Как пройти в... фотобиблиотеку? (фото)
Я тороплюсь на интервью. Иду быстро, но по сторонам смотреть успеваю — все-таки центр города. Вокруг рекламные билборды, растяжки, листовки. Яркие цвета, надписи и призывы. Девушка в неестественной позе, измученная фотошопом, грустно смотрит с витрины магазина одежды. На кирпичной стене хитро ухмыляется синий чертик, рядом стоит юноша с фотоаппаратом, — видимо, запечатлевает граффити для истории. Мы живем в окружении образов, наша культура превратилась в культуру изображений. Фотографий, рисунков, плакатов и принтов. Некоторые из них вызывают восхищение, некоторые — желание закрыть рукой глаза. Как, например, та девушка с витрины.
Открываю тяжелую дверь под вывеской «Академия фотографии». Лера Ветошкина, которая ведет здесь курс лекций, знает секретный способ сделать окружающий нас мир изображений лучше. Хотя бы чуть-чуть.
— Видите, — Лера показывает мне серию фотографий российского мастера, удостоенную одной из престижных мировых премий, — вот это уже сложно для понимания обывателя. Люди не готовы ни воспринимать, ни создавать работы высокого художественного уровня. Спросите любого на улице — он скажет: «Я такое не понимаю. Вы мне лучше бабу голую покажите!» У людей не сформирована культурная потребность, поэтому художнику проще рисовать и снимать условных «голых баб» — простое, понятное, низкохудожественное…
Мне сразу вспоминается знакомый по имени Паша. У Паши был навороченный фотоаппарат, деньги для аренды студии и страстное желание стать фотографом. Паша знал такие умные слова как «фокус», «штатив» и «композиция», но это не спасло. От штамповости его работ ломило зубы: накрашенные красотки в вечерних платьях, небритые мужчины с бокалом коньяка, жемчужные бусы в букете белых роз. Россия — наше Отечество, «жи-ши» пиши через «и», Волга впадает в Каспийское море. Чего-то Паше не хватало, чтобы выйти за рамки банальности.
— Понимаете, — объясняет Лера, — человек, прочитавший в своей жизни только «Колобка», никогда не сможет понять «Ромео и Джульетту». А уж тем более — написать. Раньше, чтобы соответствовать определенному уровню, человек должен был быть начитанным. Теперь, в эпоху визуальной культуры, становится актуальным такое понятие как «насмотренность».
Действительно, еще лет 20 назад, книги были всем — друзьями, развлечением, источником информации и учителями. «Учение — свет!» — гордо сообщали плакаты в зале детско-юношеской библиотеки. Набитый до потолка книжный шкаф считался признаком богатой и образованной семьи. После того, как мировое господство захватили телевидение и Интернет, ситуация изменилась.
— В философии есть такой термин — «иконический поворот», — рассказывает Лера Ветошкина. — Он появился в начале 20 века, когда академической живописи стало недостаточно для выражения мысли, и люди озадачились альтернативой. Ей стала фотография. Рисовать ты учишься долго, и еще не факт, что получится. А фотография — очень быстрый процесс. Кроме того, этот вид искусства позволяет передавать большое количество информации — и передавать очень тонко, незаметно. А сейчас мы живем все быстрее и быстрее, нужно успевать мгновенно сообщить очень много. Поэтому изображение становится основным языком общения.
Фотографы, художники, дизайнеры — вот те люди, которые, по большому счету, определяют облик нашего мира. Но на одну действительно качественную работу приходится несколько таких, от которых хочется, зажмурясь, убежать. Почему так происходит?
— У нас существует глобальный дефицит образовательной информации, — считает Валерия. — Тем более в таких относительно новых профессиях.
