23 ноября, суббота
-9°$ 102,58
Прочтений: 5632

«Спасите медведей!» (фото)

Фото: Александр Волков

Ситуация с поползновениями владельца «зоопарка» «Биос» Сергея Старкова открыть настоящий детский зоопарк и с его жестоким обращением с животными, которых он периодически заводит для своего «проджекта», кажется театром абсурда: сама проблема существует около десяти лет, но все меры наказания ограничиваются небольшими штрафами.

В очередной раз ее подняли неравнодушные люди. Меньше недели назад на разных томских форумах появилось сообщение под названием «Живодерня практически в центре города!» с шокирующими снимками. Сегодня томичи организовали небольшой флеш-моб с целью собрать подписи для заявления в прокуратуру, Роспотребнадзор и другие инстанции.

… К остановке на улице Сибирской постепенно стекаются совершенно разные молодые люди. Кто-то с фотоаппаратом, кто-то с пакетами яблок. У девушек в руках большие разноцветные плюшевые медведи. Ребята рассуждают, почему не приехали тележурналисты из Новосибирска. Через десять минут вместе отправляемся на улицу Восточную, где находится «зоопарк» с двумя грустными и очень грязными, но еще живыми медведями.

Там уже собралось какое-то количество людей. Причем взрослых. Некоторые так же, как и я, буквально вчера узнали о проблеме из сообщений на новостных сайтах. Солнечно, жарко, душно и терпкое ощущение, что это чьи-то похороны. В воздухе — напряжение, все говорят негромко и подписывают листы. Высокая девушка в черном платке и длинной юбке теребит пакетик с едой. Группа молодых людей теребит телефоны, очевидно записывая увиденное в твиттер. Только что пришедшие не знают, куда себя деть: складывают шуршащие яблочные пакеты на бетонные плиты с забором-решеткой, сиротливо поглядывают на таких же сиротливых зверей.

— Так, ребята, держите листы! Ручки есть у кого? Да это ничего, что белые. Я их потом разлиную, — оживленно руководит процессом сбора подписей женщина в модных круглых очках с синими волосами и экстравагантным именем Эдит. — Я этим всем три дня занимаюсь: столько информации перелопатили, что голова пухнет! Как узнала, сюда приехала — меня аж трясло!

И действительно, от вида этого «зоопарка» в прямом смысле трясет. Здесь мини-свалка из старых кресел, холодильника, досок, ведер, коробок, тряпок... Еще поражает количество коробок от тортов. Сладости никак не стыкуются в сознании с этим свинарником. Один медведь жмется к краю клетки, а другой свесил все четыре лапы и смотрит настолько грустно, опустошающе и безысходно, что хочется сначала упасть и разрыдаться. А от запаха еще долго не проходит рвотный рефлекс на любую еду.

На фотографиях, гуляющих на просторах Интернета, были трупы собаки и козы. Но по словам очевидцев (женщин с верхних этажей соседнего дома), еще в выходные на цепи сидели умирающие от голода собаки, но вечером сам Старков бегал с фонариком и мешком. Вероятно, убирался.

— Мы вот собрали подписи, а завтра отнесем заявление в Роспотребнадзор, — рассказывает о своей гражданской инициативе невысокий молодой человек в длинной шапочке по имени Виктор. — Я вообще животным помогаю. Вот узнал недавно про этих медведей, сразу позвонил в «Дежурный по городу», они сняли репортаж. Этот случай задел меня и вообще много кого. Сегодня уже народ подтянулся, и я решил принять участие. У меня по ходу дела все получается. И сдаваться не собираюсь.

Эдит с единомышленниками сегодня ездила в прокуратуру. Им объяснили, как написать заявление, какие факты привести, в каком порядке и чем подкрепить. Прокуратура обещала рассмотреть уже поданное заявление в течение 30 дней.

До сих пор эта инстанция не предпринимала никаких мер, поскольку не находила состава преступления. У Старкова, говорят активисты, есть нужные документы и, что самое печальное в данной ситуации, бессрочная лицензия. Правда, здесь возникает вопрос: откуда и как вообще эти медведи появились у нашего антигероя. Активисты узнали, что стоимость свидетельства составляет порядка 300-400 тысяч рублей. Они надеются, что прокурорская проверка на этот раз выявит несоответствия, а пока ищут ветеринара, который бы адекватно оценил обстановку, состояние животных и заявил бы об этом.

