27 ноября, среда
-6°$ 105,06
Прочтений: 6897

Сибирские туземцы (фото)

Фото: kogolika.com

В нашем регионе проживает более трех тысяч представителей коренных малочисленных народов Севера. Это селькупы, эвенки, чулымцы, ханты... Они живут так, как жили задолго до освоения Сибири —охотятся, рыбачат, собирают в лесу коренья и ягоды, занимаются промыслами. «Очень важно сохранить древнюю культуру, язык коренного населения, ведь со временем традиции забываются, уходят в прошлое», — считает руководитель правового информационного центра малых народов «Коголика» Полина Шулбаева.

— Я сама селькупка, — рассказывает Полина. — Родилась и окончила школу в Каргасокском районе. Мой дед с нами, внуками, всегда говорил только на селькупском языке. И всегда повторял: «Не забывайте, вы — селькупы. Это ваши корни». Так что любовь и интерес к культуре предков мне привили с детства.

После окончания школы Полина уехала в Томск, закончила исторический факультет ТГУ. Правовой информационный центр «Коголика» (с селькупского языка — «Ласточка») был основан в 2007 году и вот уже пять лет занимается защитой прав и развитием культуры коренного населения Томской области.

По данным «Коголики», в регионе проживает 3,2 тысячи представителей малых коренных народов Севера, большинство которых живет за чертой бедности — более половины экономически активного взрослого населения не имеет работы. Охота, рыбалка, собирательство дикоросов для коренных народов часто — единственная возможность выжить. Кроме того, вызывает тревогу состояние здоровья жителей далеких северных поселков. Хорошо оснащенные оборудованием, медицинские учреждения стали фактически недоступными для них, так как стоимость проезда в районный или областной центры превышает среднюю зарплату.

— Работы у нашего центра очень много, — говорит Полина. — Трудностей, с которыми приходится бороться представителям коренных народов, тоже достаточно. Главное — это недостаток информации. Представьте себе поселок на севере региона, где живут 300 человек, телефон есть только в районной администрации, а почту сбрасывают раз в месяц самолетом. Для таких далеких населенных пунктов мы готовим информационные листы — собираем сведения об изменении законов, касающихся прав коренных народов, например порядка получения разрешение на рыболовство или охоту.

По словам Полины, за свои права на ведение традиционного образа жизни коренным народам приходится бороться с органами местной администрации.

— В соответствии с нововведениями в законе об охоте, представители малочисленных народов могут охотиться без лицензии, чтобы прокормить семью. Однако свою принадлежность к коренному населению необходимо доказывать. Из 3,2 тысячи человек в Томской области в этом году ни один не получил разрешение на охоту без лицензии. Власти почему-то считают, что представители малых народов обязаны жить в юртах и пасти оленей, то есть вести традиционный образ жизни, иначе право на льготы они не имеют. Но, например, селькупы никогда не пасли оленей, не кочевали. С этой проблемой центр «Коголика» обратился в Москву, в министерство природных ресурсов, где сообщили, что в получении льгот отказано незаконно. Теперь мы пишем заявление в прокуратуру, ведь право на свободную охоту — это вопрос выживания для коренных народов. Также и с рыбалкой. Согласно новому закону о рыболовстве, за фиш-карту нужно выложить 500 рублей. В Тегульдете, где проживает много чулымцев, зарплата социального работника 900 рублей. Фиш-карта им просто не по карману.

По словам Полины Шулбаевой, для сохранения и развития культуры коренных народов его представителям необходимо учиться. Но проблема в том, что молодые люди из далеких северных поселков неконкурентноспособны при поступлении в вуз — в районах не хватает учителей. Центр «Коголика» старается помогать абитуриентам — пишет ходатайства на имя ректоров с просьбой принять их на льготной основе. В 2010 году центр получил президентский грант — 400 тысяч рублей. На эти деньги «Коголика» проводила семинары по популяризации высшего образования.

— Представители коренных народов очень отличаются от среднестатистического городского жителя. И дело не только в воспитании и привычках. Например, селькупы, эвенки, ханты, чулымцы просто не могут долго жить в городе, — рассказывает Полина. — Им жизненно необходим лес, рыбалка, простор. Очень многие мои знакомые, получившие высшее образование, все равно вернулись в деревни, занялись охотой, промыслами — вернулись к корням. Надо сказать, что аборигены Сибири, хоть и были христианизированы, но до настоящего времени сохраняются культы духов, шаманизм, элементы тотемизма. Например, эвенки верят в существование бессмертной души — оми, в существование верхнего, нижнего и среднего миров, в соединяющую их реку Энгдекит. У хантов старшее поколение сохраняет традиционные культы предков. До сих пор в тайге есть амбары с хранящимися в них изображениями духов-покровителей.

По мнению Полины, сохранение культуры коренных малочисленный народов Севера невозможно без сохранения языка. Это очередная проблема, которую неясно, как решать — школах не предусмотрены дополнительные уроки родного языка, нет ставок для преподавателей. В прошлом году из Лондонского университета приезжали лингвисты, собрали, материал для большого словаря чулымского языка. Но региональные власти отказались финансировать его издание. В итоге книгу издали в Великобритании. По словам Полины Шулбаевой, она пользуется большим спросом у этнологов и антропологов. Правда, в 2010 году управление культуры выделило 60 тысяч рублей на издание сборника законов, касающихся прав коренных народов.

— Нам есть чем гордиться. Мы — представители малых народов — сохранили свою культуру, которую, к сожалению, в малоизвестна в Томске, — говорит Полина.

«Коголика» в 2012 году планирует с размахом отметить в Томске День дружбы народов — 1 мая и 9 августа — Международный день коренных народов, провозглашенный ООН. Со всей области «Коголика» привезет ансамбли и устроит концерт на открытой площадке БКЗ.

— В нашем городе мало что известно о культуре коренных жителей Сибири. Но, например, селькупский ансамбль бубнистов ездит на гастроли в Швейцарию и Францию, старейшины эвенков ежегодно посещают международные фестивали. А наши власти делают вид, что нас не существует — как в культурном, так и в социально-экономическом отношении. Но мы есть, и мы ничем не хуже других народов, живущих в Томской области.