23 ноября, суббота
-11°$ 102,58
Прочтений: 7494

Спасли! (фото)

Фото: Дмитрий Кандинский

Итак, свершилось. Медведи из частного зоопарка «Биос» — хотя называть это место зоопарком язык не поворачивается — сегодня покинули свою клетку и отправились в Москву. Жить там они будут на территории приюта для животных «Бим».

— Тетенька, а правда, что сегодня мишек заберут? — встретила меня вопросом девочка лет десяти, гулявшая рядом с территорией «Биоса». И услышав «да», закричала: «Урааааа!». Присоединиться к ней наверняка согласились бы все, кто инициировал сегодняшнее событие, организовывал его, принимал непосредственное участие или просто наблюдал со стороны. К трем часам дня на улице Восточной собралось человек сто: местные жители и полицейские, сотрудники «Горсетей» и Охотуправления, представители МЧС и прокуратуры, чиновники мэрии и районной администрации, журналисты и руководители того самого приюта, куда должны были переехать косолапые.

Не было лишь владельца этого зоопарка Сергея Старкова. Примерно за час до общего сбора его увезли в полицию. «Подписать какие-то бумаги. Скоро вернется», — пояснил товарищ Старкова Алексей. На время отсутствия хозяина в «Биосе» он остался за старшего.

— Я с Серегой уже лет десять вместе работаю. Когда зоомагазин у него был, там помогал. Теперь иногда сюда прихожу за животными поухаживать. У всех такое впечатление, что их не кормят и не поят. Да спонсоров хватает! Хлебозавод, мясокомбинат, рыбу зимой сюда возили постоянно. Ну, и торты были тоже, не без этого. А что территория запущена — так весна на дворе. И сучья, и мусор — чего только нет, — заявил Алексей. На реплику, что старые арматура, автомобильные покрышки и оконные рамы как-то не тянут на стандартный весенний мусор, тоже нашлось объяснение: «Да это просто стройматериалы, Сергей всю жизнь что-то строит».

Между тем, рассеявшаяся поначалу группа товарищей в штатском образовала заграждения, и журналистов начали выпроваживать из эпицентра событий. Никакие мольбы против отечески-сурового «Мы отвечаем за ваши жизни и здоровье» не действовали. Пришлось занимать наблюдательные посты в соседнем огороде — благо, хозяева разрешили. Но вездесущие стражи правопорядка пресекли и эти попытки запечатлеть, как будут увозить медведей.

— Здесь, может, стрелять придется. Так что все на выход! — скомандовал полицейский, и после долгих препираний нашей братии все-таки пришлось подчиниться. Унылой кучкой корреспонденты столпились в отдалении от «Биоса», периодически продолжая полемику с живым заграждением. И вдруг — о, чудо! — был обнаружен еще один двор, откуда открывался обзор на зоо-площадку. Полицейские махнули рукой, и марш-бросок нескольких журналистов через три квартала увенчался таки успехом.

Как раз успели к самому интересному. Бригада «Горсетей» уже сняла электрокабель, который преграждал технике дорогу в «Биос». Полицейские под руки выводили несдающегося соратника Старкова, представители МЧС разворачивали носилки, тут же кто-то готовил дротики со снотворным, чтобы выстрелить в медведей. И все ждали: вот-вот появится сам Старков, и начнется такое…

— Тут недавно была ситуация: мы вышли в огород, смотрим, две девочки на участке у Старкова стоят, — поделилась ближайшая соседка зоопарка «Биоса» Надежда Сысолина. — Одна лет 15-ти, другой года четыре, если не меньше. И Старков бегает вокруг них с вилами. Потом бабушка маленькой девочки прибежала, кричит: «Отпусти детей!». Он говорит: «Нет, не отпущу». Ну, мой муж к нему кинулся, помог девочкам выбраться, а Старков с вилами уже на него бросился. Хорошо, тот увернулся и сам через забор перепрыгнул. Так теперь Старков заявление в полицию написал, что муж мой, применяя какие-то секретные приемы, побил его.