Сама Лера Ветошкина сначала ходила на курсы фотографии ФЖ ТГУ. Когда поняла, что нужно двигаться дальше — поступила во ВГИК, на кафедру фотографии. Два московских года она вспоминает как золотое время:
— Я только и делала, что училась да ходила по музеям, выставкам, библиотекам. Когда приехала в Томск, этого стало ужасно не хватать. Особенно сложно было с книгами: пришло время защищать бакалаврскую работу, а литературы по истории фотографии практически не было. Я пользовалась какими-то прошлыми знаниями, интернетом, перерыла все библиотеки, но находились только какие-то крохи информации.
Тогда Лера впервые задумалась: может быть, от дефицита профессиональной литературы страдает не только она? Может быть, Томску пора обзавестись собственной фотобиблиотекой?
— Я пришла к директору нашей Академии и сказала: «А давайте?..» Она согласилась. Тогда как раз проводился конкурс в рамках проекта «Новая молодежная политика». Мы написали подробный проект, подали заявку… и не выиграли. Жюри посчитало, что идея не будет востребована, — Лера грустно улыбается. Я прекрасно понимаю ее недоумение. В городе, где большая часть населения — студенты, где расположен архитектурный университет, масса художественных школ и фотостудий, в городе с уникальной старинной архитектурой и необычными памятниками, где живут молодые художники, скульпторы и фотографы — конечно же, кому в таком городе нужны книги по живописи и фотографии. По истории искусства. Альбомы лучших мастеров современности. Ну что вы! Нам этого и даром не надо.
И ведь именно даром: в планах у Валерии — большая библиотека, где каждый желающий сможет работать с нужной литературой совершенно бесплатно. Пока что проект существует в подвешенном состоянии: все наличные активы умещаются в один-единственный шкаф. Часть изданий принадлежит «Академии фотографии», остальные — из частного собрания. Среди книг много редких и дорогих, поэтому сейчас доступ к ним имеют, к сожалению, только студенты Академии.
— О нас недавно написали в прессе: «Первая публичная библиотека…» Чтобы это была настоящая библиотека, нужен больший список литературы. Сейчас здесь книг на 100 тысяч рублей, надо еще хотя бы столько же. А вообще, конечно, чем больше, тем лучше, — Лера улыбается. — Тогда это будет репрезентативно: подборка по фотографии, по изобразительному искусству… Чтобы у читателя, пришедшего в нашу библиотеку, сложилось основательное представление, например, о современной фотографии, нужно как следует «поболтаться» в этом лабиринте, пройти от имени к имени, от альбома к альбому.
Кроме того, Лера Ветошкина считает, что любой образовательный проект должен быть всесторонним. Поэтому кроме книг в библиотеке планируется создать центр медиа-материалов, а кроме индивидуальных занятий в тишине — проводить тематические лекции и дискуссии.
— Наш город — город молодежи, а когда ты молод, ты легко воспринимаешь информацию, ищешь новый опыт. Если дать людям возможность полноценно изучить визуальность как новый язык общения, они смогут лучше взаимодействовать с миром и влиять на него, — уверена Валерия. — Я верю в фундаментальность визуального искусства. Получив этот опыт, молодые люди начнут создавать что-то новое. Или по-новому. У нас будет другая реклама, другая архитектура… да все другое! Общий уровень культуры изменится. Если хотите кратко — это тезис «Ходите в нашу библиотеку, мир будет другим!», — Лера смеется, но глаза у нее серьезные.
В июне «Новая молодежная политика» снова проводит конкурс на получение гранта. Организаторы проекта городской публичной фотобиблиотеки планируют снова подать заявку, подкрепив ее на этот раз результатами опросов, статьями из СМИ и подписями в поддержку проекта. Я надеюсь, у них все получится. Потому что сейчас мои знакомые фотографы и художники на вопрос «А вы бы ходили?» смотрят сочувственно и крутят пальцем у виска. Потом ласково объясняют: «Вам, избалованным научной библиотекой ТГУ филологам, не понять, каково это — жить в условиях постоянного дефицита информации, собирать ее по крупицам и вытаскивать из дальних уголков Интернета. Поэтому не задавайте дурацких вопросов, а лучше напишите о проекте так, чтобы его приняли. А то мы уже замучились ждать».