27 ноября, среда
-5°$ 105,06
Прочтений: 6818

«Засуха» нам не грозит (фото)

Фото: из архива пресс-службы ТГУ

Вода — это жизнь. Но жизнь на планете развивается, численность человечества растет — растет и дефицит воды. Она необходима для питья, для полива, для производства... По оценкам международных экспертов, дефицит пресной воды за прошедшие сто лет увеличился в семь раз, что превысило темпы роста населения в два раза. По различным прогнозам, к 2025 году водопотребление в развитых странах увеличится на 15-30%, в развивающихся — на 200-300%. Стоимость питьевой воды будет представлять наибольшую часть расходов во всех странах мира.

— От нехватки пресной воды уже давно страдают страны Ближнего Востока и Средней Азии, мало ее и на юге Западной Сибири, особенно летом, — говорит заведующий кафедрой гидрологии ТГУ Валерий Земцов. — Эта проблема приобретает уже геополитический характер. Пока вопрос переброски стока сибирских рек временно закрыт — для его решения требуются большие затраты времени и средств. Но рано или поздно придется делиться водой с теми, у кого ее нет. Технологии совершенствуются, и в будущем «поворот» рек, в принципе, возможен. И вероятнее всего, даже неизбежен.

Однако томичи, по мнению гидрологов, могут не опасаться «обезвоживания». Наш город стоит на берегу одной из древнейших рек Сибири, воды которой текут с западных склонов Абаканского хребта уже несколько миллионов лет. Томь — одна из крупнейших рек Обского бассейна и одна из самых многоводных. Значительная часть реки проходит по землям нашего соседа-Кузбасса, а Томск, как известно, находится практически в самом нижнем течении Томи.

С момента появления первых ученых-гидрологов в ТГУ Томь наряду с ледниками и реками Алтая является их главным объектом изучения. Современные приборы и технологии позволили создать компьютерную модель русла Томи. Компьютер позволяет изменять топографию русла и поймы реки, строить виртуальные дамбы, карьеры, плотины и просчитывать последствия этих изменений для речного русла и уровня воды, предсказывать наводнения, места вероятных заторов и т.д. Методики ученых ТГУ по прогнозу водности и максимальных уровней половодья в ряду прочих давно стоят на вооружении у Гидрометеослужбы.

Конечно, нашей Томи далеко до мощи и силы «старших подруг» — Оби и Иртыша. Однако это один из самых крупных притоков Оби, а к тому же Томь — это одна из самых многоводных рек России, имеющих близкую величину площади водосбора. Это значит, что с каждого квадратного километра бассейна в реку приходит воды больше, чем в других реках такого размера.

— Некоторые ученые полагают, что когда-то Томь была главной рекой, а Обь впадала в нее как приток, — рассказывает Валерий Земцов. — И такое возможно: речная сеть постоянно перестраивается, какие-то реки растут, другие меняют русло. Некогда Томь действительно была более крупной — об этом свидетельствуют многочисленные террасы на склонах ее долины на всем ее протяжении. Сейчас Обь выросла, но в начале половодья реки почти сравниваются по количеству воды.

Многие ли горожане бывали в устье Томи и видели, как она соединяется с Обью? Для тех, кто никогда не бывал там, сообщаем: Томь впадает в Обь в районе деревни Козюлино. Перед впадением река разделяется на два рукава — правый (основной) и левый. В этом месте в Томи есть большой омут, который играет роль хранилища для радиоактивных отходов. В первые годы деятельности объектов «почтового» охлаждение агрегатов было прямоточным, и в речную воду попадали радиоактивные изотопы. Однако, что интересно, сегодня в пойме Оби исследователи не находят признаков этой экологической проблемы. В отличие от Енисея, например, где следы деятельности подобного радиоактивного производства можно обнаружить в почвах затапливаемой поймы почти на тысячу километров вниз по течению. У Томи же существует природная «ловушка» —большой омут в устье реки. Сейчас, говорят гидрологи, на его дне еще могут сохраняться остатки тех изотопов, но они не представляют опасности — прошло уже много времени, изотопы распадаются, да и глубина их отложения велика.

— Гораздо более неприятны последствия другого процесса, который мы наблюдаем регулярно, —говорит Валерий Алексеевич. — В Оби часто половодье начинается раньше, чем в Томи. Вода поднимается, и по левой протоке Томи возникает обратное течение. От устья до города река течет очень медленно из-за маленького уклона. И когда происходит подпруживание Томи обской водой, вся грязь, которая «плывет» по нашей реке обычно мимо города, накапливается в застойной зоне, и качество воды ухудшается. Такая ситуация весной и летом может продолжаться довольно долго. Потом, когда устанавливается однонаправленное течение, все нормализуется. Но раньше, когда в наши дома вода приходила из реки, горожане замечали ухудшение ее качества.