Между тем, мишки, получившие дозу снотворного, мало-помалу засыпали. После того, как крепкий сон сразил обоих, специалисты МЧС потихоньку — чтобы не разбудить — срезали замок на двери в клетку и решетку с противоположной стороны. Связав лапы хозяевам тайги, которым вместо естественной среды обитания пришлось провести несколько лет в сооружении, где медведям еле повернуться можно, участники спасательной операции погрузили их на носилки и перенесли каждого в новую, специально сколоченную, клетку. Зоозащитники и сотрудники администрации Советского района в течение нескольких дней готовили эти временные пристанища для медведей с улицы Восточной: обивали стены клеток фанерой, искали ковры для подстилок… В общем, все шло своим чередом, и журналистам в конце-концов открыли доступ в зоопарк.

Но тут все же появился он — Сергей Старков. Прорвавшись сквозь оцепление, бросился к клеткам, начал звонить куда-то, но на мой вопрос «А где вы были все это время?» обернулся и начал рассказывать.

— Меня обманом увезли в райотдел полиции. Сказали, что собирается комиссия из чиновников и представителей контролирующих органов, будет решаться вопрос, останутся у меня медведи или нет. В итоге почти два часа не выпускали. В это время происходило проникновение на мою частную собственность. Медведи должны принадлежать мне, это подтверждено решением суда. Нарушались сразу несколько законов, — заявил Старков и — вы сейчас сидите, надеюсь? — продемонстрировал всем постановление районного суда, вынесенное чуть ли не накануне — 26 апреля. В нем сказано, что Сергей Старков не нарушает никаких правил карантина животных.

— Гаагский суд разберется, а я до него дойду, это стопудово, — пообещал владелец теперь уже бывшего частного зоопарка и потребовал объяснений у представителя прокуратуры.

— Данный вердикт суда и сегодняшние события — две совершенно разные вещи, — ответил, прочитав документ, помощник прокурора Советского района Роман Муковозов. — В первом случае в суд обратилось областное управление ветеринарии. Но два бурых медведя были изъяты в рамках процессуальной проверки по заявлениям граждан. Сергею Старкову может быть вменена статья Уголовного кодекса «жестокое обращение с животными». Дело еще не возбуждено, но по закону осмотр места происшествия может производиться и до этого. В ходе этого осмотра у нас есть право изъять предметы, имеющие значение для разрешения соответствующих заявлений.

Ну и пусть медведей назвали предметами. У представителей правоохранительных органов своя терминология, однако суть происходящего не меняется. В эти минуты мишки держат путь до Москвы — в фонд защиты животных «Бим», который существует уже 25 с лишним лет. О томском «зоопарке» москвичи узнали из Интернета и заявили, что готовы помочь. Сейчас в «Биме» живут уже около трех тысяч зверей: кошки, собаки, лошади, верблюд, удав, обезьяна, олень, лось, и девять медведей. Все эти питомцы либо травмированы, либо брошены бывшими хозяевами.

— Первое, что мы сделаем с томскими медведями — помоем их, — пообещал президент фонда «Бим» Сергей Сердюк. — Потом полностью обследуем и начнем строить им просторный вольер. У нас нет возможности предоставить такие площади, как принято в Европе, — гектар на одного медведя. Но минимум по 50 квадратных метров на одного косолапого мы выделяем. Что касается физического состояния этих зверей, нельзя сказать, что они голодные. Но при таком питании, которое у них было, — торты, хлебная крошка — должна постоянно даваться вода. Ее ни капли не было. Ходили и лежали они на многолетнем слое испражнений. У одного из медведей полностью облезла шерсть на груди.

Расходы на автопоезд, а они составили порядка 200 тысяч рублей, оплатила Сибирская Аграрная Группа. Москвичи приехали в Томск за собственный счет. Точнее — в конечном итоге — за спонсорский, ведь приют «Бим» не имеет права зарабатывать на содержании животных. Существует он исключительно на пожертвования. Сделать их может каждый, зайдя на сайт фонда. Надо лишь заполнить соответствующую форму и указать в ней, что вы хотите помочь именно томским медведям.

Ну, и самое главное — счастливого пути мишкам к московской прописке. Не патриотично, но пусть они забудут свою жизнь в Томске, как страшный сон.