— Санэпидемстанция приезжала — ничего не нашла. Ветеринары приезжают и говорят: «Как бы плохо, но не так страшно. Штраф — тысяча рублей», — возмущается Эдит. — Мы хотим писать заявление в областное ветеринарное управление. Никто не берет на себя ответственность сказать, что животным нехорошо! Вот блин, все видят, как все реально плохо, а инстанциям нормально.

— Я просто общественница, — рассказывает Ирина. Она пришла не одна. — Мы посмотрели шокирующие снимки в Интернете и решили сказать нет этому произволу. Раз власти ничего не делают, может мы изловчимся и общественными силами сможем что-то поменять! Здесь живут старушки, но, думаю, они просто боятся с ним конфликтовать. Он ведь здоровый такой.

В это время подтягиваются новые участники, фотографы. Новосибирские тележурналисты не смогли приехать, чтобы снять сюжет. Зато приехали томские. Воздух разрядился, люди двигаются. Подходят к клетке с медведями и поят их водой через длинную трубу. А жители этой улицы опасливо поглядывают на непонятное сборище и расходятся по домам. Как будто Старков их действительно пугает.

— Он иногда приезжает раз в неделю, иногда — раз в две. Привезет торты и поехал дальше, — вздыхает жительница Мария Александровна. — У него кого только не было. И змеи, и обезьянки, и коза. Все поперемерзли, поумирали от голода. Коза застряла в заборе, мы ему звонили, а он приехал лишь через неделю, она не дожила. Обезьянок он держал в доме, там не было света и тепла, они тоже погибли. Или понапривозит собак — мы подкармливаем всей улицей. А медведи — и дождь на них, и снег, и жара... Столько раз с ним ругались, бились. Милиция приезжала... Бесполезно!

Со слов Марии Александровны, Старков кажется каким-то фантастическим городским сумасшедшим. По ее словам, однажды летом он собрал ребятишек и в одних стрингах показывал им обезьянку. Соседские бабушки поговаривали, что он и вовсе без ничего лазил по клетке. А по городу он ходит в белом костюме, белой шляпе сомбреро и с собачкой, выглядывающей из сумочки.

Сегодня заявление в психиатрическую клинику о проведении специальной экспертизы с целью установить вменяемость Старкова подала другая активистка Елена. Если его признают невменяемым, то можно будет сразу же забрать животных и передать их третьим лицам, которые пока не хотят себя афишировать.

— В Томске есть приют для собак и кошек, куда с проверками ездят каждую неделю по несколько раз. Так там условия в несколько раз лучше по сравнению с тем, что здесь творится! А тут только штрафы выписывают, не больше — комментирует Елена. На ней черная водолазка с медведем, а из сумки торчит точно такой же мишка — белый и пушистый. — Я об этой проблеме узнала пять дней назад. Оказывается, она давно существует и никуда не двигается. Складывается ощущение, что этот человек неприкасаемый, раз с ним никто ничего не может сделать…

На бетонные плиты с яблоками грациозно запрыгивает Эдит. Она как натянутая струна, вся в синем и на высоких каблуках — очень эффектно смотрится. Ощущение, что Эдит на баррикаде и сейчас начнет организовывать восстание. «Минуту внимания! Мы решили, что надо создать штаб, чтобы следить за развитием событий. Только перестанем следить, все вернется на круги своя. Надо держать руку на пульсе! Когда собираемся? У кого это можно сделать?» Все дружно гудят, правда собираться решают у Эдит в офисе. Не все пятьдесят человек, которые пришли сегодня. Но какая-то часть.

По словам активистов, «Роев ручей» в Красноярске уже согласился взять к себе медведей и даже отправить ветеринара, который бы помог их транспортировать. На перевоз животных, конечно, придется собирать средства, но сейчас главная задача — каким-то образом вытащить мишек из этой передряги.

«Спасите медведей!» — хором на телекамеру кричит толпа девушек и детей с разноцветными плюшевыми мишками.

Да, спасите медведей.