Многие десятилетия Томск страдал от паводков на Томи: известны крупные наводнения 1947 и 1969 годов, когда был затоплен Московский тракт, и вода доходила почти до магазина «Тысяча мелочей». Вплоть до конца 50-х годов разливы воды по территории города были регулярными: страдало имущество горожан, размывало улицы, распространялись заболевания. Ледовые заторы плотиной перегораживали реку примерно в том месте, где сегодня стоит Северск. Низкорасположенная приречная часть Томска, и вся территория поймы Томи вблизи него превращалась в огромное временное водохранилище. Позже, со строительством «почтового», в реку стали сбрасывать теплую воду из систем охлаждения, а также добывать гравий из русла реки — и острота проблемы ледовых плотин исчезла.

В последние годы заторы стали образовываться снова, но уже не такие значительные, как раньше. А сейчас, когда правый берег в пределах города охраняет мощная дамба, наводнения затрагивают в основном деревни и поселки в пойме Томи. Но все равно каждую весну томичи с тревогой ждут ледохода.

— Довольно сильное наводнение приключилось на Томи совсем недавно — в 2010 году, —вспоминает Валерий Земцов. — Пойма реки от Вершинина до Томска была полностью покрыта водой во время ледохода. Чтобы затопить площадь Ленина, не хватило буквально трех метров, а в районе Московского тракта край дамбы возвышался над водой всего на несколько десятков сантиметров. Но, кстати, дамба не спасла-таки Томск от паводка: от таяния городских сугробов вода поднялась в Ушайке и затопила ее пойму. Главное русло Томи выше города было почти полностью забито льдом, и поднявшаяся вода стремилась найти себе дорогу по протокам, в том числе по Сенной Курье, в результате чего оказались размытыми часть перемычки между Томью и Курьей и автодорога под коммунальным мостом.

В этом году, обещают гидрологи, сильного наводнения на Томи можно не бояться. Уровень воды в реке был рекордно низким в ноябре, а за зиму выпало очень малое количество осадков: в Томске — в два раза ниже нормы. Правда, из-за низкого уровня воды остается открытым вопрос о том, как пройдет лед: ученые признаются, что нынешний ледоход будет в некоторой степени уникальным из-за редкостного сочетания этих двух условий, и предсказывать что-то очень сложно.

— Низкий уровень воды в реке осенью прошлого года — это нормальное явление, происходящее в рамках естественных колебаний, — убеждает Валерий Земцов. — Вообще, слухи о том, что количество воды в главной томской реке уменьшается, — это большой миф. Воды в ней остается столько же, сколько было всегда. Просто из-за добычи гравия, из-за вырытых карьеров, судоходных прорезей вода теперь течет на более низких отметках. Но в целом, в Томи сегодня воды достаточно, чтобы поддерживать экологическую систему реки.

Дополнительно:

— Длина Томи — 827 км, ширина поймы — до 8 км, перепад высот от истока до устья — 1185 м, площадь водосбора — 62 тыс. км². Средняя скорость течения — 0,33 м/с, на перекатах — до 2,5 м/с. Дождевое питание реки составляет 25-40%, снеговое — 35-55% и грунтовое — 25-35% годового стока. Города на Томи: Междуреченск, Мыски, Новокузнецк, Кемерово, Юрга, Томск, Северск.

— Главный корпус ТГУ и весь прилегающий район стоит на одной из так называемых речных террас. Террасы эти в их верхней части сложены аллювием — осадочными породами, «обработанными» и принесенными сюда Томью. В долину Томи в городской зоне не входят только район площади Южной и Лагерного сада — эти площадки сформированы более древними отложениям, в том числе морскими, которые выходят на поверхность в основании обрывов у Лагерного сада.

— Основные притоки Томи в районе Томска — речки Ушайка, Киргизка, Басандайка. Некоторых речушек уже не увидишь на карте города. Медичка, Игуменка и другие мелкие реки текут сегодня по подземным трубам. В последние годы стало уделяться больше внимания городским рекам, их стали расчищать, благоустраивать берега. И дело не только в красоте, но и в повышении пропускной способности русла: засоренная и заросшая река — источник возможных наводнений. Все работы сначала проводятся на компьютерной модели учеными-гидрологами, а затем за дело берутся организации-проектировщики, где, кстати, часто работают выпускники кафедры гидрологии ТГУ. Начато и восстановление городских озер — расчищены озера Университетское, Мавлюкеевское.

— Для томичей самый известный остров на Томи — Семейкин. А вообще в районе города островов буквально десятки. Самый большой остров находится в районе грузового порта — Энеков. Крупный остров лежит напротив впадения в Томь Басандайки и называется соответственно Басандайским. Несколько больших островов расположены ниже Томска и Северска — Чернильщиковский, Еловый и другие. В черте города самый заметный — остров Буяновский, а также большое количество мелких островков, образованных наносами реки за коммунальным мостом. Многие острова меняют свою географию со временем, появляются и исчезают. Например, был когда-то один Боярский остров (в районе Нижнего склада), а теперь их два — Боярский и Нижний Боярский. Чуть более полувека назад появился остров выше по течению от Лагерного сада — а сейчас он уже почти присоединился к берегу.