Злопыхатели, конечно, могут сказать, что гастарбайтеры и обошлись бы куда как дешевле, и сработали лучше, но будем снисходительны к порыву городских властей. Главное, что центр вылизали, и не только. Похоже, и нелепую пристройку к ЗАГСу уберут.

Увы, удержать на плаву «Томь» не удалось даже новому губернатору. Недолгая радость от победы над «Тереком» и «дружеская» ничья с «Амкаром» (побольше бы таких друзей!) не смогли спасти команду от первого дивизиона. Ну то есть теоретически мы еще не там, но практически уже и не здесь. Как у нас водится, общественное мнение разделилось на две части: одна злорадствует, другая печалится. Хотя у последней теперь есть надежда, что «Томи» поддадут газу, и через год она вернется в высшую лигу.

Так и живем: между надеждой и тревогой.